Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель исследования — выявление особенностей эмоционального интеллекта алкоголиков.
Задачи:
1. Определить теоретические основы эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, выявить и охарактеризовать отдельные характеристики;
2. Выявить общий уровень эмоционального интеллекта алкоголиков;
Исходя из этой модели можно
делать предсказания о связи разных
способностей между собой. Так, например,
согласно модели, благодаря общему
преобладающему типу кодирования информации
эмоциональная креативность должна
быть связана с эмоциональным
интеллектом, а предметный интеллект
– с предметной креативностью. То
же самое можно сказать о
Для проверки данной модели требуется крупное исследование с привлечением большого количества испытуемых и современных методов обработки данных [14,15].
Творческой называется
личность, способная к созидательно-инновационной
деятельности и самосовершенствованию.
Для плодотворных занятий творчеством
человеку необходимы определенные качества
и их сочетания. В последнее время все
большее внимание исследователей привлекает
взаимосвязь с творчеством эмоциональных
особенностей личности художника.
Эмоциональные характеристики
творца обусловлены рядом
Предпосылкой художественных и интеллектуальных способностей творца является высокая чувствительность нервной системы, которая характерна для меланхолического темперамента. Настроение меланхолика изменчиво, он часто грустен, неуверен в себе, тревожен. Однако человек с таким типом темперамента обычно старается скрыть, внешне не проявлять свои чувства, хотя очень склонен к их переживанию.
Художник, зачастую не проявляя непосредственно свои чувства, определенным образом кодирует их в образах своего произведения. Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, поисками красоты и смысла жизни способствуют тому, что людей этого типа много среди художников, музыкантов и поэтов. Полнота чувств требует разрядки, что и осуществляется в процессе художественного творчества. Однако присущие данному типу черты (импульсивность, впечатлительность, непрактичность) нередко ставят художников в тяжелые жизненные ситуации, способствуя унынию и разочарованию.
Эмоциональные черты творческого человека придают своеобразную окраску его познавательным процессам. Для художника актуальна образная, в первую очередь, эмоциональная память; наблюдается своеобразная взаимосвязь с эмоциями его мышления и воображения. Так, художественному мышлению свойственно многообразие ассоциаций, их переходы, которые невозможно предсказать с точки зрения логики, часто неожиданные сочетания далеко отстоящих друг от друга явлений. Своеобразная «мозаика» ассоциаций, тривиальных и оригинальных, может показаться ученому совершенно нелогичной, однако, она строится по законам эмоциональной логики, на основе эмоциональных, а не понятийных конструкций. Зачастую эту «мозаику» объединяет одно переживание, которое как бы цементирует произведение. Чем более искренен художник в своих чувствах, тем в большей мере его творения заставляют читателя сопереживать лирическому герою и преклоняться перед талантом автора.
Согласно концепции «
Особенно плодотворным делает творческий процесс вдохновение – специфическое творческое состояние ясности мысли, интенсивности работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, обостренного чувства формы, сильнейшего выброса накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта, непосредственного включения его в творчество.
Состояние вдохновения связано с почти неослабевающим постоянным напряжением, дискомфортом. Человек стремится освободиться от беспокойства, что становится возможным только после более или менее удачного решения внутреннего конфликта. Большинство творческих личностей постоянно находится в подобных состояниях. В субъективном плане данные эмоциональные состояния не доставляют удовольствия, однако, творчески одаренные личности продолжают сознательно или бессознательно искать эти переживания.
После творческого акта у
художников нередко возникает чувство
опустошенности. В процессе овладения
творчеством со временем сохранять
отзывчивость к новым переживаниям
становится все труднее. То, что вдохновляло,
необходимо усиливать. В результате –
усиление лабильности психики, быстрые
и частые переходы от повышенного настроения
и угнетенности и наоборот, повышенная
впечатлительность, нервность, неуравновешенность,
экзальтация, иногда приобретающие болезненные
формы. Все это – следствие постоянного
переживания высокой амплитуды чувств
и постоянной концентрации на себе и своих
впечатлениях.
По мнению Э.Торранса и Л.Холла, главной
отличительной чертой творческой личности
является способность удивляться. Творческие
личности «приходят в восторг, ознакомившись
с новым методом проблемы, и предполагают
свои модификации идеи и новые ее приложения,
в то время как менее творческие личности
скорее направлены на поиск недостатков,
критику, а не на выявление дополнительных
возможностей. Все новое и необходимое
у них вызывает интерес, в то время как
у нетворческих людей – подозрение и далее
враждебность».
По сравнению с обычными людьми для художника значение внутреннего мира первостепенно и потому все направлено на его укрепление. Соответственно ослабляется значение внешнего мира.
Подъем сил в тот момент творчества и последующая опустошенность накладывают отпечаток на личность художника, проявляясь и в повседневной жизни, отсюда и «безудержное стремление к одиночеству». С одной стороны, одиночество может быть позитивным, являясь необходимым условием творчества. С другой стороны, одиночество иногда носит негативный характер. Это не значит, что художник живет изолированно от людей, не вступая с ними ни в какие контакты, существуя на примитивном или вообще сниженном уровне. Основанием для чувства одиночества здесь является неудовлетворенность кругом общения и связанная с этим депрессия. Такая неудовлетворенность заставляет творческого человека часто менять друзей, места работы или учебы. Часто сам художник понимает, что его трудности во взаимоотношениях с другими людьми происходят не из-за обстоятельств или случайных черт его личности, а из-за его внутренних качеств, которые действуют неодолимо.
Таким образом, эмоциональные
особенности творческой личности складываются
на основе ряда биологических и социальных
предпосылок (художественного типа
высшей нервной деятельности, меланхолического
темперамента, экзальтированного типа
акцентуации характера), развиваясь
и закрепляясь затем под
1.7 Эмоциональная креативность в концепции Дж. Эверилла
Понятие эмоциональной креативности, предложенное американским психологом Дж. Эвериллом [15], вытекает из его теории эмоций. Ключевое понятие этой теории – ≪эмоциональный синдром≫. Автор разрабатывает конструктивистский взгляд на природу эмоций, согласно которому эмоции представляют собой синдромы – сложные паттерны реакций, причем ни один из традиционных компонентов эмоций (таких как экспрессия, физиологическое возбуждение или субъективные переживания) не является ни обязательным, ни достаточным для эмоционального синдрома. Важное положение теории заключается в том, что эмоциональные синдромы организуются, главным образом, согласно социальным нормам и не являются генетически запрограммированными.
Эмоции не просто регулируются социумом, но и конструируются
в соответствии с имплицитными теориями эмоций данной социальной
группы. Имплицитные теории включают в себя ≪экзистенциальный≫
компонент (представления о том, что есть эмоции вообще и конкретные эмоции в частности) и социальные правила (представления о том, какие эмоции должен испытывать человек и как они должны проявляться). Эмоциональный синдром, по определению самого Дж.Эверилла – нечто похожее на проект архитектора, это ≪предписывающее описание≫. Например, синдром печали не только является описанием того, что есть печаль, но предписывает, как должен вести себя человек в состоянии печали. Автор посвятил большое количество исследований тому, чтобы показать, каким образом определенные эмоции (гнев, печаль, любовь, надежда) встраиваются в систему социальных отношений и поддерживают ее.
Понятие эмоциональной креативности оказывается логичным и даже необходимым следствием конструктивистского взгляда на эмоции. Так как эмоции, согласно Эвериллу, не являются биологически запрограммированными реакциями, а конструируются социумом, то, очевидно, есть кто-то, кто отвечает за их конструирование. Способность влиять на структуру и содержание эмоциональных синдромов называется эмоциональной креативностью. Эмоциональной креативностью индивидов внутри определенного общества можно объяснить межкультурные различия в эмоциональных синдромах. Если новая эмоциональная ≪социальная роль≫ оказывается полезной, то она передается и используется в обществе; со временем благодаря накоплению инноваций различия в эмоциональных синдромах в разных культурах возрастают.
Эмоциональная креативность рассматривается Эвериллом как генерирование новых (отличных от нормативных), эффективных (имеющих определенную индивидуальную или групповую ценность) и аутентичных (отражающих индивидуальность творца) эмоциональных синдромов.
1.8 Эмоциональная креативность и ее отличия от эмоционального интеллекта
Эмоции и креативность на протяжении длительного времени ассоциировались друг с другом в популярных психологических теориях. Например, римский философ Сенека, цитируя Аристотеля, провозглашает, что гениальность не может существовать без примеси сумасшествия. В современной науке связь между эмоциями и креативностью остаётся во многом неясной. Наиболее часто эмоции рассматриваются как фасилитаторы, ингибиторы или побочные продукты творчества. Гораздо реже эмоции сами по себе выступают как творческие продукты [20].
Результаты теоретического анализа. В 1980 году Дж. Эйврилл представил конструктивистскую теорию эмоций, базовым понятием которой является эмоциональный синдром. Так названы эмоции, сами по себе являющиеся продуктами творческой активности. Эмоциональные синдромы (emotional syndromes) представляют собой организованные паттерны реакций, которые обозначаются в обычном языке такими терминами как гнев, любовь, горе и т.п. [15]. Наиболее важным в определении, по мнению Дж. Эйврилла, является термин «организованные»: эмоциональные синдромы предполагают соответствие принципам структуры.
Эмоциональные синдромы возникают на основе двух типов представлений: экзистенциальные верования и социальные нормы. И те, и другие обычно предлагают прототипы, в соответствии с которыми эмоции, обычно распознаваемые в культуре, конструируются в обществе. Однако представления изменяются и нормы могут разрушаться. Вследствие этого эмоциональные синдромы отклоняются от прототипа, их концептуальная репрезентация становится всё более неясной и трудно артикулируемой. Отсюда, в зависимости от того, приносит результирующее поведение вред или пользу, оно обозначается достаточно неопределённо: как «невротичное» или как «креативное» [15].
Поиск ответа на вопрос о причинах возникновения культурных различий в эмоциональных синдромах привёл к исследованию проблемы эмоциональной креативности. Эмоциональная креативность (emotional creativity, EC) представляет собой развитие эмоциональных синдромов как новых, эффективных и аутентичных [17].
На основании теоретического
и эмпирического анализа Дж. Эйврилл
[16] выделяет следующие структурные компоненты
эмоциональной креативности. Подготовленность
(preparedness) – обучение пониманию эмоциональных
переживаний на базе предшествующего
эмоционального опыта. Новизна (novelty) –
способность переживать необычные, с трудом
поддающиеся описанию эмоции. Эффективность/аутентичность(
Можно выделить несколько
уровней эмоциональной
В результате эмпирического
исследования гендерных различий в
сфере эмоциональной
Высокий уровень эмоциональной креативности даёт ряд личных и социальных преимуществ его обладателю. Среди них – глубина познания собственного эмоционального опыта; склонность к содержательному анализу чувств и поведения, толерантность к себе и другим, самоуважение, уверенность в себе, способствующая самоэффективности. Человек с высоким уровнем EC описывается как дружелюбный, открытый для опыта, склонный к мистическим переживаниям, стремящийся в открытой и честной манере задавать экзистенциальные вопросы [15-17].
Эмоциональная креативность не возникает на пустом месте. Это достижение, «порождённое определёнными усилиями и предусмотрительностью» [17, с.296]. Развитию эмоциональной креативности могут способствовать эмоциональные травмы, препятствия и разочарования в раннем опыте. Травматический эмоциональный опыт (например, смерть или серьёзная болезнь близкого человека, развод родителей, вербальные или физические оскорбления) заставляет индивида задуматься о своих эмоциях и попытаться их понять, способствует расширению диапазона переживаний и их выходу за рамки повседневности. Осознаваемая эффективность/аутентичность чаще ассоциируется с предполагаемой пользой, извлечённой из прежнего опыта, а не с его жестокостью или количеством травматических событий [16].