Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре внимания философов, ученых, писателей и художников. Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с познанием человеком самого себя как существа мыслящего. Но потом стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого себя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1.Теоретический анализ проблемы особенностей самооценки и уровня притязаний творческой личности………………………………………….…….6
1.1Подходы к самооценке в психологии…………………………………….6
1.2 Понятие об уровне притязаний………………………………………….15
1.3 Психологические особенности творческой личности…………………18
Вывод по главе 1…………………………………………………………………25
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности……………………………………..27
2.1Организация и этапы исследования……………………………………27
2.2Методика исследования…………………………………………………29
2.3 Анализ результатов следования………………………………………..31
Выводы по главе 2……………………………………………………….….….37
Заключение…………………………………….…………………….………….39
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка и уровень притязаний.docx

— 91.16 Кб (Скачать файл)

С момента введения обсуждаемого понятия в психологический обиход в литературе накопилось довольно много различных частных определений уровня притязаний. Каждый из авторов подчеркивает отдельные аспекты, так что термин приобретает множество вариативных значений и, несмотря на свою распространенность, сохраняет неоднозначность в понимании обозначаемого им феномена. По представлениям В.Н.Мясищева уровень притязаний - это те качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность[12,с.312]. В трактовке Б.Г.Ананьева уровень притязаний связан с оценочными потребностями, будучи притязаниями на оценку. Согласно В.С.Мерлину, уровень притязаний отражает ту степень оценки, в которой нуждается человек, чтобы испытывать удовлетворение. Автор истолковывает уровень притязаний как форму синтеза мотивов разного уровня обобщенности, например, специфической «потребности в одежде, продуктивности деятельности … и более общего мотива социального престижа». Для Е.А.Серебряковой уровень притязаний - это потребность в определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком. У Н.Л.Коломинского уровень притязаний представляет собой модель самоосуществления, образ - Я, который личность считает для себя приемлемым и т.д.[18,с.401].

И все-таки большинство авторов сохраняет в качестве наиболее общего понимание уровня притязаний, близкое к исходному, при котором рассматриваемый концепт имел значение уровня трудности выбираемых субъектом целей. Эта интерпретация достаточно прочно удерживается за рубежом. Она же является основной и в отечественной психологии. Нетрудно заметить, что в таком определении нивелируется отмеченный выше оттенок операциональности и более рельефно выступает другой - представление об уровне притязаний как о важнейшем личностном образовании, своеобразном индикаторе способа целеполагания субъекта[18,с.403].

Таким образом, подводя итог анализа сущности понятия об уровне притязаний, отметим, что данное понятие имеет довольно широкую и не односложную трактовку. Уровень притязаний – это разница между уровнем трудности выбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта, оценки своих способностей и возможностей и результатом действия, направленного на достижение данной цели. Уровень притязаний характеризуется мотивацией достижения и является показателем самооценки, уровня Я.

1.3 Психологические особенности  творческой личности

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее[1,с.13].

Последняя формулировка весьма неточная, ибо под это определение попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. В одно время даже были теории о том, что присутствует прямая зависимость между гениальностью и безумием. Однако в последствии, исследования ее не подтвердили.

Долгое время способности к интеллектуальному творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека. Ф. Гальтон был родоначальником эмпирического подхода к изучению личных качеств творческой личности. Он совместно с Ч. Пирсоном заложил основы психометрии и психодиагностики[20,с.53].

Первый, кто применили психометрический метод для исследования креативности, были Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась прежде всего способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась[20,с.56]. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами.

Однако опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Более поздние исследования М. Воллаха и Н. Когана, которые также применяли тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их «ходячими библиотеками», и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки[20,с.62].

Кроме того, различными авторами разрабатывались различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца[10,с.82]:

- не быть ограниченным, ослепленным  привычками;

- не повторять просто и раболепно  то, чему вас учили;

- не действовать механически;

- не занимать частичную позицию;

- не действовать со вниманием, сосредоточенным на ограниченную  часть проблемной структуры;

- не действовать частичными  операциями, но свободно, с открытым  для новых идей умом оперировать  с ситуацией, стараясь найти ее  внутренние соотношения.

У А. Маслоу креативность стоит в одном ряду среди 15 существенных черт самоактуализирующейся личности. Значит можно полагать, что присутствие остальных 14 черт, по Маслоу, имеют отношение к особенностям творческой личности[10,с.85].

Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности[10,с.89]:

- Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

- Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

- Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

- Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности[10,с.92]:

-способность к обнаружению и постановке проблем;

-способность к генерированию большого числа идей;

-гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;

-оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

-способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

-способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу.

По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами[3,с.104]:

-способность идти на разумный риск;

-готовность преодолевать препятствия;

-толерантность к неопределенности;

-готовность противостоять мнению окружающих.

А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям[3,с.115]:

-независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;

-открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

-высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

-развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Пономарев предположил, что креативность сопряжена с двумя личностными качествами, а если быть более точным, то это: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе (поскольку Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный)[10,с.105].

На наш взгляд, Мак-Киннон выделяет наиболее интересный список отличительных черт одарённых людей. Среди них - способность более плодотворно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира убавляет порог восприятия неосознанного, в результате чего данные подсознательного преобразования информации оказываются более легкодоступными пониманию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности - является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы[10,с.107].

Сложность, однако, заключается в том, что в случае наличия существенных расхождений между системами ценностей, действующими на уровне сознания и подсознания, проникновение компонентов подсознательного в сознание может поколебать или даже разрушить Я-концепцию данного индивида, что неизбежно приведет к необходимости переоценки и пересмотра всей картины мира и понимания своего места в ней.

А это, в свою очередь, затруднит адаптацию человека к условиям постоянно изменяющейся внешней среды и нарушит более или менее устойчивое равновесие, в условиях которого он жил. Такую дезадаптацию человека предотвращают механизмы психологической защиты, открытые З. Фрейдом. Действие этих механизмов препятствует проникновению на уровень сознания продуктов подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы. На уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств)[1,с.52].

Можно предположить, что для личностей с большим творческим возможностями изначально, или в итоге личностного процесса становления личности, специфично ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности необходима определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем «правильным», «моральным» мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: «Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. … Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой»[10,с.117].

Отдельные исследователи отводили ведущие роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А. Пункаре писал, что бессознательная работа «возможна или, по крайней мере, плодотворна лишь в том случае, если ей предшествует и за ней следует сознательная работа»[10,с.118]. Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных идей.

Таким образом, творческий человек представляет собой личность, в которой соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения,  навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 1

В первой главе нами был дан теоретический анализ проблемы особенностей самооценки и уровня притязаний творческой личности.

В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида:

1. Самооценка является частью  концепции «Я», обозначаемой как  «эмоционально-ценностное» отношение  к себе (Р. Бернс, В.В. Столин, Е.Т. Соколова и др.).

2. Самооценка понимается как  когнитивная подструктура (или схема), которая обобщает прошлый опыт  личности и организует, структурирует  новую информацию о «Я», т.е. фиксирует  знание субъекта о себе. Самооценка  – это образ «Я» субъекта. (И.С. Кон, А.В. Захарова, И. Чеснокова и др.).

Информация о работе Экспериментальное исследование особенностей самооценки у уровня притязаний творческой личности