Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:56, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что, несмотря на то, что преодоление синдрома эмоционального выгорания является важнейшим условием качественной работы педагога, до сих пор отсутствует серьезная научная база, обеспечивающая построение конструктивных стратегий преодоления педагогом негативных состояний.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагога общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания педагога с его личностными характеристиками и стажем работы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений 5
1.1. Проблема эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Сущностная характеристика феномена эмоционального выгорания 11
1.3. Специфика профессиональной деятельности педагога общеобразовательных учреждений 18
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты эмпирического исследования 27
2.2.1. Результаты сравнительного анализа 27
2.2.2. Результаты корреляционного анализа 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Показатели интернальности и экстернальности оказались практически равны в обеих группах.
Учителям в большей степени свойственно полагать, что собственные успехи и неудачи обусловлены внутренними причинами. Это говорит об их эмоциональной стабильности, склонности к теоретическому мышлению, умению абстрагироваться.
Для выявления структуры
Приведем найденные корреляции в порядке убывания тесноты взаимосвязей между исследуемыми параметрами.
Параметр 1 |
Параметр 2 |
R |
ВМ |
интернальность |
0,79 |
ВМ |
экстернальность |
-0,79 |
ВОМ |
интернальность |
-0,78 |
ВОМ |
экстернальность |
0,78 |
Загнанность в клетку |
интернальность |
-0,71 |
Загнанность в клетку |
экстернальность |
0,71 |
ВПМ |
интернальность |
-0,69 |
ВПМ |
экстернальность |
0,69 |
Неудовлетворенность собой |
ВОМ |
0,68 |
Загнанность в клетку |
ВОМ |
0,59 |
стаж |
Истощение |
0,52 |
Загнанность в клетку |
ВМ |
-0,50 |
Напряжение |
ВПМ |
0,49 |
Загнанность в клетку |
ВПМ |
0,49 |
Неудовлетворенность собой |
интернальность |
-0,47 |
Неудовлетворенность собой |
экстернальность |
0,47 |
Напряжение |
ВОМ |
0,46 |
стаж |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
0,41 |
стаж |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
0,38 |
стаж |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
-0,38 |
стаж |
Загнанность в клетку |
-0,37 |
Представим найденные корреляции в виде корреляционных плеяд:
Показатель интернальности имеет
положительную взаимосвязь с
показателем внутренней мотивации
и обратную с показателями внешней
положительной и внешней
Таким образом, для учителей, которым свойственно объяснять свои успехи и неудачи внутренними причинами, в большей степени значима внутренняя мотивация.
Чем выше показатель интернальности,
тем в меньшей степени
Такие симптомы эмоционального выгорания как «напряжение» и «загнанность в клетку» в большей степени свойственен учителям, которым характерна внешняя мотивация, будь то положительная или отрицательная.
Показатель «неудовлетворенности собой» имеет положительную взаимосвязь с внешней отрицательной мотивацией.
Со стажем работы значимо коррелирует пять исследованных параметров. Чем выше стаж, тем в большей степени проявляется такие симптомы выгорания, как истощение, психосоматические и психовегетативные нарушения и деперсонализация. В то же время для большого стажа работы менее характерно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и загнанность в клетку.
Выводы по главе
Различия между учителями с маленьким и большим стажем работы заключаются в том, что более опытным учителям не свойственны симптомы выгорания, характерные для плохой адаптации к работе, такие как: загнанность в клетку и неадекватное избирательное эмоционального реагирование. Этим симптомы, скорее всего, являются временными, свойственные лишь для начинающим учителям. В то же время длительное напряжение учителей с большим стажем работы приводит к проявлению своих характерных симптомов выгорания.
Так основным отличием в степени выраженности синдрома «эмоционального выгорания» у учителей с различным стажем профессиональной деятельности находится в рамках фазы «истощение».
Учителя с длительным стажем в большей степени эмоционально истощены, чем учителя с небольшим стажем работы. В наибольшей степени это проявляется в образующихся с течением профессиональной деятельности учителя психовегетативных нарушений.
Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования была подтверждена гипотеза исследования: характер и степень выраженности эмоционального выгорания педагогов взаимосвязана с их стажем, а также с профессиональной мотивацией и особенностями субъективного контроля.
Эмоциональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром эмоционального выгорания считается одной из наиболее опасных профессиональных болезней тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, журналистов, т.е. тех, чья деятельность невозможна без общения.
Ключевыми признаками синдрома эмоционального выгорания педагогов считаются: предельное истощение, отстраненность от учеников и от работы, ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений, падение самооценки.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу исследования о связи характера выгорания со стажем работы педагога, а также с его личностными характеристиками.
Большой опыт работы сказывается на лучшей адаптации к профессиональной деятельности учителя, но накапливающееся за время работы постоянное напряжение негативным образом влияет на стрессоустойчивость, ведет к образованию психосоматических и психовегетативных расстройств.
В системе профессиональной подготовки будущего педагога необходимо уделять особое внимание развитию эмоциональной устойчивости как профессионально важного качества личности.
1 Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С.6.
2Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., Информационно-издательский дом 'Филинъ'', 1996.
3 Maslach C., Schaufeli W, History and conceptual specificity of burnout //Recent Developments in Theory and Research, Hemisphere. - New York, 1993. - P. 44-52.
4 Руковишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания педагогов: Дисс. …канд. психол. наук / А.А. Рукавишников. – Ярославль, 2001. – С. 78.
5 Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С27.
6 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., Информационно-издательский дом 'Филинъ'', 1996. – С. 98.
7 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., Информационно-издательский дом 'Филинъ'', 1996. – С.101.
8 Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С 67.
9 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., Информационно-издательский дом 'Филинъ'', 1996. – С.102.
10 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., Информационно-издательский дом 'Филинъ'', 1996. – С.108.
11 Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998. – C. 29.
12 Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М., 1981.
13 Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.