Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования — выявление особенностей эмоционального интеллекта алкоголиков.
Задачи:
1. Определить теоретические основы эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, выявить и охарактеризовать отдельные характеристики;
2. Выявить общий уровень эмоционального интеллекта алкоголиков;
Нам представляется, что интеллект как адаптивная функция дает безусловное преимущество в ориентации и активности в окружении. Такое понимание, вслед за Пиаже, представляется нам особенно актуальным для эмоционального интеллекта, который связан с общими когнитивными способностями пороговыми отношениями. Средний уровень интеллекта необходим, но недостаточен для эмоциональной и социальной адаптивности индивида к окружению. Безусловно, такой сложный вопрос требует более детального обсуждения и эмпирического обоснования.
Методики, основанные на моделях
способностей, обладают неплохой критериальной
валидностью и измеряют некие
конструкты, отличные от всех уже выделенных
в психологии способностей и личностных
факторов. Однако пока остается неясным,
как эмоциональный интеллект
соотносится с этими уже
Не меньший интерес вызывает выявление конструктов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единой методикой. Р.Робертс, Дж.Мэттьюс, М.Зайднер и Д.Люсин предлагают набор таких конструктов применительно к роли эмоционального интеллекта в адаптации и приводят список методик и отдельных шкал для их измерения [3]. Сюда входят такие конструкты, как темперамент, переработка информации, уверенность в своей эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и навыки [11].
1.4 Эмоциональный интеллект проблемы категориальности
В современной психологии
наблюдается дифференциация общего
интеллекта на множество отдельных
видовых форм: практический интеллект
(Р.Стернберг), социальный интеллект (Э.Торндайк),
эмоциональный интеллект (Дж.Мэйер,
П.Сэловей), натуралистический, духовный,
экзистенциальный интеллект (Х.Гарднер),
синтезированный интеллект (Ф.Дитман-Коли,
П.Болтс), адаптивный интеллект (С.Берт,
Д.Уотсон), эффективный интеллект (Р.Пеллегрино,
М.Политис), профессиональный интеллект
(М.Смульсон). Выделение указанных
конструктов способствовало расширению
сферы изучения интеллектуального
потенциала личности, но, вместе с тем,
их теоретико-методологическая ограниченность
осложняет возможность
Научный статус эмоционального
интеллекта недостаточно высок вследствии
построения нескольких альтернативных
моделей эмоционально-
В психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж.Майера, П.Сэловея, Д.Карузо; теория эмоциональной компетентности Д.Гоулмена; не когнитивная теория эмоционального интеллекта Р.Бар-Она; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д.Люсина. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.
История появления эмоционального интеллекта связана с радикальной переоценкой подходов к изучению особенностей взаимодействия эмоциональных и когнитивных процессов: от деформационного воздействия эмоций к их регулирующей функции в процессе познания. В связи с этим, И.Васильев критически отмечает, что «недооценка роли эмоций в познании заменилась прямо противоположной позицией – переоценкой этой роли» [6, с. 58]. Вместе с тем, активизация исследований эмоционального интеллекта не только мало способствовала конкретизации характеристик эмоционального познания, но также явилась стимулом для смешения концептов отдельных понятий, связанных с эмоционально-интеллектуальной обработкой информации.
Эмоциональный интеллект
и социальный интеллект. Частичное
отождествление данных понятий связано
с выделением в структуре эмоционального
интеллекта ряда способностей социально-коммуникативной
направленности: социальные навыки, осознание
социальных взаимодействий (Д.Гоулмен),
способность к перцептивно-
Взаимосвязанность конструктов
эмоционального и социального интеллекта
оценивается современными учеными
неоднозначно. В отдельных работах
эмоциональный интеллект
Объединяющей категорией для эмоционального и социального интеллекта выступает «общение». Каждый из выделенных видов интеллекта предполагает реализацию способностей к распознаванию и интерпретации эмоциональных состояний других людей. Вместе с тем, отличительной характеристикой, в данном случае, выступает направленность общения.
Коммуникативный потенциал
эмоционального интеллекта направлен,
преимущественно, на продуцирование и
осмысление собственных эмоциональных
переживаний относительно ситуаций
межличностного общения, тогда как
возможности социального
Актуализация эмоционального интеллекта происходит в сфере эмоционального общения (эмоциональное отношение, эмоциональное воздействие), социального интеллекта – в сфере межличностного общения; для эмоционального интеллекта коммуникация является стимулом, для социального интеллекта – целевым предназначением.
Эмоциональный интеллект, эмоциональная
компетентность, эмоциональное мышление.
Хронологически, понятие эмоциональной
компетентности было введено в область
психологии почти одновременно с
понятием эмоционального интеллекта.
В 1990 году К.Саарни объединила в составе
эмоциональной компетентности совокупность
когнитивных способностей, социальных
навыков и эмоционального опыта.
Недостаточная
Понятие «эмоциональное мышление» также недостаточно операционализировано. Содержательная сущность понятия трактуется неопределенно (Орме, 2003), что препятствует четкой дифференциации характеристик эмоционального мышления и эмоционального интеллекта.
Вместе с тем, И.Андреева [3], в результате анализа проблемы соотношения перечисленных выше понятий, определяет их категориальную сущность. По мнению ученой, эмоциональная компетентность представляет собой совокупность разнообразных знаний, умений и навыков, тогда как содержательность эмоционального мышления ограничивается действенностью когнитивной сферы: процессом переработки эмоциональной информации. В данном случае объединяющей категорией является «познание».
В рамках выделения инструментального,
динамического, статического аспектов
познания целесообразно рассмотрение
схемы: извлечение – обработка –
организация – применение. В соответствии
с данной схемой, эмоциональное мышление
отражает процесс переработки
Эмоциональный интеллект, эмоциональная
одаренность, эмоциональная креативность.
Объединяющей категорией является «творчество»:
в литературе рассматривается
Эмоциональная одарённость проявляется в непринуждённости и нестандартности выражения эмоций, но с учётом ситуации и уместностью эмоционального поведения [7]. Эмоциональная креативность трактуется как способность к эффективному и аутентичному переживанию эмоций. Основными структурными компонентами эмоциональной креативности являются: подготовленность (обучение пониманию эмоциональных переживаний), новизна (способность переживать необычные, с трудом поддающиеся описанию эмоции), эффективность/аутентичность (умение выражать эмоции искусно и искренне) [3].
Анализируя содержательные характеристики эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, И.Андреева указывает на более широкое смысловое поле последнего из понятий; существенным различием между понятиями, по мнению ученой, является «новизна эмоциональной реакции» [3, с.15].
Эвристический потенциал эмоционального интеллекта функционально связан с вигильностью (от лат. vigil – наблюдательный, бдительный) – способностью к направленности и сосредоточенности на новых впечатлениях, переживаниях [13]. В исследовании Е.Власовой содержатся данные о возрастании эвристической продуктивности в связи с функциями эмоционального самоосознания [7].
В эвристическом процессе
переживания и выражения
1.5 Понятие эмоциональной креативности
Появление понятия ≪эмоциональная креативность≫ в психологии связано с логикой развития двух независимых подходов. В области психологии эмоций понятие эмоциональной креативности зарождается как закономерное и логически необходимое следствие конструктивистского взгляда на эмоции. В социально-конструктивистской теории эмоций Дж. Эверилла ключевым является понятие ≪эмоциональный синдром≫. Эмоции, согласно Дж. Эвериллу, не являются биологически запрограммированными реакциями, а конструируются социумом, и очевидно, что есть кто-то, кто отвечает за их создание. Способность влиять на структуру и содержание эмоциональных синдромов и называется эмоциональной креативностью.
Другая область, в которой
появление понятия
Изучение интеллектуальных
и творческих процессов с момента
возникновения психологии как науки
занимает в ней одно из ведущих
мест. Относительно недавно (в начале
1990-х годов) в психологии появилось
понятие эмоционального интеллекта,
который в общем виде определяется
как способность к пониманию
и управлению своими и чужими эмоциями
(Salovey, Mayer, 1990). На первый план здесь выходит
необходимость решать задачи на эмоциональном
материале, и в этом смысле он противопоставляется ≪обычному≫
Если для решения задач на эмоциональном уровне требуется какая-то особая способность, то для проявления креативности в области эмоций необходимо существование такой же специальной способности, которая логичным образом получила название ≪эмоциональная креативность≫. С точки зрения Д. В. Ушакова, модель, позволяющая описывать соотношение разных видов интеллекта и креативности, включает в себя 2 параметра. С одной стороны, это тип кодирования информации, который может быть предметным и эмоциональным.
С другой стороны – это тип когнитивных процессов. Первый тип процессов можно назвать комбинаторными – они включают в себя логические операции внутри уже построенной модели задачи, разнообразные ≪счетные≫ операции, поиск одного правильного решения.
Эти процессы вслед за Дж. Гилфордом часто называют конвергентным мышлением. Второй тип процессов, в противоположность первому, связан с некомбинаторными операциями – с обнаружением необычных свойств объекта и построением на их основе новой модели задачи, с решением нестандартных задач, с дивергентным мышлением. Способность к решению комбинаторных задач с предметным содержанием можно назвать ≪предметным≫ интеллектом, способность к решению некомбинаторных задач с предметным содержанием – креативностью, способность к решению комбинаторных задач на эмоциональном материале – эмоциональным интеллектом, а решение некомбинаторных задач с эмоциональным содержанием – эмоциональной креативностью.