Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанные с попыткой удовлетворить отдельные потребности. Совокупность мотивов, их иерархическая структура, своеобразие характеризуют мотивационную сферу личности. В целом эта система динамична и меняется в зависимости от многих обстоятельств.
Основа личности заключается в функции выбора

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии …………………………………………

6
Концептуальные основы мотивационной сферы человека ……
6
Психологические аспекты и барьеры профессионального самоопределения ……………………………………………………………...

9
Сущностные характеристики профессионального мировоззрения как неотъемлемой составляющей профессионализации будущего специалиста ………………………………………………………


12
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов …………………………

19
2.1. Методики и программа констатирующего эксперимента ……...
19
2.2. Параметры и взаимосвязь личностной и этической модели педагога ………………………………………………………………………..

22
Заключение …………………………………………………………….
28
Литература ……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

влияние профессии на мировоззрение личности.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  проведенного комплексного исследования сделаны следующие выводы:

Мотивация занимает ведущее место в структуре  личности и является одним из основных понятий, которые используются для  объяснения поведения и деятельности человека. В психологии мотивация  обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности.

Система мотивов, в том числе и мотивов профессионального  самоопределения динамичная и изменяется в течение всей жизни. От детских  слабых неразвитых мотивов, фантазий и  мечтаний подросткового возраста к мотивам устойчивого выбора с точки зрения способностей, интересов и ценностей.

Под сознательным отношением к выбору профессии необходимо понимать мотивированную деятельность, направленную на ознакомление с содержанием профессии, практическую апробацию своих возможностей, овладения активными способами подготовки к будущей работе, самовоспитания профессионально важных качеств;

Профессиональное  самоопределение является целостным  процессом. В каждом конкретном случае в определенной степени присутствуют все структурные составляющие. Аспекты самореализации, выбора и адаптации взаимосвязаны с компонентами структуры профессионального самоопределения. Проявляясь как акцентированные психологические смыслы индивидуальных профориентационных ситуаций, они выступают узловыми проблемами профессионального самоопределения личности. Каждая из этих проблем может быть рассмотрена с точки зрения духовного, психологического и социально-психологического уровня в процессе ее решения, в зависимости от уровня развития личности, ее жизненного опыта, места, которое будет принадлежать профессиональной деятельности в жизни человека, личностной значимости для нее.

Таким образом, нами обозначены сущность профессионального  мировоззрения будущего специалиста  как неотъемлемой составляющей профессионализации, определена его структура, уровни, этапы становления.

Исходя из вышерассмотренного, можем сделать вывод, что профессиональное мировоззрение, как система профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения к профессиональной деятельности, способность к самоорганизации и конкурентоспособности на современном рынке труда, представляет собой систему принципов, убеждений, которые определяют профессиональную ориентацию, общее понимание смысла, назначения, ценности профессии.

Основой системы  профессиональных ценностей выступают  общечеловеческие ценности. Ядром профессионального  мировоззрения специалиста являются ценностные ориентации, отражающие моральный  базис профессии. От того, насколько  профессиональные ценности приобретают для специалиста личностного смысла и значимости, во многом зависит результативность его будущей деятельности.

Следует отметить, что основные составляющие профессиональной картины мира возникают в начальный  период профессионального самоопределения личности и почти не испытывают радикальных качественных изменений в процессе дальнейшей профессиональной социализации. Поскольку профессиональное мировоззрение формируется на стыке научно-теоретического и жизненно-практического познания природы, человека, общества и отличается внутренней противоречивостью, то построение целостной, интегративной теории и преодоление ее отрыва от практики - задача профессиональной подготовки будущих специалистов.

На основании  исследовательской части курсовой работы, целью которой было определение содержательно-динамической модели морально-психологического статуса педагога можно сделать выводы по обработанным данным опросников, анкет, тестов:

Изучение личностных качеств – практически безграничная задача. Человеческая личность находится, за некоторыми исключениями, в постоянном развитии. Очень важно учитывать непосредственное окружение. Важен системный подход при изучении индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности педагога.

Требования  к индивидуально-психологическим особенностям личности педагога должны разрабатываться с учетом конкретных особенностей и всех факторов, влияющих на содержание морально-психологического климата и характер деятельности педагога.

Во всех случаях  есть, конечно, нечто общее в психологической проблематике формирования и управления морально-психологическим климатом, но для практических рекомендаций важен учет конкретных условий деятельности педагога.

Всесторонняя  оценка индивидуально-психологических  качеств педагогов позволила  создать научно обоснованную систему выдвижения и распределения педагогов на предприятии, а также подготовить заключение о том, насколько педагог соответствует должности, хватает ли ему сил, желания, воли, чему он должен научиться, а от чего он должен отвыкнуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

    1. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. – Л., 1986.
    2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. Психол. труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 349 с.
    3. Борис И. Мотивационная сфера как проблемный фактор поведения // Психология и общество. -2002. - № 2. -С.48-57.
    4. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психологический журнал. -1995. - № 5. -С.120-129.
    5. Верная Ж. П. Смысловые отношения личности в профессиональном самоопределении / / Современная психология в ценностном измерении: Материалы Третьих Костюкивських чтений (22-24 декабря 1994 p.). - В 2-х томах. - К., 1994.
    6. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. – № 3.
    7. Глинкин, Е.И. Мировоззрение творчества / Е.И. Глинкин, Л.Н. Герасимова, И.Б. Маренкова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 136 с.
    8. Голобородько Е.П., Малыхина А.В. Основные психологические теории мотивации и их значение сегодня // Наша школа. -2002. - № 3. -С.46-50.
    9. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 2003.- 415 c.
    10. Климов Е.А. Путь к профессии. - Л., 1974. - С. 190.
    11. Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс, 1981. - 195 с.
    12. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. – Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1967.
    13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Педагогика, 1971. -186с.
    14. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001.- № 1. - С. 57-66.
    15. Мировоззрение и проблемы его формирования в процессе преподавания социально-гуманитарных, естественнонаучных и специальных дисциплин. – М.: МГУ, 1995.
    16. Мировоззрение. Духовность. Ценности: сб. науч. ст. / А.П. Горячев. – Волгоград: ПраймПресс, 2000.
    17. Митина Л.М., Кричевский Р.Л. Профессиональная социализация личности //Проблемы профессиональной социализации личн<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_043

Информация о работе Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов