Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:05, курсовая работа
Изучение страхов очень актуально в психологической науке, так как практически нет человека, который не сталкивался бы с эмоцией страха и не хотел бы избавиться от нее, или научиться управлять ей.
В младшем школьном возрасте ребёнок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть наказанным и появляется страх «быть не тем». Он достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.
В младшем школьном возрасте страхи успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер.
Введение……………………………………………………………………………..ст.3-5
Глава 1. Проблема страха в психолого-педагогической литературе…...ст.6-24
1.1 Понятие о страхе……………………………….......................ст.6-9
1.2 Формы и виды страхов……………………………………….ст.9-11
1.3 Причины возникновения страха…………………………….ст.11-15
1.4 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….ст.16-21
1.5 Методы преодоления страха и тревожности у детей……...ст.21-24
Глава 2. Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………….ст.25-32
2.1 Диагностические методики, направленные на изучение страхов……………………………………………………………………..ст.25-26
2.2 Данные, полученные в результате исследования………….ст.26-32
Заключение…………………………………………………………………………ст.33-35
-выводы
-рекомендации
Литература……………………………………………………………………….ст.3
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
« Рязанский Государственный
Курсовая работа
студентки 2 курса 21 группы
Педагогики и Социальной работы
Чабровой А.В.
Научный руководитель:
Рязань 2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблема страха в психолого-педагогической литературе…...ст.6-24
1.1 Понятие о страхе………………………………............
1.2 Формы и виды страхов…………………………
1.3 Причины возникновения страха…………………………….ст.11-15
1.4 Проявление страхов у детей
младшего школьного возраста………
1.5 Методы преодоления страха и тревожности у детей……...ст.21-24
Глава 2. Эмпирическое изучение страхов в младшем
школьном возрасте…………………………………………………………
2.1 Диагностические методики,
направленные на изучение страхов……………………………………………………………
2.2 Данные, полученные в результате исследования………….ст.26-32
Заключение……………………………………………………
-выводы
-рекомендации
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность данной проблемы
Страх - одна из первичных эмоций наряду с радостью и гневом. Он является эмоцией избегания сознательно распознаваемой опасности, чувством самосохранения. Подавляющее большинство детских страхов, в той или иной степени, обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Но, при чрезмерной подверженности страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, нарушается как психическое, так и соматическое здоровье.
Изучение страхов очень актуально в психологической науке, так как практически нет человека, который не сталкивался бы с эмоцией страха и не хотел бы избавиться от нее, или научиться управлять ей.
В младшем школьном возрасте ребёнок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть наказанным и появляется страх «быть не тем». Он достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.
В младшем школьном возрасте страхи успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер. И если ребёнок подвержен переживанию страхов, то психологическая коррекция должна быть проведена именно в этом возрасте.
Психологи, занимающиеся данной проблемой
Аспекты рассмотрения проблемы страхов были изложены в работах зарубежных авторов, таких как: С. Холл, К. Грос, В. Штерн, Д. Селли, Мак-Дугалл, Д. Уотсон, К. Бюлер, К. Изард, З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Г.С. Салливен, К Роджерс, Д. Келли и многие другие.
В отечественной психологии проблема страхов была рассмотрена в работах: П.Ф. Каптерева, В.Д. Зеньковского, В.И. Гарбузова, И.Б. Гриншпуна, А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.С. Спиваковской, Г. Эберлейн, Н.С. Жуковской, В.А. Гурьевой, Т.П. Симсон, М.П. Чередниковой, В.В. Лебединского, В.Л. Леви и многих других.
Объект исследования
Эмоциональная сфера ребёнка младшего школьного возраста.
Предмет исследования
Страхи детей младшего школьного возраста.
Цель работы
Изучение страхов у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования
Страхи в младшем школьном возрасте имеют различную представленность.
Задачи исследования
1.Изучить специальную литературу по проблематике в детском возрасте.
2.Подобрать методики психологической диагностики страхов в младшем школьном возрасте.
3.Провести исследование, направленное на изучение страхов у детей младшего школьного возраста.
4.Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
5.Разработать рекомендации для родителей и педагогов по профилактике детских страхов.
Методы исследования
1. Методика выявление страхов и уровня тревожности у детей с помощью теста тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амен
2. Методика диагностики детских страхов (Захаров)
3. Методика выявления причины страха ситуации оценивания.
База исследования
В исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста: 5 детей - мальчики и 5 детей – девочки. Возраст участников эксперимента – 7-8 лет. Дети обучаются в средней общеобразовательной школе №56 г. Рязани.
Глава 1. Проблема страха в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие о страхе
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по психологии под редакцией В.В.Юрчук мы находим, что «страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у субъекта» [20, с.704].
Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом симпатических реакций» [1, с.560]..
Согласно З.Фрейду «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и отражение определённого значимого события».
В.Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [3, с.305].
Р.Ф.Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия [11, c.165].
Ю.А.Неймер, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский рассматривают страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой опасности» .
Страх, по мнению известного физиолога И.П. Павлова, является проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, основан на инстинкте самосохранения, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. Эмоция страха, в самом общем виде, возникает в ответ на действие угрожающего стимула [7., с.26.].
Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха, мы остановили свой выбор на определении данном В.В.Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью. Поэтому в своей работе мы будем опираться на это определение.
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно – оно может заставить человека оцепенеть на месте, тем самым, приводя его в абсолютно беспомощное состояние, или, наоборот, может заставить его бросится наутёк, прочь от опасности [20, c. 245].
Внушённые детские страхи распространены гораздо в большей степени. Тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указываем на наличие опасности, мы, взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), непроизвольно заражаем ребёнка страхом. В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не ходи - упадёшь", "Не бери - обожжёшься", "Не гладь - укусит". Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации [10., с.51.].
Страхи, возникающие у излишне тревожных родителей, также можно отнести к числу внешних страхов. На психике ребёнка отражаются, калечат её разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах. Всё это даёт основание говорить об условно-рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме. Сочетание резкого звука с запечатлевшимся в памяти крайне неприятным переживанием, которым он однажды сопровождался, приобретает вид определённого эмоционального следа, и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
Чувство беспокойства для страха и тревоги является объединяющим началом. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, начинает заикаться и часто замолкает совсем. Внутри всё холодеет, тело "наливается свинцом", ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным.
В свою очередь, страх
можно рассматривать как
1.2 Формы и виды страхов
Страхи (фобии) делятся на 3 типа: простые, социальные и агорафобии.
Люди с простыми фобиями испытывают смертельный страх перед определенным предметом, местом или ситуацией. Социальные фобии — это когда люди избегают ситуаций, где много народу, например, вечеринок, потому что они боятся что-либо сделать, чтобы себя не скомпрометировать. А страдающие агорафобией являются жертвой сложного феномена, основанного на страхе перед незнакомыми местами.
Социальная фобия - крайне мучительное состояние, поражающее каждого десятого. Она вызывает тяжелый, часто парализующий страх оказаться в ситуации, когда окружающие наблюдают за Вами или оценивают Вас. Этот страх гораздо сильнее обычного чувства робости или нервозности на публике.
Информация о работе Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте