Эмпирическое исследование нравственного воспитания подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – подростки 13-14 лет.
Предмет исследования – психолого-педагогические особенности нравственного воспитания подростков.
Задачи:
- Рассмотреть сущность и понятие нравственного воспитания подростка;
- Охарактеризовать психолого-педагогические подходы изучения проблемы нравственного воспитания личности;
- Проанализировать основные психологические проблемы нравственного воспитания подростка;
- В практической части провести эмпирическое исследование нравственного воспитания подростков;

Содержание

Введение 3
1. Психология нравственного воспитания личности 5
1.1 Сущность нравственного воспитания подростка 5
1.2 Психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы
нравственного воспитания личности 9
1.3 Психологические проблемы нравственного воспитания
подростка 14
2. Эмпирическое исследование нравственного воспитания
подростка 17
2.1 Анализ диагностических методик изучения нравственного
воспитания подростка 17
2.2 Диагностическая схема исследования нравственного воспитания
Подростков 20
2.3 Анализ результатов диагностического исследования 21
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по формированию
нравственной культуры 28
Заключение 31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.99 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1. Результаты анкетирования

 

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

а

б

а

б

а

б

а

б

а

б

7А класс

55%

45%

40%

60%

70%

30%

55%

45%

70%

30%

7Б класс

75%

25%

85%

15%

85%

15%

90%

10%

94%

6%


 

 

7А класс. (диаграмма 1 в приложении 2)

Видим, что первый столбец практически равен в 1 и 2 вопросах со вторым, а в 3, 4 и 5 вопросах – больше второго, хотя и ненамного. Это говорит о том, что большая часть опрошенных детей склонны поступать нравственно. Мы можем проверить этот результат и с помощью цифр.

 Так, например, вариант а) во всех вопросах выбрал 1 человек (5%), в четырех – 5 человек (25%), в трех – 3 (15%). Таким образом, хотя бы в трех вопросах выбрали вариант а) 9 учащихся (45%).

С другой стороны только в двух вопросах первый вариант ответа, свидетельствующий о склонности ребенка поступать нравственно, выбрали 3 человека (15%), только в одном – 2 (10%). Были дети (2 человека, то есть 10%), которые во всех вопросах выбрали вариант б). Таким образом, малая склонность поступать нравственно выявлена у 7 учащихся 7А класса, что составляет 35% опрошенных.

 

7Б класс.(диаграмма 2 в приложении 2)

В данном случае мы видим, что первый столбец гораздо выше второго во всех вопросах. Во всех вопросах выбрали вариант а) 8 учащихся (40%), в четырех – 7 человек (35%), в трех вопросах – 4 человека (20%). Таким образом, хотя бы в трех вопросах выбрали вариант а) 19 человек, что составляет 94% от общего количества учащихся (против 45% в 7А классе!).

Хотя бы в двух вопросах выбрали а) только 2 человека (10%). Не оказалось ни одного человека, который во всех вопросах отметил бы вариант б). То есть у 10% опрошенных в этом классе детей выявлен низкий уровень сформированности мотивов нравственного поведения, в то время как в 7А классе у 35% (!).

На этом основании мы можем сделать вывод, что у учителя 7Б класса большее разнообразие в выборе методов формирования нравственных мотивов показало и более высокий результат, что подтверждает наше предположение.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Психолого-педагогические  рекомендации по формированию  нравственной культуры

 

В связи с данными исследования я пришла к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание качеств нравственной культуры, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в подростковом звене (5-8 классы).

 

Программы нравственного воспитания с  5 по 9 – класс.

5-ый класс

Форма общения.

1. Доброе слово что  ясный день.

2. Ежели вы вежливы,

3. Когда идешь по улице.

4. Узнай себя.

5. Нам счастья не сулит  обида чья-то.

Отношения к окружающему.

1. Путешествие в волшебную  сказку.

2. Я могу быть волшебником.

3. Маленькое дело лучше  большого безделья.

4. Любимый уголок родной  отчизны.

5. У каждого народа  свои герои.

6. Мы соберём большой  хоровод.

7. Я люблю маму милую  мою.

8. Поздравляем наших мам: коллективный праздник.

9. Люби все живое.

Отношения в коллективе.

1. Если радость на всех  одна.

2. Мой класс – мои  друзья.

3. Самолюб никому не  люб.

4. Поиграем и подумаем.

5. 0 дружбе мальчиков и  девочек.

6. Путешествие в мир  мудрых мыслей.

7. Доброта что солнце (итоговое  занятие).

6-ой класс

Форма общения.

1. Если песни петь, с  ними веселей.

2. Добрым жить на белом  свете веселей.

3. Добро творить – себя  веселить.

4. Подумай о других.

5. Подарок коллективу.

6. Делу – время, потехе  – час.

7. Чего в других не  любишь, т6ого и сам не делай.

Отношения с окружающими.

1. Подари другому радость.

2. 0т чего зависит настроение.

3. Не стесняйся доброты  своей.

4. Мой дом – моя семья.

5. В труде человек хорошеет

6. Все на белом свете  солнышкины дети.

7. Поздравляем наших мам.

8. Со взрослыми и сверстниками.

9. Цени доверие других.

Отношения в коллективе.

1. Как хорошо, что все  мы здесь сегодня собрались.

2. Советуем друг другу.

3. Общее и особенное  для мальчиков и девочек.

4. Поговорил бы кто  со мной.

5. Подарок коллективу (общеколлективная  деятельность).

6. Делаем газету (итоговое  занятие).

7-ой и 8-ой классы

Форма общения.

1. Здравствуйте все.

2. Будем беречь друг  друга.

3. Дружим с добрыми  словами.

4. Любим добрые поступки.

5. Подари учителю дело  и слово доброе.

6. Умеем общаться.

7. Каждый интересен.

8. Подарок коллективу (коллективная  деятельность).

Человеческие отношения.

1. Душа – это наше  творение.

2. Отворите волшебные  двери добра и доверия.

3. Хорошие песни к добру  ведут.

4. Вглядись в себя –  сравни с другими.

5. Помоги понять себя.

6. О настоящем и поддельном.

7. Тепло родного дома.

8. Поздравляем наших мам.

9. Цветы, цветы – в них  Родины душа.

10. Когда солнце тебе  улыбается (праздник песни).

Отношения в коллективе.

1. Чтобы быть коллективом.

2. Коллектив начинается  с меня.

3. Подарок коллективу.

4. Секретные советы мальчикам  и девочкам.

5. Скажи себе сам.

6. Вот и стали добрей  и умней.

7. Школе посвящается (заключительный  праздник).[4]

 

Заключение

 

На основе результатов исследования были сделаны следующие выводы.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании следующих педагогических условий:

1. В содержание работы  учителя будут включены компоненты  способствующие формированию нравственного  сознания, чувств, мышления;

2. Будут использоваться  различные формы, методы и приемы  нравственного воспитания;

3. Учитель личным примером  будет способствовать воспитанию  нравственности;

4. Будет использована  технология поэтапного формирования  нравственной культуры;

5. Будет организовано  поэтапное понимание детьми полученных  знаний и формирование практических  умений по этой проблеме;

6. Будут организованы  условия необходимого применения  детьми полученных знаний и  умений.

 Работая над проблемой  нравственного воспитания  подростков была изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме, рассмотрена сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, а также раскрыли особенности нравственного воспитания в подростковом возрасте, изучены методы, формы и приемы нравственного воспитания подростков.

 После анализа, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе можно сделать следующие выводы:

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

 По результатам проведённого  эмпирического исследования становится  понятно, что успешному формированию культуры нравственных качеств способствуют:

– Личный пример учителя;

– Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

– Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания подростков;

 Завершая  исследование мы можем сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

 Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные  периоды существуют неодинаковые  возможности для нравственного  воспитания. Нравственное развитие ребенка в подростковом возрасте занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

 

 

Список   литературы

    1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для высшей школы - М.: Академия, 1997. – 368 с.
    2. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и  др.- М.: Школа – Пресс, 1998. – 236 с.

 

    1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание /  Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение,  2007. – 534с.
    2. Актуальные вопросы педагогики и психологии образования. – Материалы научно – практической конференции молодых учёных, магистрантов и  студентов. – Барнаул, 2012, № 4. - 381 с., ил.
    3. Бабанский Ю.К .  Педагогика : Курс лекций. -  М .: Просвещение, 1988. - 432с.
    4. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе.//Вопросы психологии. – М.: ВАКО, 2000. – 74 с.
    5. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. – М.: Педагогика, 2009 - 202с.
    6.   Болдырев  Н. И .  Нравственное   воспитание  школьников. - М.: Просвещение, 1979. - 102с.
    7. Волков Б.С. Детская психология развития /  Б. С.  Волков,  Н. В.  Волкова . - 4-е изд., перераб. и доп. -  СПб . :  Питер ,  2009 . - 204  с . - ( Детскому  психологу).
    8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : АСТ : Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 254 с.
    9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.  Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.   – СПб.: Речь, 2002. - 694с.: ил.
    10. Григорович Л.А. Педагогика и психология. –  учеб. пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2009. – 475 c. 
    11. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. – М.: Владос, 2009. 376 - 379с.
    12. Довгун А.И. Об условиях успешного использования методов воспитания. – Нравственное воспитание школьников, 2009, № 12, - 12, 59с.
    13. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания. - Народное образование. 2011, №9–10, - 81, 73.с
    14. Крайг Грейс. Психология развития. 9-е изд. - СПб. Питер, 2011.- 153с. (Серия «Мастера психологии»)
    15. Крупская Н.К. Задачи школы/ ступени пед.соч., в шести томах. Т.2. - М.: Просвещение - 1978.- 143с.
    16. Кулагина   И . Ю . Возрастная психология:  развитие   ребенка   от   рождения   до   17   лет  / Ун-т Рос. акад. образования - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. - 175с.
    17. Кулагина   И . Ю . Возрастная психология:  развитие   ребенка   от   рождения   до   17   лет  / Ун-т Рос. акад. образования - 5-е изд. - М. : 2004.- 245с.
    18. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. / А.Н. Леонтьев. – М.: Олимп, 2006. – 560с.
    19. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. В 7-ми т. // Т.4. – М.: Педагогика, 2005
    20. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М. Инфра, 2006. - 222с.
    21. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
    22. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. / П.И. Подласый – М.: Просвещение,2004. – 460с.
    23. Психология и педагогика / Под ред. Радугина А.А. –  2-е изд., испр.  и  доп. - М.: Центр,2002. - 256 с.
    24. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2012, №6. - 3с.
    25. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2009.- 77-78с.
    26. Рубинштейн  С.Л.  Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. / С.Л. Рубинштейн. -  М.: Прогресс, 2007. -183с.
    27. Реан А.А. Психология и  педагогика: учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб.: Питер, 2007. – 432 c.
    28. Седова Н.Е. Средства воспитания. – СПб.: Питер, 2009. - 26с.
    29. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 2005.- 104с.
    30. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Владос, 2006. - 211с.
    31. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М. Педагогика: 2005, т. 2.- 431с.

Информация о работе Эмпирическое исследование нравственного воспитания подростка