Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:51, курсовая работа
Объект исследования – подростки 13-14 лет.
Предмет исследования – психолого-педагогические особенности нравственного воспитания подростков.
Задачи:
- Рассмотреть сущность и понятие нравственного воспитания подростка;
- Охарактеризовать психолого-педагогические подходы изучения проблемы нравственного воспитания личности;
- Проанализировать основные психологические проблемы нравственного воспитания подростка;
- В практической части провести эмпирическое исследование нравственного воспитания подростков;
Введение 3
1. Психология нравственного воспитания личности 5
1.1 Сущность нравственного воспитания подростка 5
1.2 Психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы
нравственного воспитания личности 9
1.3 Психологические проблемы нравственного воспитания
подростка 14
2. Эмпирическое исследование нравственного воспитания
подростка 17
2.1 Анализ диагностических методик изучения нравственного
воспитания подростка 17
2.2 Диагностическая схема исследования нравственного воспитания
Подростков 20
2.3 Анализ результатов диагностического исследования 21
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по формированию
нравственной культуры 28
Заключение 31
Список литературы
Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они правы.
Обработка результатов.
Номера 3, 4, 6, 7 обрабатываются следующим образом: ответ в 4 балла- 1, в 3 балла - 2, в 2 балла - 3, в 1 балл- 4. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например , 4 балла- это 4 единицы, 3 балла- 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов. От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки. От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.[14]
Диагностика нравственной мотивации
Инструкция: Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания;
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации.
б) обидите в ответ;
в) докажите ему, что он не прав.
Обработка : Ключ положительных ответов:1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
3 балла - средний уровень;
О, 1 балл - низкий уровень.[26]
В приложении 1 представлены другие распространённые методики для изучения нравственного воспитания подростков.
2.2 Диагностическая
схема исследования
Практическая часть исследования была проведена в школе № 3.
Объекты исследования - 40 подростков.
Предмет исследования – нравственное воспитание подростков.
Цель экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств подростков.
Диагностическая схема исследования состоит из трех этапов:
- констатирующего,
- формирующего
- контрольного.
На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
- Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей
- Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.
- Определить степень процесса формирования нравственных качеств.
На этом этапе был выявлен учитель, проводящий целенаправленную работу по формированию мотивов нравственного поведения у детей (7Б класс). Другой учитель выбран произвольно (7А класс).
На этапе формирующего эксперимента были определены методы и приемы работы учителей по нравственному воспитанию, проведено анкетирование учащихся.
На этапе контрольного эксперимента были сравнены ответы обеих групп, проведён общий анализ, интерпретация данных, графически отображены результаты. По результатам исследования даны психолого-педагогические рекомендации по формированию нравственной культуры подростков.
2.3 Анализ результатов диагностического исследования
Анализ результатов констатирующего эксперимента
В беседе с выбранными нами учителями выяснилось, что учитель 7 Б класса в работе по формированию мотивов нравственного поведения использует множество разнообразных методов и приемов:
Учитель 7 А класса – такие как:
1. разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка),
2. рассказ на этическую тему,
3. сочинения на нравственную тему (некоторые также зачитываются вслух),
4. пример.
Мы видим, что большее разнообразие методов формирования мотивов нравственного поведения у учителя 7Б класса.
Проверить положение об использовании разнообразных методов и приемов для повышения эффективности работы по формированию мотивов нравственного поведения можно путем выявления уровня сформированности нравственных мотивов, что является вторым этапом эксперимента.
Анализ результатов формирующего эксперимента
С целью выявления уровня нравственного воспитания подростков, было проведено анкетирование среди учащихся двух классов: 7А и 7Б. В анкетировании участвовало 40 человек, по 20 учащихся в каждом классе. Детям было предложено 5 вопросов с двумя вариантами ответа в каждом.
При этом выбор варианта а) свидетельствовал о склонности поступать нравственно и, следовательно, высоком уровне сформированности мотивов нравственного поведения, выбор б) – нет.
Учащиеся ответили на следующие вопросы:
1. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то:
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему также.
2. Когда кто-то из детей
просит тебя помочь на
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.
3. Если мама на тебя сердится, то
а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,
б) ты думаешь, что она ошибается.
4. Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
5. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
Проанализируем ответы детей каждого класса на каждый из вопросов и графически изобразим результаты.(Приложение 2)
Первый вопрос. Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то
а) ты прощаешь ему это,
б) ты относишься к нему также.
7А класс. Этот вопрос разделил класс почти пополам: 11 человек выбрали варианты а) и 9 человек вариант б).
Вообще же, этот вопрос достаточно сложен даже для многих взрослых людей, но в данном случае мы не предлагаем ребенку рассуждать, как нужно поступать, а просим его вспомнить, чем на «не очень хорошее» к нему отношение отвечает он. Оказалось, что 55% детей этого класса считает, что нужно прощать, и 45%, что нужно отвечать тем же, и соответственно своей установке поступают.
7 Б класс. В этом классе вариант а) выбрали 15 человек (75%) и 5 человек (25%) – б).
Таким образом, ответы на этот вопрос показали, что в 7Б классе больше учащихся, склонных прощать плохое отношение к себе других людей, чем отвечать тем же. А это свидетельствует о большей эффективности работы учителя данного класса по формированию мотивов нравственного поведения, чем учителя 7А класса.
Второй вопрос. Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,
а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,
б) ты помогаешь, когда не видит учитель.
7А класс. При ответе на этот вопрос вариант а) выбрали 8 человек (40%), а вариант б) – 12 (60%). С одной стороны можно было бы говорить о сформированности мотива оказания помощи у этих 12-ти детей, но с другой стороны (и это наиболее важно) оказывается, что лишь 8 человек в классе не только знают, что на контрольной работе подсказывать нельзя, но и применяют это знание в своем поведении.
Подсказка может быть и порождена мотивом оказания помощи, однако в тот момент, когда проверяются знания каждого, о таком мотиве говорить неуместно. Скорее всего, дети помогают друг другу на контрольной, чтобы одноклассники не думали, будто они специально не хотят помочь и не считали их «единоличниками».
7Б класс. Дети этого класса лучше знают, что помогать на контрольной нельзя. Вариант а) выбрали 17 человек, а это составляет примерно 85%. И только 3 человека выбрали вариант б), то есть 15%.
Необходимо отметить, что детей 7Б класса учитель на контрольные работы, по возможности, рассаживает по одному. Возможно, это и обусловливает склонность детей не помогать на контрольных и проверочных работах друг другу: они не могут сделать это незаметно от учителя.
Третий вопрос. Если мама на тебя сердится, то
а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,
б) ты думаешь, что она ошибается.
7А класс. В данном случае 14 человек (70%) выбрали вариант а), что свидетельствует о том, что они склонны анализировать свои поступки, вызывающие недовольство мамы, а 6 человек (30%) из 20 обычно ссылаются на ошибочность ее мнения по поводу их поведения (выбрали второй вариант).
Можно сказать, что
у этих 6-ти человек не сформирован
внутренний контроль действий. Эти
дети пока не могут осознать
нравственное и
7Б класс. Большинство детей выбрали вариант а): 17 человек (85%) против 3 человек (15%). В этом классе склонность к анализу своего поступка выявилась у большего числа учащихся, чем в предыдущем классе, то есть уровень сформированности мотивов нравственного поведения в 7Б классе оказался выше.
Четвёртый вопрос. Когда мама зовет тебя домой, ты
а) идешь сразу же,
б) продолжаешь играть еще немного.
7А класс. 11 человек ответили, что идут сразу же (55%), 9 человек (45%), что продолжают заниматься своим делом. Данный вопрос (впрочем, как и предыдущий) скорее отражает результат домашнего воспитания, однако классный руководитель, поддерживая связь с семьей ребенка, должен уделять много внимания воспитанию в детях и чувства уважения к взрослым, и послушания. По ответам детей можно предположить, что либо педагог уделял не достаточно внимания этому, либо только половина детей усвоила это к концу 7-го класса, поскольку установки учителя не получали поддержки со стороны родителей.
7Б класс. Вариант а) выбрали 18 человек (90%), вариант б) – 2 (10%). Можно предположить, что такой результат воспитания был достигнут учителем 7Б класса, поскольку он не ссылался только на домашнее воспитание, а целенаправленно проводил работу по формированию чувства уважения к взрослым, которое включает и послушание.
Пятый вопрос. Если ты знаешь, что тебя могут наказать за что-то,
а) ты тревожишься,
б) тебя это не волнует.
Этот вопрос как бы дублирует вопрос №3. Но если там ребенку предлагалось вспомнить момент, когда мама уже сердится, то здесь – ситуация, когда никто еще не знает о его поступке. Она позволяет выяснить, способен ли он осознать свой поступок как плохой раньше, чем ему кто-то укажет на это.
7А класс. Оказалось, что тревожатся о наказании 14 человек (70%), то есть осознают ошибку. Так или иначе, угроза наказания, хотя и является способом лишь внешнего контроля поведения и не достаточно эффективным, для этих детей все же стимулирует нравственное поведение. 6 человек (30%) не переживают по поводу возможного наказания, поскольку, видимо, не в состоянии усмотреть безнравственное в поступке.
7Б класс. 17 человек этого класса способны оценить поступок как плохой раньше, чем ему укажут на это, поэтому по каким-то причинам совершив плохой поступок, они тревожатся о наказании (94%).
Оставшиеся 3 человека (6%) не волнуются. Разница в процентном соотношении выборов варианта а) между учащимися 7А и 7Б классов – 25%, то есть умение анализировать поступок лучше развито у учащихся 7Б класса.
Контрольный этап ( Общий анализ результатов)
Проведем анализ полученных результатов. Результаты анкетирования по каждому вопросу я занесла в таблицу и обозначила графически в виде диаграмм, в которых первый столбец отображает процентное количество: ответов а) (оранжевый цвет), а второй – ответов б) (синий цвет). (см. Приложение 2 – диаграмма 1 и диаграмма 2)
Информация о работе Эмпирическое исследование нравственного воспитания подростка