Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:56, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что, несмотря на то, что преодоление синдрома эмоционального выгорания является важнейшим условием качественной работы педагога, до сих пор отсутствует серьезная научная база, обеспечивающая построение конструктивных стратегий преодоления педагогом негативных состояний.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагога общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания педагога с его личностными характеристиками и стажем работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений 5
1.1. Проблема эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Сущностная характеристика феномена эмоционального выгорания 11
1.3. Специфика профессиональной деятельности педагога общеобразовательных учреждений 18
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты эмпирического исследования 27
2.2.1. Результаты сравнительного анализа 27
2.2.2. Результаты корреляционного анализа 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Она определяется двумя основными обстоятельствами - конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других - искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы7.
Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. У педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается воспитанник или ученик, который "портит вам нервы" или "доведет до белого каления". Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: " не следует обращать внимание". В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. На этой почве возникают недоразумение и конфликт, таким образом, эмоциональное выгорание проявляется своей дисфункциональной стороной 8.
Таким образом, в результате воздействия внешних факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженной ситуации.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание относят следующие факторы.
Склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов эмоционального выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволят ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так что, проработав "в людях" до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию.
Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Часть молодых педагогов покидает места своей работы в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов - эмоциональное выгорание. Педагог, спустя 11-16 лет, приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.
Часто бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров учеников, вдруг «срывается» в общении с определенным ребенком, возмущенный его бестактными выходками и грубостью. Но случается - тот же педагог понимает, что надо проявить особое внимание к ребенку и его семье, однако, не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией9.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы - безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами - материальными или позиционными достижениями.
Нравственные дефекты и дезориентация личности. Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с детьми, или же приобрел их в процессе педагогической деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с детьми такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами - неумением отличать хорошее от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности.
Симптомы эмоционального выгорания условно разделяют на физические, поведенческие и психологические (рисунок 2).
К физическим симптомам относятся: усталость; чувство истощения; восприимчивость к изменениям показателей внешней среды; частые головные боли; расстройства желудочно-кишечного тракта; избыток или недостаток веса; одышка; бессонница.
К поведенческим и
Рисунок 2. Виды симптомов эмоционального выгорания
В.В. Бойко выделяет следующие стадии эмоционального выгорания:
Первая стадия. Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы пока все нормально, но скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.
Вторая стадия. Возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них. Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – в начале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем «вспышки раздражения».
Третья стадия. Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск, интересы к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе 10.
Также В.В. Бойко выделяет основные аспекты эмоционального выгорания:
Таким образом, все изложенное выше заставляет всерьез задуматься об охране здоровья педагога, его профессионального долголетия. Профессиональная помощь при эмоциональном выгорании предполагает использование различных методов и способов его профилактики, которые мы рассмотрим во второй главе.
Профессиональная деятельность педагога
служит предметом многочисленных исследований.
Активно ведутся
Базовой идеей в разработке этих проблем является идея гуманизации образования.
Профессиональная деятельность педагога обладает рядом особенностей. Первая связана с целями деятельности педагога. С одной стороны, эти цели являются вполне конкретными такие, например, как сообщение той или иной информации ученику в процессе обучения. С другой стороны, смысл педагогической работы в развитие ребенка как самобытной и неповторимой личности. Эту цель с точки зрения технологии педагогической деятельности реализовать чрезвычайно трудно, поскольку прогнозировать все интеллектуальные и личностные изменения у каждого конкретного ученика и выразить их в четких параметрах сложно. С этой стороны педагогическая деятельность в плане обозначения целей является чрезвычайно широкой и многоплановой. По своей сути это есть процесс взаимовоздействия личностей в условиях решения одной из них (личностью взрослого) педагогических задач.
Вторая особенность профессиональной деятельности педагога касается вопроса педагогических технологий. Педагогическая технология, как принято ее определять, включает в себя "совокупность знаний о способах и средствах педагогического процесса"11.
Новые концептуальные подходы к работе с учениками побудили ученых и практиков к разработке вариативных программ развивающего характера, реализация которых предполагает и новые технологии работы. Унифицированная программа, которая долгое время лежала в основе педагогической деятельности которая в силу глубокой теоретической и экспериментальной проработки основных положений отличалась наличием системы и доказательности, жестко регламентировала их действия. Следствием этого явилась в значительной степени нивелировка индивидуальности как ученика, так и самого педагога.
Поэтому профессиональная деятельность педагога связана с особыми трудностями в выборе из всего многообразия предлагаемых программ, а значит и технологий, тех, которые были бы адекватны возрасту учеников, особенностям конкретного класса, профессиональному уровню, интересам и личностным особенностям самого педагога.
Третья особенность также
Движущей силой такого общения является та ценность, которую его партнеры представляют друг для друга, а объекты, которые вовлечены в данный процесс, играют роль посредников или знаков, на языке которых субъекты раскрывают себя друг другу.
В школе любого типа педагог всегда работает с ребенком в условиях его взаимодействия со сверстниками, которое обусловлено, в значительной степени, их взаимоотношениями. В большинстве педагогических и психологических работ традиционно подвергаются анализу две базовые диады: "взрослый - ребенок" и "ребенок - ребенок". В первой диаде взрослый и ребенок выступают, с одной стороны, как отдельные личности, и тогда рассматриваются вопросы динамики развития каждой из сторон, их отношений, направления и механизмы взаимовлияния, с другой стороны, каждый из них является представителем соответствующей социальной группы. В этом случае речь идет о взаимозависимостях между социальными группами как субъектами окружающего мира, а также между отдельной личностью (взрослого) и группой учеников.
В настоящее время педагоги и психологи все большее внимание уделяют взаимодействию учеников в рамках школьной жизни13, поскольку общество сверстников - это особый социум, значимый для школьника зачастую больше, чем педагог. Взрослый при этом может быть принят или нет этим социумом, влиять или не влиять на его развитие, тем самым по - разному строить свое взаимодействие с каждым воспитуемым. При этом в младшем школьном, и тем более, в подростковом и старшем школьном возрасте референтная группа ровесников - это не всегда школьный класс, и педагог может вообще ничего о ней не знать.
Таким образом, вполне закономерно, что специфика педагогической деятельности педагога общеобразовательного учреждения предъявляет к нему определенные требования: абсолютное принятие каждого ученика таким, каков он есть; устойчивая педагогическая направленность на гармоничное развитие ученика; глубокое понимание социально-психологических процессов в классе; признание педагогом равных прав учеников в процессе взаимодействия с ним; наличие у педагога потребности в творчестве и достаточных креативных умений; наличие рефлексии и творчества в педагогической деятельности.
Выводы по первой главе:
На основе теоретического анализа проблемы эмоционального выгорания можно сделать следующие выводы:
1. Актуальность исследования феномена эмоционального выгорания обусловлена недостаточной представленностью в отечественной психологии как теоретических, так и эмпирических работ по данной проблеме, в то время как практическая значимость подобного рода исследований очевидна в силу массовости и социальной важности профессий социономического типа.
2. Наиболее точно раскрывающим сущность и содержание понятия является определение эмоционального выгорания как «устойчивого, прогрессирующего, негативно окрашенного психологического явления, которое характеризуется эмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющегося в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией».
3. Структуру эмоционального выгорания составляют три взаимосвязанных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация (личностное отдаление) и снижение профессиональной мотивации.
4. Эмоциональное выгорание
5. Возникновение и динамика эмоционального выгорания обусловлены влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы включают особенности организационной структуры и психологический климат коллектива. Внутренними факторами являются рассогласование в психике личности и в системе ценностных ориентаций.
В результате теоретического анализа проблемы выгорания у педагогов была сформирована гипотеза исследования.
Гипотеза исследования: характер и степень выраженности эмоционального выгорания педагогов взаимосвязана с их стажем, а также с профессиональной мотивацией и особенностями субъективного контроля.