Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанные с попыткой удовлетворить отдельные потребности. Совокупность мотивов, их иерархическая структура, своеобразие характеризуют мотивационную сферу личности. В целом эта система динамична и меняется в зависимости от многих обстоятельств.
Основа личности заключается в функции выбора

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии …………………………………………

6
Концептуальные основы мотивационной сферы человека ……
6
Психологические аспекты и барьеры профессионального самоопределения ……………………………………………………………...

9
Сущностные характеристики профессионального мировоззрения как неотъемлемой составляющей профессионализации будущего специалиста ………………………………………………………


12
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов …………………………

19
2.1. Методики и программа констатирующего эксперимента ……...
19
2.2. Параметры и взаимосвязь личностной и этической модели педагога ………………………………………………………………………..

22
Заключение …………………………………………………………….
28
Литература ……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

влияние профессии на мировоззрение личности.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Как мы видим, представление  о собственном будущем связано  с ценностями. Ценности являются средством  приобщения индивида к роду, позволяя преодолеть временность человеческого существования. Ценности тесно связаны с представлениями о смысле жизни, являются одновременно и основой развития личности, и его результатом. Наличие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, по мнению М.Гинзбурга, свидетельствуют об активном ходе процесса самоопределения; их отсутствие - об его искажении.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей  форме проявляется ценностно-смысловая  природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует  взрослые формы поведения и потому не может не учитываться, когда мы имеем дело с процессом формирования личности, становления человеческого "Я".

Внутренние, субъективные трудности, снижающие активность личности и делающие ее пассивной неадекватно к ситуации называются психологическими барьерами. Проблема психологических барьеров проявляется, прежде всего, из-за негативных эмоционально - волевых черт характера личности, снижающих эффективность ее деятельности, в том числе и в процессе профессионального самоопределения. Эмоциональный механизм психологического барьера заключается в усилении негативных переживаний и установок - стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей.

Поэтому решение  проблемы психологических барьеров является существенным условием оптимизации процесса профессионального самоопределения личности в раннем юношеском возрасте. Ситуация выбора профессии актуальна начиная с ранней юности, следовательно и возникновение психологических барьеров в этом процессе возможно не раньше этого возраста. Трудности профессионального самоопределения, а также и психологические барьеры у подростков и младших школьников, не наблюдаются. Это объясняется тем, что решение вопросов, связанных с выбором профессии они могут отложить на более позднее время.

Изучая вопрос о причинах возникновения психологических  барьеров в профессиональном самоопределении  личности обратимся к анализу  особенностей данного процесса, который приводится ведущими специалистами в области психологии и психологии профориентации. Так, С.Л.Рубинштейн подчеркивал роль "верности себе" при решении вопросов профессионального самоопределения и определенного противостояния внешнему. Потребность в проявлении именно такой позиции может не согласовываться с индивидуально - типологическими особенностями личности. Это приводит к возникновению психологических барьеров личности (24, с.195).

Из анализа  взглядов различных ученых, которые  пытались теоретически решить проблему профессионального выбора, следует, что профессиональное самоопределение - это не только процесс принятия решений по выбору профессиональной деятельности, но и одна из форм активности личности, при котором она выступает субъектом собственной жизнедеятельности. И поэтому смелость, сила воли, ум, профессиональная направленность для нее является личностной ценностью. Как следствие этого, профессиональное самоопределение является средством реализации субъективных свойств личности, стиля ее жизни. Таким образом, успех профессионального самоопределения во многом зависит от собственной активности субъекта, от его жизненной позиции, позволяющей молодому человеку целенаправленно, осознанно, активно, прилагая волевые усилия, осуществлять выбор профессиональной деятельности и подготовку к ней.

Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения и связанной с ней проблемой психологических барьеров личности позволил нам определить психологические составляющие данного процесса и выявить их взаимосвязь. Так, в профессиональном самоопределении личности имеют место следующие проявления личности: призвание; психологическая готовность, психологические барьеры; процесс принятия решения; личностное самоопределение; потребности, а также индивидуально-типологические особенности индивида.

Итак, говоря о  структуре профессионального самоопределения на основании анализа теоретических положений проблемы профессионального самоопределения (Л.О.Йовайша, Е.О.Климов, В.Ф.Сафин, Б.О.Федоришин и др.), можно утверждать, что это достаточно сложное системное образование, в которое входят ваимодополняющие элементы. Обобщение толкований феномена профессионального самоопределения позволяет выделить основные его компоненты: "Я-концепция", жизненная позиция, мотивация, ценности.

 

1.3. Сущностные  характеристики профессионального  мировоззрения как неотъемлемой составляющей профессионализации будущего специалиста

 

Парадигма развития высшего образования в XXI в. обусловлено  качественными характеристиками общества будущего. Нынешний век определяется следующими основными проявлениями: общей компьютеризацией и системным программированием всех сфер производства, развитием информационных технологий, широким использованием лазерной техники и микропроцессоров, применением планетарных телекоммуникационных связей, появлением новых источников энергии и т.д. Все это меняет ритм и стиль общественной и индивидуальной жизни людей, требует быть социально ответственными, активными, креативными.

Общественные  преобразования требуют интеллектуально  развитой личности, базовым компонентом  духовного мира которой являются фундаментальные знания и способность к самообразованию в контексте глобализации.

Изложенное  обусловливает формирование новых  требований к образованию, прежде всего  профессиональной. Она должна быть фундаментальной, базироваться на новейших достижениях науки, осуществляться по новейшим педагогическим технологиям.

При этом нельзя забывать, что нынешний специалист должен обладать высокой профессиональной культурой, морально-духовными ценностями, чтобы избежать конфликта с окружающим миром.

В современных  социокультурных условиях модернизации образования происходит трансформация и профессионального образования под определяющим влиянием, прежде всего, институциональных и структурных изменений по рынку труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, но и потребовали новые качества человеческого капитала. Следовательно, перестройка системы профессиональной подготовки специалистов в свете новых социальных, экономических, мировоззренческих потребностей должно основываться, между прочим, на следующих основных постулатах:

1) соответствие  образования потребностям социально-экономического  развития общества;

2) обеспечение  интеллектуального развития личности, овладение эффективными методами  самостоятельной познавательной  деятельности;

3) формирование  у молодого поколения высоких морально-духовных качеств на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Последнее невозможно без ориентации потенциала и ресурсов высшей школы на формирование будущего специалиста как личности, способной  к самообразованию, самоактуализации, самоопределению, учитывая общекультурные ценности и приоритеты, что должно стать ведущей стратегией модернизации профессионального образования. Решая ряд сложных проблем, стоящих перед обществом страны сегодня, нужно ориентироваться на позицию, которую определил древний философ Протагор: "Человек - мера всех вещей".

Образ успешного человека предполагает не только креативность, информационную культуру, но и выраженную личностную позицию в профессиональной деятельности. Это обусловило новый взгляд на формирование именно профессионального мировоззрения будущего специалиста как системы профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности, готовности к обучению в течение всей жизни, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на современном рынке труда.

Система политических, правовых, этических, религиозных, эстетических знаний, определяющих жизненные позиции  и ценностные ориентации людей и  является мировоззрением (26). Она представляет собой систему взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности, раскрывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к окружающей действительности, механизма самореализации и формирует личностные структуры (15).

Разработка  категории мировоззрения, методов его формирования занимает ведущее место в работах психологов Л.Божович, Б.Додонов, А.Ковалев, И.Краснобаев, Т.Тамбовцев, Б.Теплов и др.

Педагогические проблемы формирования мировоззрения в учебной  и общественной деятельности исследуются М. Алексеевым, Р. Анисимовой, М.Кузьминой, А. Кукушкиным, Б. Лихачевым, Н. Огурцовым, В. Сластениным и др. В работах этих ученых обосновываются методы, принципы и средства развития научного мировоззрения личности в процессе обучения.

Мировоззрение - результат и следствие воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, образования и самообразования. Это не только содержание, но и способ освоения окружающего мира, относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Возникая как сложный результат практического взаимодействия человека с окружающей действительностью - природой и обществом, - мировоззрение предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, которая обладает фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе мировоззрения диалектически взаимосвязаны мысли и чувства, побуждения и действия, сознательное и бессознательное, объективное и субъективное. Вследствие этого мировоззрение можно рассматривать как субъективную реальность, которая активно формируется (16).

Становление мировоззрения  проходит ряд этапов в развитии человека:

- Во-первых, процесс систематизации  знаний, полученных человеком в  процессе обучения и жизненного  опыта;

- Во-вторых - степень достигнутой психологической, социальной, моральной духовной зрелости;

- В-третьих, показатели  реализации основной жизненной  цели, которую человек ставит  перед собой (28).

Процесс формирования мировоззрения  продолжается всю жизнь, при этом мировоззрение - продукт не только воспитания как целенаправленной деятельности общества и его социальных инструментов, но и результат влияния окружающей среды, деятельности личности с самовоспитания (29).

Профессиональная деятельность - это сложная динамическая система, в состав которой входят многочисленные элементы. Среди них следует выделить основные, определяющие успех деятельности: конструктивный (конструктивно-содержательный, конструктивно-оперативный, конструктивно-материальный); организаторская деятельность; коммуникативный (12).

Понятие "профессиональная деятельность" неразрывно связано  с понятием "профессиональной готовности" как свойства или признака отдельной личности, концентрированного показателя сути деятельности лица, степени ее профессиональной способности, профессионального сознания. Профессиональное сознание (или профессиональное самосознание) преимущественно осмысливается как познание и самооценка профессионально значимых качеств, выработка осознанного отношения к труду, его результатов.

Единство общественных форм деятельности и человека выявляет суть общей мировоззренческой культуры специалиста как специфической способности воспринимать и преобразовывать свою природную и социальную способность на необходимую форму, адекватную социальному характеру общественной деятельности. При этом субъективная картина профессиональной деятельности формируется на основе накопленного опыта, определяет направленность профессиональной деятельности, в ней выявляется уровень профессиональных задач, своеобразие видения человеком своей профессии.

Профессиональное  мировоззрение редко выступает  предметом целенаправленного эмпирического  изучения. Опираясь на традиции изучения социальных представлений как устойчивых форм коллективного сознания, учитывая опыт исследования профессионального менталитета, можно рассматривать систему профессиональных представлений как составляющую двух основных взаимосвязанных подсистем: субъективной и предметной.

Субъективная  подсистема образована совокупностью представлений специалистов о человеке как субъекте профессиональной деятельности, предметная - заданная совокупность представлений о содержании деятельности.

Структура профессиональных представлений включает в себя два  компонента:

- Представление о субъекте профессиональной деятельности, в том числе мотивации выбора, профессионально важных качества и способностей специалиста;

- Представление  о содержании деятельности, в  частности ее объекте, цели, средствах.

Профессиональное  мировоззрение будущих специалистов формируется на стыке научно-теоретического и жизненно-практического познания природы человека и общества, поэтому отличается внутренней противоречивостью, эклектизмом, типизацией.

В структуре профессионального мировоззрения можно выделить гносеологический (познавательный), аксеологический (ценностный), конгруэнтны (принципы, убеждения, направленность), праксеологический (практический) компоненты. Наличие этих компонентов обусловлено субъект-объектными характеристиками профессиональной деятельности. Объективность профессиональной деятельности основывается на социально-экономической активности индивидов и относительной автономности, устойчивости системы их внутренних детерминантов.

Информация о работе Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов