Степень дифференцированности
уровня притязаний и самооценки положительна
и колеблется в пределах от 5,2 по шкале
«уверенность в себе» до 24 баллов по шкале
«характер». Таким образом, творческие
личности имеют наибольшее расхождение
Я-реального и Я- идеального в проявлениях
характера, а наименьшее в уверенности
в себе.
Таблица 2.
Показатели самооценки и уровня
притязаний личности (контрольная группа)
№ испыт.
п/п |
Исследуемые шкалы личных качеств (баллы) |
Ум, сообразит-ть |
Характер |
Способности |
Креативность |
Общительн-ть |
Уверен-ть
в себе |
СО(-) |
УП(х) |
СО(-) |
УП(х) |
СО(-) |
УП(х) |
СО(-) |
УП(х) |
СО(-) |
УП(х) |
СО(-) |
УП(х) |
1. |
43/Н |
63/С |
73/В |
79/В |
44/Н |
57/Н |
42/Н |
55/Н |
73/В |
80/В |
71/В |
78/В |
2. |
50/С |
70/В |
51/С |
58/Н |
40/Н |
59/Н |
40/Н |
59/Н |
70/В |
77/В |
53/С |
56/Н |
3. |
48/С |
58/Н |
50/С |
56/Н |
43/Н |
63/С |
46/С |
56/Н |
69/В |
73/В |
51/С |
59/Н |
4. |
58/С |
62/С |
48/С |
59/Н |
47/С |
60/С |
50/С |
61/С |
50/С |
63/С |
47/С |
59/Н |
5. |
67/В |
73/С |
68/В |
70/С |
50/С |
55/Н |
44/Н |
62/С |
64/С |
71/В |
68/В |
76/С |
Ср.значение |
53,2/С
65/С
|
62,4/С
64,4/
С |
44,8/Н 58,8/
Н |
44,4/Н 58,6/
Н |
65,2/
В 72,8/В |
58/С
65,6/С
|
Дифф. |
11,8 |
2 |
14 |
14,2 |
7,6 |
7,6 |
Анализируя результаты, представленные
в таблице 2 отметим, что у испытуемых контрольной
группы по шкале «общительность» диагностирован
высокий уровень самооценки, а так же оптимальный,
сравнительно высокий уровень притязаний
(благоприятные с точки зрения личностного
развития результаты)
По шкалам «ум и сообразительность»,
«характер», «уверенность в себе» диагностирован
средний уровень самооценки и средний
уровень притязаний (благоприятные с точки
зрения личностного развития результаты).
Таким образом, по перечисленным
шкалам в данной выборочной совокупности
мы наблюдаем наиболее благоприятные
с точки зрения личностного развития результаты:
средний (С), высокий (В) (но не выходящий
за пределы шкалы), уровень притязаний,
сочетающийся со средней (С) или высокой
(В) самооценкой при уменьшенном расхождении
этих уровней.
По шкалам «креативность» и
«способности» диагностирован низкий
уровень самооценки и низкий уровень притязаний,
что является неблагополучным фактором
и играет отрицательную роль в развитии
личности.
Представим средние значения
показателей самооценки и уровней притязания
личности контрольной группы в виде
диаграммы (рис.2).
Рис.2 Средние показатели
самооценки и уровня притязания личности
(контрольная группа)
Анализ данных диаграммы позволяет
сделать следующие выводы:
- наивысший уровень самооценки
у личностей, не относящихся к
творческой профессии, диагностирован
по шкалам: «общительность»- 65,2 балла;
«характер» - 62,4 балла.
- низший уровень самооценки
диагностирован по шкалам «способности»,
«креативность». На наш взгляд, низкая
самооценка по данным шкалам объяснима
тем, что данные аспекты личности не требуют
высокого уровня развития в профессиональной
деятельности представленной выборочной
совокупности.
- высокий уровень личности,
не относящиеся к творческой профессии,
имеют по шкале «общительность».
- наименьший уровень притязаний
диагностирован по шкалам «креативность»,
«способности», что объясняется так же,
как и низкая самооценка по данным категориям
отсутствием высоких профессиональным
требований в этих областях.
Степень дифференцированности
уровня притязаний и самооценки положительна
и колеблется в пределах от 2 по шкале «характер»
до 14,2 баллов по шкале «креативность».
Таким образом, личности, не относящиеся
к творческой профессии имеют наибольшее
расхождение Я-реального и Я- идеального
в проявлениях креативности, а наименьшее
в проявлении характера.
Для проверки гипотезы исследования
сравним средние значения уровня самооценки
и притязаний творческих личностей и личностей,
не относящихся к творческой профессии.
Шкала «ум и сообразительность»:
-самооценка творческих
личностей на 12,2 балла выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих
личностей на 12 баллов выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии.
Шкала «способности»:
-самооценка творческих
личностей на 28,4 балла выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих
личностей на 20,8 баллов выше, чем
у личностей, не относящихся к творческой
профессии.
Шкала «креативность»:
-самооценка творческих
личностей на 20 баллов выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих
личностей на 13,8 баллов выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии.
Гипотеза исследования была
подтверждена: уровень самооценки и притязаний
у творческой личности будет выше по таким
качествам как, ум и сообразительность,
способности, креативность нежели у личностей,
не относящихся к творческой профессии.
Выводы по главе 2
В рамках экспериментального
исследования нами были изучены особенности
самооценки и уровень притязаний творческих
личностей (учителей) – экспериментальна
группа и личностей, не относящихся к творческой
профессии - контрольная группа.
В качестве диагностической
методики использовалась методика измерения
уровня притязаний и самооценки Дембо-Рубинштейна
в модификации А.М. Прихожан.
Творческие личности (экспериментальная
группа):
- наивысший уровень самооценки
у творческих личностей диагностирован
по шкалам: «способности»- 73,2 балла;
«общительность» - 77,4 балла; «уверенность»-
76,4 балла.
- низший уровень самооценки
диагностирован по шкале «характер»,
т.е. творческие личности достаточно
критично относятся к проявлениям
и особенностям своего характера.
- высокий уровень притязаний
творческие личности имеют так
же по шкалам «способности», «уверенность
в себе», «общительность».
- наименьший уровень притязаний
диагностирован по шкале «креативность».
Степень дифференцированности
уровня притязаний и самооценки положительна
и колеблется в пределах от 5,2 по шкале
«уверенность в себе» до 24 баллов по шкале
«характер». Таким образом, творческие
личности имеют наибольшее расхождение
Я-реального и Я- идеального в проявлениях
характера, а наименьшее в уверенности
в себе.
Личности, не относящиеся к
творческой профессии (контрольная группа):
- наивысший уровень самооценки
у личностей, не относящихся к
творческой профессии, диагностирован
по шкалам: «общительность»- 65,2 балла;
«характер» - 62,4 балла.
- низший уровень самооценки
диагностирован по шкалам «способности»,
«креативность».
- высокий уровень личности,
не относящиеся к творческой
профессии, имеют по шкале «общительность».
- наименьший уровень притязаний
диагностирован по шкалам «креативность»,
«способности».
Степень дифференцированности
уровня притязаний и самооценки положительна
и колеблется в пределах от 2 по шкале «характер»
до 14,2 баллов по шкале «креативность».
Таким образом, личности, не относящиеся
к творческой профессии имеют наибольшее
расхождение Я-реального и Я- идеального
в проявлениях креативности, а наименьшее
в проявлении характера.
Гипотеза исследования была
подтверждена: уровень самооценки и притязаний
у творческой личности будет выше по таким
качествам как, ум и сообразительность,
способности, креативность нежели у личностей,
не относящихся к творческой профессии.
Заключение
В первой главе исследования нами были
раскрыты теоретические аспекты проблемы
самооценки и уровня притязаний творческой
личности.
В настоящее время можно выделить три
подхода к тому, чем является самооценка
и как она представлена в самосознании
индивида:
1. Самооценка является частью
концепции «Я», обозначаемой как
«эмоционально-ценностное» отношение
к себе (Р. Бернс, В.В. Столин, Е.Т. Соколова
и др.).
2. Самооценка понимается как
когнитивная подструктура (или схема),
которая обобщает прошлый опыт
личности и организует, структурирует
новую информацию о «Я», т.е. фиксирует
знание субъекта о себе. Самооценка
– это образ «Я» субъекта. (И.С.
Кон, А.В. Захарова, И. Чеснокова и др.).
3. Наименее распространенным является
подход, в рамках которого самооценка
определяется как наличие критической
позиции индивида по отношению
к тому, чем он обладает, но
это не констатация имеющегося
потенциала, а именно оценка его с точки
зрения определенной системы ценностей
(Л.В. Бороздина и др.).
Уровень притязаний – это разница
между уровнем трудности выбираемых субъектом
целей, формирующихся в результате прошлого
опыта, оценки своих способностей и возможностей
и результатом действия, направленного
на достижение данной цели. Уровень притязаний
характеризуется мотивацией достижения
и является показателем самооценки, уровня
Я. Среди отличительных черт творческих
людей отметим: способность более плодотворно
оперировать противоречивой информацией,
сознательную настроенность человека
на возможное допущение противоречия
в собственном представлении мира, терпение,
работоспособность, психологическая духовная
смелость, независимость, толерантность,
открытость ума, развитое эстетическое
чувство, стремление к красоте и др.
Во второй главе исследования
нами были экспериментально изучены особенности
самооценки и уровень притязаний творческих
личностей (учителей) – экспериментальна
группа и личностей, не относящихся к творческой
профессии - контрольная группа. В качестве
диагностической методики использовалась
методика измерения уровня притязаний
и самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации
А.М. Прихожан.
Для проверки гипотезы исследования
сравним средние значения уровня самооценки
и притязаний творческих личностей и личностей,
не относящихся к творческой профессии.
Шкала «ум и сообразительность»:
-самооценка творческих
личностей на 12,2 балла выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих
личностей на 12 баллов выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии.
Шкала «способности»:
-самооценка творческих
личностей на 28,4 балла выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих
личностей на 20,8 баллов выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии.
Шкала «креативность»:
-самооценка творческих
личностей на 20 баллов выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии;
- уровень притязаний творческих
личностей на 13,8 баллов выше, чем
у личностей, не относящихся к
творческой профессии.
Гипотеза исследования была
подтверждена: уровень самооценки и притязаний
у творческой личности будет выше по таким
качествам как, ум и сообразительность,
способности, креативность нежели у личностей,
не относящихся к творческой профессии.
Список литературы
- Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, Беларусь, 1994.-234с.
- Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка[Текст] /Л.В. Бороздина, Л. Видинска // Вестн. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1986. - № 3.-С. 21-30.
- Галин А.Л. Психологические
особенности творческого поведения. М., 2006.- 322с.
- Захарова А.В. Психология формирования
самооценки / А.В. Захарова, - М.: «Прогресс»,
1998. - 100 с.
- Зинченко В.П. Проблемы психологии
развития // Вопросы психологии. – 1992. –
№ 4. – С. 109-121
- Зинько Е.В. Соотношение характеристик
самооценки и уровня притязаний. Часть
2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний
с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический
журнал. - 2006 , том 27 . - № 4. - с.15 - 25.
- Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. – 367с.
- Маслова Е.А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности. http://www.ucheba.com/met_rus/k_psihologiya/k_psihollichnost/samoocenka. htm
- Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические
проблемы и эмпирические исследования
// http://fictionbook.ru/author/olga_nikolaevna_molchanova/samoocenka_teoreti cheskie_problemiy_i_ye/read_online.html?page=1
- Моляко В.А. психология творческой личности. М., Высшая школа. 2008.-376с
- Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, БАХРАХ-М. 2000. – 672 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. – СПб: Издательство «Питер»,
2000. – с. 636
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. // http://psylib.poznaisebya.com/books/sarjv01/index.htm
- Сидоров К.Р. Самооценка в психологии
/ К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2006 . -
№ 2 . - с.224-232.
- Степанов В.А. Самооценка психических
и физических качеств будущих учителей
/ В.А.Степанов// педагогика . - 2004. - №7. -
с. 45 - 50.
- Станкин М.И. Психология самооценки / М.И. Станкин // Специалист . - 2005 . - № 7 . - с. 20 - 22.
- Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – 268 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии.
16 - е изд. Учебное пособие / Л.Д.Столяренко
. - Ростов н/ Д: Феникс, 2006 . - 672 с.
- Чеснокова И.И. Особенности развития сознания в онтогенезе. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
- Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: ППО МОДЭК,
2007. - 288 с.