Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Изучение страхов очень актуально в психологической науке, так как практически нет человека, который не сталкивался бы с эмоцией страха и не хотел бы избавиться от нее, или научиться управлять ей.
В младшем школьном возрасте ребёнок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть наказанным и появляется страх «быть не тем». Он достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьезно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок.
В младшем школьном возрасте страхи успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..ст.3-5
Глава 1. Проблема страха в психолого-педагогической литературе…...ст.6-24
1.1 Понятие о страхе……………………………….......................ст.6-9
1.2 Формы и виды страхов……………………………………….ст.9-11
1.3 Причины возникновения страха…………………………….ст.11-15
1.4 Проявление страхов у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….ст.16-21
1.5 Методы преодоления страха и тревожности у детей……...ст.21-24
Глава 2. Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………….ст.25-32
2.1 Диагностические методики, направленные на изучение страхов……………………………………………………………………..ст.25-26
2.2 Данные, полученные в результате исследования………….ст.26-32
Заключение…………………………………………………………………………ст.33-35
-выводы
-рекомендации
Литература……………………………………………………………………….ст.3

Вложенные файлы: 1 файл

изучение стразов у детей младшего школьного возраста.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

          23.     Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Методика выявление страхов и уровня тревожности у детей с помощью теста тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амен

 

Исследователь просит детей  представить их сверстника в ряде обыденных ситуаций (игра с младшими детьми, ребёнок и мать с младенцем, объект агрессии, одевание, игра со старшими детьми, укладывание спать в одиночестве, умывание, выговор, игнорирование, агрессивное нападение, собирание игрушек, изоляция, ребёнок с родителями, еда в одиночестве) и мотивирует их отреагировать на данные ситуации согласно их опыту или тому, что им кажется правильным в той или иной ситуации.

 

Детям говорится: «Представьте себе вашего сверстника. Какое выражение лица будет у него (нее) в следующих ситуациях, радостное или печальное?

1.Ваш сверстник играет с младшими детьми

2. Он (она) гуляет со  своей мамой и младшим братом или сестрой

3.Что-то сердит его  (ее)

4.Он (она) одевается утром в школу

5. Он (она) играет со старшими детьми

6. Он (она) идёт спать

7. Он (она) умывается или купается

8.Ему (ей) делают выговор, ругают

9.Родители ухаживают  за младшим братом или сестрой,  а на него (нее) не обращают внимания

10.У него (нее) отбирают книгу или игрушку

11.Он (она) убирает игрушки

12. Он (она) сидит в одиночестве

13.Он (она) со своими родителями

14. Он (она) обедает в одиночестве

Данные тестирования подвергаются количественному анализу, на их основании вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (Э.Н.В) (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). Это можно представить следующей формуле:

                      И.Т.=(Э.Н.В./14)*100%

 

В зависимости от индекса  тревожности дети подразделяются на три группы:

А) Высокий уровень  тревожности (И.Т. выше 50%)

Б) Средний уровень тревожности (И.Т. от 25 до 50 %)

В) Низкий уровень тревожности (И.Т. от 0 до 25%)

Данные тестирования заносятся в таблицу, позволяющей наглядно показать индекс тревожности каждого ребёнка испытуемой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

+

-

1

Ваш сверстник играет с младшими детьми

   

2

Он (она) гуляет со своей  мамой и младшим братом или  сестрой

   

3

Что-то сердит его (ее)

   

4

Он (она) одевается утром  в школу

   

5

Он (она) играет со старшими детьми

   

6

Он (она) идёт спать

   

7

Он (она) умывается или купается

   

8

Ему (ей) делают выговор, ругают

   

9

Родители ухаживают  за младшим братом или сестрой, а на него (нее) не обращают внимания

   

10

У него (нее) отбирают книгу  или игрушку

   

11

Он (она) убирает игрушки

   

12

Он (она) сидит в одиночестве

   

13

Он (она) со своими родителями

   

14

Он (она) обедает в одиночестве

   



Бланк ответов

 

 

 

Ф.И.О___________________________________________________________.

 

Возраст____________________.

 

Дата проведения___________________.

 

 

 

 

 

 

 

Методика диагностики  детских страхов (Захаров)

 

Процедура проведения: проводится в форме опроса, беседы, ребенку  задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

 

Инструкция для ребенка: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или  нет…”

 

Обработка результатов: на основе ответов о количестве страхов  у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это  важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить  к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

 

Эти страхи можно разделить  на несколько групп:

 

1.     Медицинские  (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

2.     Физические  ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

3.     Страх смерти (умереть)

4.     Животных  и сказочных персонажей

5.     Кошмарных  снов, темноты

6.     Социальные  страхи (люди, одиночество, опоздания,  папы или мамы, наказания)

7.     Пространственные (высота, глубина, вода, замкнутое пространство)

 

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность  переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься  – глубокое интервью).

 

Инструкция: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

1.  когда остаешься один

2.  заболеть, заразиться

3.   умереть

4.   каких-то людей

5.   папы или мамы

6.    того, что  они тебя накажут

7.    бабу-ягу,  кощея, бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

8.     страшных  снов

9.     темноты

10.   волка, медведя,  пауков, змей (страхи животных)

11.  машины, поездов,  самолетов (страхи транспорта)

12.  бури, грозы, наводнения (страхи стихии)

13.  высоты

14.  глубины

15.  в тесной, маленькой  комнате, помещении, туалете, переполненном  автобусе (страх замкнутого пространства);

16.   воды

17.   огня

18.   войны

19.   врачей, кроме  зубных

20.   крови

21.   уколов

22.   боли

23.   резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

 

Данные тестирования заносятся в таблицу, позволяющей выявить и наглядно показать количество и группы детских страхов.

 

 

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О___________________________________________________________.

Возраст____________________.

Дата проведения___________________.

 

Содержание

Ответ

1

когда остаешься один

 

2

заболеть, заразиться

 

3

умереть

 

4

каких-то людей

 

5

папы или мамы

 

6

того, что они тебя накажут

 

7

бабу-ягу, кощея, бармалея, Змея Горыныча, чудовищ

 

8

страшных снов

 

9

темноты

 

10

волка, медведя, пауков, змей (страхи животных)

 

11

машины, поездов, самолетов (страхи транспорта)

 

12

бури, грозы, наводнения (страхи стихии)

 

13

высоты

 

14

глубины

 

15

в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном  автобусе (страх замкнутого пространства);

 

16

воды

 

17

огня

 

18

войны

 

19

врачей, кроме зубных

 

20

крови

 

21

уколов

 

22

боли

 

23

резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

 

           Выявление причины страха ситуации оценивания.

 

 Используется следующий тест. Тестирующий спрашивает учеников о причинах их боязни получить неудовлетворительную оценку за контрольную работу и предлагает варианты ответов, из которых необходимо выбрать один:

А) ребенка будут ругать родители

Б) над ним будут  смеяться одноклассники

В) он сам ожидает от себя лучших результатов

 

Исходя из ответов, полученных учениками, делаются выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк ответов

 

 

 

 

Ф.И.О._____________________________________________________.

 

Возраст______________.

 

Дата проведения_______________.

 

Боишься ли ты получить неудовлетворительную оценку за контрольную работу?_________________________________

 

 

 

Выбери 1 из 3 причин, почему ты боишься получить неудовлетворительную оценку:

 

А) ребенка будут ругать родители

 

Б) над ним будут  смеяться одноклассники

 

В) он сам ожидает от себя лучших результатов

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Эмпирическое изучение страхов в младшем школьном возрасте