Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 14:22, контрольная работа
Мировоззренческая позиция утверждает, что сохранение жизни на Земле выступает в качестве базовой жизненной ценности индивидуального и общественного развития человека. Этот вопрос находится в центре внимания общественных и гуманитарных наук: социологии и философии, педагогики и психологии и т.д. В данном случае связь экологии и психологии представлена, прежде всего, «психологией экологического сознания и культуры».
В связи с этим окружающая природная среда во многом структурируется на основе оппозиции: «свой» -- «чужой» («родина» -- «чужбина»), благодаря чему и возникает такой интересный психологический феномен, как «родная природа». Для человека, выросшего в окружении берез и переехавшего в другой район, растущий по соседству сосновый лес, долгое время кажется «чужим», поскольку он -- «их», а не «мой» («наш»).
В восприятии природной среды большую роль играет оппозиция, противопоставление «центр -- периферия». «Центр» среды и все, что находится в нем, имеет большую ценность, чем «периферия». Путешественники стремятся в «сердце пустыни», на полюс -- «пуп Земли» и т. д.; хозяин часто устраивает компостную или мусорную кучу где-то на окраине своего участка, хотя, с точки зрения эргономики, это было бы выгоднее сделать в центре огорода.
Следует отметить, что никакого реального «центра» в самой природной среде как таковой не существует. Например, нулевой Гринвичский меридиан является «нулевым» только потому, что в то время, когда он был установлен, Европа (а конкретно, Англия) была «центром мира».
Восприятие природы как среды характеризуется целостностью. И эта особенность является важнейшей.
Природная среда воспринимается всегда цельно, но вместе с тем и избирательно.
Задачи психологии окружающей среды. Таким образом, задачей психологии окружающей среды является изучение взаимосвязей между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведением.
1.3. Экологическая психология
В отечественной науке экологическая психология начала формироваться в начале 90-х годов на фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его «психологической базой».
Ключевой проблемой экологической психологии является исследование индивидуального и группового экологического сознания, где под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Таким образом, предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах.
Формирование экологической психологии как самостоятельной отрасли было обусловлено тем, что «мир природы» занимает, в определенном смысле, промежуточное положение между «миром вещей» и «миром людей».
Взаимодействию с природными объектами свойственны такие особенности и закономерности, которые не могут проявляться, когда человек сталкивается с «вещами», например, общение со своей любимой собакой, которая зачастую воспринимается как настоящий член семьи, это процесс, качественно отличающийся от взаимодействия, например, с письменным столом, пусть даже и очень любимым.
В то же время, оно не может быть отождествлено с общением того же человека со своим ребенком. Таким образом, для адекватного описания и анализа взаимодействия человека с природными объектами или природными комплексами в одних случаях достаточно концептуального и понятийного аппарата общей психологии, а в других -- необходимо привлечение аппарата социальной психологии, психологии личности и т. д.
При сравнении экологической психологии с психологией окружающей среды и психологической экологией имеются следующие принципиальные различия.
При взаимодействии «человек-природа»:
в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы;
в психологии окружающей среды -- взаимодействие со всей средой, в том числе и с антропогенной;
в психологической экологии -- воздействие факторов всей среды.
При исследовании природы:
в экологической психологии -- как «мир природы», т. е. как совокупность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости;
в психологии окружающей среды природа исследуется именно как «среда»;
в психологической экологии -- как «фактор среды».
Задачи экологической психологии. Выделяется четыре основных направления исследований:
а)экологическое сознание в целом,
б)экологические представления,
в)субъективное отношение к природе,
г)стратегии и технологии взаимодействия с ней.
Перед экологической психологией стоит шесть основных задач, которые решаются в каждом из этих направлений.
Анализ развития в процессе социогенеза. Анализируется экологическое сознание в целом в различные исторические периоды развития человечества, рассматривается характерная специфика отношений взаимодействия человека с природой, выявляются основные направления развития «человек-природа» для данной исторической эпохи и выявляются комплексные факторы (экологоклиматические, социально-экономические, культурные, политические и другие), которые предопределяли данный вектор развития.
Для решения этой задачи экологическая психология опирается на результаты исследований, полученные в рамках таких наук, как история, антропология, палеонтология, философия, культурология, социология, политология, психология (историческая и социальная психологии, этническая и др.).
Разработка типологии. Разрабатывается типология как индивидуального, так и исторически сложившегося общественного экологического сознания, в которых анализируется структура экологических представлений, рассматривается качественная специфика субъективного отношения индивида к природе, разрабатывается система его параметров и типология, создается психологическая характеристика различных типов отношения к природе.
При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по истории, культурологии, философии, социологии, психологии и др.
Анализ развития в процессе онтогенеза. Анализируются основные направления развития индивидуального экологического сознания в течение жизненного периода человека, где внимание уделяется качественным характеристикам и динамике взаимоотношения человека с природой. Это представление о природе и взаимосвязях человека с природой, образ и место природы в образе мира личности, развитие субъективного отношения к природе и его специфика на каждом возрастном этапе, возрастные особенности мотивации выбора тех или иных стратегий в контексте общего психического и личностного развития и т.д.
При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психологии, педагогике, философии, психодиагностике.
Анализ механизмов формирования и функционирования экологических представлений. Изучаются механизмы формирования экологических представлений, в которых особое внимание уделяется исследованию стимулов, получаемых человеком от природных объектов. Исследуются экологические установки человека, действия различных перцептивных феноменов (явлений идентификации, эмпатии по отношению к природным объектам и т. д.), регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом и механизмы восприятия природных объектов в качестве субъектов, их влияния на личность в ситуациях реального и идеального взаимодействия.
Анализируются мотивация экологического поведения, факторы, определяющие выбор той или иной стратегии взаимодействия с природой, механизмы освоения личностью различных технологий взаимодействия с природой.
При решении этой задачи экологическая психология использует данные педагогики, семиотики, этологии, кибернетики, психосемантики, этнопсихологии, сравнительной психологии и др.
Анализ индивидуальной и групповой специфики. Изучаются особенности экологического сознания в различных социально-профессиональных группах. Устанавливаются взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежностью и спецификой системы экологических представлений, свойственной каждой группе и отдельным ее членам. Определяются особенности субъективного отношения к природе: структура параметров отношения к природе и ее зависимость от уровня развития отношения. Исследуются предпочтения в выборе стратегий и технологий взаимодействия с природой в данных группах.
При решении этой задачи экологическая психология использует методы, разработанные в психодиагностике и результаты исследований по социологии, а также дифференциальной и социальной психологии и др.
Разработка принципов и методов диагностики. Для экспериментального исследования названных проблем в рамках раздела экологической психологии -- экологической психодиагностики -- создается специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированного и качественного своеобразия системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней.
При решении этой задачи экологическая психология опирается на положения, сформулированные в статистике, и использует принципы и методы, разработанные в психодиагностике, для исследование тех психологических функций человека, которые могут осуществлять взаимодействие человека с миром природы и его влияние на развитие личности, разработка на этой основе методов психокоррекционной и психотерапевтической работы и т. д.
При решении этой задачи экологическая психология использует результаты исследований по физиологии, педагогике, социологии, а также опирается на положения возрастной и социальной психологии и психологии личности, психологии окружающей среды, медицинской психологии и психотерапии и др.
2. Специфика и направленность понятия - экологическое сознание
В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями человека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность.
Экологическое сознание - это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием [4]. Необходимо отметить, что проблема экологического сознания начала ставиться относительно недавно, а предметом экологической психологии стала буквально в последнее десятилетие.
Так, например, В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику [7].
Таким образом, преодолеваются первоначальные попытки сведения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор выявил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмоций как единиц экологического сознания. При этом что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую функцию экологического сознания.
2.1. Признаки экологического сознания В.А. Скребец.
Опираясь на такого рода представления, В.А. Скребец предпринимает попытку выделить структурные компоненты экологического сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания исследователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, характерных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией людей и конкретным индивидом [7]. Этот опыт опосредован разрешениями и запретами, знаково-символическими функциями взаимодействия с миром, принятыми в данной социальной группе.
К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит следующие:
- социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;
- опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;
- саморефлексивность;
- внутренний диалогизм и др.
Особое внимание автор уделяет проблеме направленности и уровням саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций может быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смысла, неясностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опосредованно через свои связи с другими объектами или процессами. Эксплицитность экологического сознания предполагает явный, четкий развернутый вид суждений и понятных внешнему наблюдателю экологических поступков и действий.
Необходимо отметить, что такой подход вызывает определенный интерес и заслуживает внимания, но не вскрывает в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического сознания.
2.2. Противоположность типов экологического сознания
по С.Д. Дерябо и В.А. Ясвину
Наиболее плодотворный подход, характеризует не просто структуру экологического сознания, а структуру типов такого рода сознания. Это дает возможность дифференцированно описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема решается в концепции уже цитированных нами ранее С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина.
Информация о работе Экопсихология: этапы становления научного направления