Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 09:22, курсовая работа

Краткое описание

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанные с попыткой удовлетворить отдельные потребности. Совокупность мотивов, их иерархическая структура, своеобразие характеризуют мотивационную сферу личности. В целом эта система динамична и меняется в зависимости от многих обстоятельств.
Основа личности заключается в функции выбора

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии …………………………………………

6
Концептуальные основы мотивационной сферы человека ……
6
Психологические аспекты и барьеры профессионального самоопределения ……………………………………………………………...

9
Сущностные характеристики профессионального мировоззрения как неотъемлемой составляющей профессионализации будущего специалиста ………………………………………………………


12
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов …………………………

19
2.1. Методики и программа констатирующего эксперимента ……...
19
2.2. Параметры и взаимосвязь личностной и этической модели педагога ………………………………………………………………………..

22
Заключение …………………………………………………………….
28
Литература ……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

влияние профессии на мировоззрение личности.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

Субъективная  составляющая профессиональной деятельности - интеграция содержательных элементов (мысли, чувства, побуждения, действие, сознательное и подсознательное) профессионального мировоззрения специалиста, владеющего фундаментальными функциями (отношение к труду, профессии и профессиональная этика; освоение профессиональных знаний, формирование готовности к обучению в течение жизни и т.д.).

На этапе  профессиональной подготовки происходит развитие деятельности от учебно-познавательной к учебно-профессиональной, далее - к реальной профессиональной. Эффективность  этого процесса диалектически взаимосвязана с формированием у будущих специалистов именно профессионального мировоззрения.

Генезис профессионального  мировоззрения обусловлен ​​возрастными особенностями человека, спецификой профессиональной деятельности, социально-экономическими характеристиками развития общества и содержит несколько уровней (1).

На первом (адаптационном) уровне профессионального мировоззрения, на основе обобщения первичного профессионального  опыта у индивида формируется  схема профессиональной деятельности. Основные элементы этого уровня - способности, умения, навыки.

На втором (эксплицитному) уровне мировоззренческая ориентация, которая сложилась ранее, систематизируется, оценивается и корректируется. Элементами этого уровня, прежде всего, выступают потребности, мотивы, идеалы, принципы, убеждения.

На заключительном (продуктивном) уровне создаются программы  профессиональной деятельности, на основе которых индивидом осознается принадлежность к определенной профессиональной общности, формируются профессиональные компетенции.

Становление и  развитие профессионального мировоззрения  базируются на готовности преподавателей к формированию у будущих специалистов профессионального мировоззрения, интеграции общих и профессиональных знаний, проектно-целевой форме профессиональной подготовки.

Единство общего и профессионального знания представляет собой совокупность знаний, которая  помогает решению дидактических  задач, стоящих перед профессиональной подготовкой. Подготовка современного специалиста в условиях интеграции общего и профессионального знаний - это процесс профессионального становления личности, обусловленный высоким уровнем профессионализма научно - педагогических кадров, инновационными технологиями обучения и воспитания, собственной учебной и научно - исследовательской активностью. Профессионализм мировоззрения предполагает активную жизненную позицию, возможность определенного влияния на реальность. Становление человека как профессионала непосредственно связано с его развитием как личности и предполагает появление или новых качеств и свойств, или развитие задатков, которые человек имел.

Высокий уровень  развития человека, достигнутый в  деятельности, в труде является показателем  наличия профессионально ориентированного мировоззрения. Именно профессионализм мировоззрения, "профессиональное видение мира" является признаком сформированности профессионалов не по возрасту и наличием соответствующих дипломов, а по своей сути.

ГЛАВА II.

эКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ВЛИЯНИЯ ПРОФЕССИИ  НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ

 

2.1. Методики и программа констатирующего эксперимента

 

О морально - психологическом  статусе индивида как объекта  психодиагностического изучения личности адекватно можно ставить вопрос лишь в контексте межличностных отношений. Именно в структуре этих отношений индивид реализует себя как личность, здесь он получает свой статус (индивидуальный, социометрический или морально - психологический). Понятием "статус" (от лат. status - положение, состояние) обозначается положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности, привилегии. Как уже отмечалось выше, подходы и методики исследования межличностных отношений чрезвычайно многочисленны. Столь же многочисленны и методики, направленные на исследование статуса индивида в системе межличностных отношений, тех личностных качеств индивида, которые определяют положение и состояние индивида в системе этих отношений и сами влияют на эти отношения.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются все ценности человечества. В прошлом ценности, которые имели приоритет в обществе, в настоящее время утратили свое значение.

В исследовании было выявлено, что культурные и интеллектуально  – образовательные ценности, которые  были рассмотрены в теоретической части, не являются доминирующими ценностями.

Так же необходимо отметить, что ценностные ориентации оказывают  непосредственное влияние на профессиональный выбор, т.к. на основе ценностей формируется  мотивационная деятельность, которая побуждает целеустремленно достигать поставленных перед собой задач.

Рассмотрим некоторые  из методик, применяемых для психодиагностического изучения влияния профессии на мировоззрение личности:

  1. «Шкала оценки потребности в достижении» Орлова Ю.М.

Назначение теста: Диагностика мотивации достижения.

Шкала состоит  из 23 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "Да" или "Нет". Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

  1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Назначение: Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной  сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

  1. Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.Бубнова.

Назначение: Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

  1. Определение уровня притязаний личности. Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

 

2.2. Параметры и взаимосвязь  личностной и этической модели педагога

 

Испытуемыми являются педагоги города Москвы.

Выборка состоит  из 20 человек:

Рис.2.1. Выраженность уровней потребности в достижениях

 

Таким образом общий  анализ результатов показал следующее:

у  40% (8 человек) – низкий уровень потребности в достижении;

у  50% (10 человек) – средний  потребности в достижении;

у  23% (4 детей) – тревожность  проявляется ситуативно.

 

 

 

 

 

 

количественная 

выраженность

ценностей


 

 

 

 

 

виды ценностей

 

Рис.2.2 Структура выраженности ценностных ориентаций личности

в группе социальных педагогов по методике С.С.Бубнова

 

Примечание:

  1. Приятное времяпрепровождение, отдых.
  2. Высокое материальное благосостояние.
  3. Поиск и наслаждение прекрасным.
  4. Помощь и милосердие к другим людям.
  5. Любовь.
  6. Познание нового в мире, природе, человеке.
  7. Высокий социальный статус и управление людьми.
  8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.
  9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.
  10. Общение.
  11. Здоровье.

По данным проведенного исследования, структура ценностных ориентаций личности показала следующую градацию:

  1. Приятное времяпрепровождение, отдых.
  2. Помощь и милосердие к другим людям.
  3. Признание и уважение людей и влияние на окружающих.
  4. Любовь.
  5. Познание нового в мире, природе, человеке.
  6. Поиск и наслаждение прекрасным.
  7. Высокое материальное благосостояние.
  8. Здоровье.
  9. Общение.
  10. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе.
  11. Высокий социальный статус и управление людьми.

Рис.2.3.  Выраженность компонентов мотивационной сферы

по методике «Определение уровня притязаний личности»

 

Примечание:

Компонент 1 —  внутренний мотив.

Компонент 2 —  познавательный мотив.

Компонент 3 — мотив избегания.

Компонент 4 —  состязательный мотив.

Компонент 5 —  мотив к смене текущей деятельности.

Компонент 6 —  мотив самоуважения.

Компонент 7 —  придание личностной значимости результатам  деятельности.

Компонент 8 —  уровень сложности задания.

Компонент 9 —  проявление волевого усилия.

Компонент 10 —  оценка уровня достигнутых результатов.

Компонент 11 —  оценка своего потенциала.

Компонент 12 —  намеченный уровень мобилизации  усилий, необходимых для достижения целей деятельности.

Компонент 13 — ожидаемый уровень результатов деятельности.

Компонент 14 —  закономерность результатов.

Компонент 15 —  инициативность.

В результате исследования методики «Определение уровня притязаний личности» были получены следующие данные:

  1. Внутренний мотив: низкий уровень 10% (2 человека), средний уровень – 55% (11 человек), высокий уровень – 35% (7 человек).
  2. Познавательный мотив: низкий уровень 0% (ни одного человека), средний уровень – 40% (8 человек), высокий уровень – 60% (12 человек).
  3. Мотив избегания: низкий уровень 10% (2 человека), средний уровень – 75% (15 человек), высокий уровень – 15% (3 человека).
  4. Состязательный мотив: низкий уровень 0% (ни одного человека), средний уровень – 60% (12 человек), высокий уровень – 40% (8 человек).
  5. Мотив смены деятельности: низкий уровень 25% (5 человек), средний уровень – 70% (14 человек), высокий уровень – 5% (1 человек).
  6. Мотив самоуважения: низкий уровень 0% (ни одного человека), средний уровень – 55% (11 человек), высокий уровень –45% (9 человек).
  7. Значимость результатов: низкий уровень 50% (10 человек), средний уровень – 50% (10 человек), высокий уровень –0% (ни одного человека).
  8. Сложность задания: низкий уровень 80% (16 человек), средний уровень – 20% (4 человека), высокий уровень – 0% (ни одного человека)
  9. Волевое усилие: низкий уровень 15% (3 человека), средний уровень – 80% (16 человек), высокий уровень –5% (1 человек).
  10. Оценка уровня достигнутых результатов: низкий уровень 10% (2 человека), средний уровень – 90% (18 человек), высокий уровень – 0% (ни одного человека).
  11. Оценка своего потенциала: низкий уровень 5% (1 человек), средний уровень – 55% (11 человек), высокий уровень – 40% (8 человек).
  12. Намеченный уровень мобилизации усилий: низкий уровень 5% (1 человек), средний уровень – 90% (18 человек), высокий уровень – 5% (1 человек).
  13. Ожидаемый уровень результатов: низкий уровень 10% (2 человека), средний уровень – 90% (18 человек), высокий уровень – 0% (ни одного человека).
  14. Закономерность результатов: низкий уровень 25% (5 человек), средний уровень – 75% (15 человек), высокий уровень – 0% (ни одного человека).
  15. Инициативность: низкий уровень 5% (1 человек), средний уровень –75% (15 человек), высокий уровень – 20% (4 человека).

Таким образом  можно сделать вывод, что: у испытуемых определен низкий уровень по таким  показателям: значимость результатов, сложность задания. Средний уровень был определен по таким компонентам, как: внутренний мотив, мотив избегания, состязательный мотив, мотив смены деятельности, мотив самоуважения, волевое усилие, оценка уровня достигнутых результатов, оценка своего потенциала, намеченный уровень мобилизации усилий, ожидаемый уровень результатов, закономерность результатов, инициативность. Высокий уровень был выявлен только по одному компоненту – познавательный мотив.

Рис.2.4.  Выраженность терминальных ценностей

по методике М.Рокича

Рис.2.5.  Выраженность инструментальных ценностей

по методике М.Рокича

 

Ценностные  ориентации, являясь отражением представлений  индивида о ближних и дальних  целях, характеризуют субъектно-объектные отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности, складываются под влиянием определенного образа жизни, характерного для социального педагога как особой социальной группы.

Ценностные  ориентации социальных педагогов представляют собой взаимосвязанную систему ценностей, влияющих друг на друга.

В результате проведенных  исследований было выявлено, что среди  терминальных ценностей наиболее значимыми для социальных педагогов оказались такие, как «жизненная мудрость», «здоровье», «любовь», «продуктивная жизнь», «материально-обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь».

В структуре  инструментальных ценностей и в  иерархии ценностных средств более  значимыми оказались следующие: «чуткость», «твердая воля», «ответственность», «исполнительность», «жизнерадостность», «терпимость».

Таким образом, на основе проведенного анализа ценностей  мы можем построить обобщенный портрет современного социального педагога: присущи жизненная мудрость и чуткость,  здоровый и с твердой волей, любящий и любимый, ответственный, ведет продуктивную жизнь и исполнительный, хочет материально-обеспеченной жизни, жизнерадостный, стремится к счастливой семейной жизни, терпимый, стремится получать удовольствия и честный,  радуется за счастье других, аккуратный, свободный и проявляет смелость в отстаивании своего мнения, любуется красотой природы и искусства, образованный, имеет хороших и верных друзей, ведет самоконтроль, познает окружающий мир, рационален, интересуется работой, проявляет эффективность в делах, ведут активную деятельную жизнь, воспитанный, развитый и независимый, творческий и имеет высокие запросы, ищет общественного признания и непримеряется к недостаткам других людей и своих.

Информация о работе Экспериментальное изучение проблемы влияния профессии на мировоззрение личности педагогов