Эмпирическое исследование нравственного воспитания подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – подростки 13-14 лет.
Предмет исследования – психолого-педагогические особенности нравственного воспитания подростков.
Задачи:
- Рассмотреть сущность и понятие нравственного воспитания подростка;
- Охарактеризовать психолого-педагогические подходы изучения проблемы нравственного воспитания личности;
- Проанализировать основные психологические проблемы нравственного воспитания подростка;
- В практической части провести эмпирическое исследование нравственного воспитания подростков;

Содержание

Введение 3
1. Психология нравственного воспитания личности 5
1.1 Сущность нравственного воспитания подростка 5
1.2 Психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы
нравственного воспитания личности 9
1.3 Психологические проблемы нравственного воспитания
подростка 14
2. Эмпирическое исследование нравственного воспитания
подростка 17
2.1 Анализ диагностических методик изучения нравственного
воспитания подростка 17
2.2 Диагностическая схема исследования нравственного воспитания
Подростков 20
2.3 Анализ результатов диагностического исследования 21
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по формированию
нравственной культуры 28
Заключение 31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.99 Кб (Скачать файл)

 Если ребенок не  подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать  много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок  учится считаться с другими, получает  уроки справедливости, честности, правдивости.

Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» – говорил А.С. Макаренко.

2) Невозможность долго  заниматься монотонной деятельностью. Дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость  нравственных представлений в  связи с небольшим опытом.

4) Может существовать  противоречие между знанием, как  нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил  хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения  вежливого общения со взрослыми  и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).[7]

  В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В подростковом возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой  поступок, каждое твое желание  отражается на окружающих тебя  людях. Знай, что существует граница  между тем, что тебе хочется, и  тем, что можно. Проверяй свои  поступки вопросом к самому  к себе: не делаешь ли ты  зла, неудобства людям? Делай все  так, чтобы людям, окружающим, тебя  было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди  делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости  жизни создаются трудом. Без труда  нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким  к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде.

 Не причиняй людям  зла. Уважай и почитай мать  и отца – они дали тебе  жизнь, они воспитывают тебя, они  хотят, чтобы ты стал честным  гражданином, человеком с добрым  сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к  злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто  стремится жить за счет других  людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»[31]

Психологи установили, что данный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

 Ж. Пиаже установлено, что в 12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

 Нравственный реализм, в понимании Пиаже, – это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках.

Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 12 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям.

Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения.

Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого.

 С возрастом способность  ребенка переживать за другого  развивается и переключается  с реакции на физический ущерб  человека на реакцию на его  чувства и далее – на реакцию  на жизненную ситуацию в целом. В   подростковом возрасте наряду с развивающимся чувством «Я» у ребенка складывается представление о «Я» других людей, отличном от собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные переживаниях.

Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. [23]

Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить.

 Видя радость человека, которому он помог, он переживает  удовлетворение. В результате повторения  таких ситуаций произойдет сдвиг  мотива: он будет стремиться удовлетворить  потребности других людей ради  их благополучия. [18]

 В нравственном воспитании  следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. [19]

 Психическая зрелость детей – важный показатель определенного психического развития ребенка, готовности сдерживать свои желания, общаться на деловой основе, соблюдать дистанцию в беседе с окружающим людьми, подчиняться правилам общения в зависимости от обстановки и ситуации, делая выбор на основе своих нравственных представлений.

  К 12–14 годам осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»  учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью.

Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3  Психологические проблемы  нравственного воспитания подростка

 

Психологические проблемы нравственного воспитания подростка заключаются в многообразии его  форм и  методов, и трудности их  выбора для формирования нравственности. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ организации воспитательного процесса.

Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между воспитателями и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). [17]

По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна его инструментовка. Педагог может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив. Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. [8]

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.  Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. [27]

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. [30]

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения.

 Так, например, по результатам  методы воздействия можно разделить  на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные  установки, мотивы, отношения, формирующие  представления, понятия, идеи,

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной  тип поведения. [20]

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно – репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение. [22]

 М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). [27]

Наиболее последовательной и современной представляется, на мой взгляд, классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:

– методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

– методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

– методы стимулирования поведения и деятельности. [2]

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую учеников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах.

Проанализировав основные проблемы нравственной воспитанности подростков нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве, и эти проблемы ещё требуют дальнейшего решения. [26]

 

 

2. Эмпирическое  исследование нравственного  воспитания  подростков

2.1 Анализ диагностических  методик изучения нравственного  воспитания подростка

Диагностика нравственной самооценки

Предлагается 10 высказываний. Необходимо отметить для себя, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас), и проставить баллы:

-если вы полностью  согласны с высказыванием -4балла;

-если вы больше согласны, чем не согласны -3 балла;

-если вы немного согласны -2балла;

-если вы совсем не  согласны -1балл;

Высказывания:

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми.

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному человеку.

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

Мне приятно делать людям радость.

Информация о работе Эмпирическое исследование нравственного воспитания подростка