Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Объект исследования: мышления глухих детей.
Предмет исследования: Особенности интеллектуальной деятельности у детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитем и с нарушениями слуха.
Задачи: 1.Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
2.Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормально развивающимся детьми.
3.Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………2
1 ГЛАВА. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Особенности развития наглядно-образного мышления нормального детей дошкольного возраста ……………………………………………..5
Понятие мышления и его классификация ……………………................14
Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом …………………………….29
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом. …………………………………………………………36
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника.
2.1. Организация и методики эмпирического исследования ………………...41
2.2. Анализ полученных данных. ……………………………………………..43
2.3. Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом. ………….44
Выводы ………………………………………………………...47
Заключение …………………………………………………………47
Список литературы ………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курссовая работа особенности развития наглядно-образного мышления детей01.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

                2. Методика «Чем залатать коврик?»

                 3. Методика «Что необходимо добавить»?.

 

 

 

 

                                                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Таблица 1.      

                                        Анализ полученных данных

                                                   ( МАЛЬЧИКИ)            

ФИО

Возраст

Пол

Норма

Результаты по тесту “Что здесь лишнее?”

Результаты по тесту “Раздели на группы”

Результаты по тесту «Что необходимо добавить»?

1

Азмукин.Р

6 лет

М

ЗРР

2 балла

3 балла

3 балла

2

Антонов.А

5,4 лет

М

+

5 балла

5 балла

6 баллов

3

Калинин.В

5,8 лет

М

+

10 баллов

9 баллов

10 баллов

4

Ломов.Д

5,6 лет

М

+

8 баллов

9 баллов

10 баллов

5

Осипов.Д

5,8 лет

М

+

10 баллов

10 баллов

10 баллов

6

Меренюк.Д

5,7 лет

М

ЗРР

2 балла

2 балла

3 балла

7

Бобков.П

5,3 лет

М

+

6 баллов

5 баллов

6 баллов

8

Васильев.М

5,6 лет

М

+

7 баллов

6 баллов

7 баллов

9

Попов.В

5,4 лет

М

+

5 баллов

4 баллов

5 баллов

10

Жуков.Д

5,5 лет

М

+

9 баллов

7 баллов

8 баллов

11

Макарин.М

6 лет

М

+

10 баллов

10 баллов

10 баллов

12

Росник.Н

6 лет

М

+

6 баллов

5 баллов

5 баллов


 

                                                                                                                  Таблица 2.

                                                   ( ДЕВОЧКИ)

 

ФИО

Возраст

Пол

Норма

Результаты по тесту “Что здесь лишнее?”

Результаты по тесту “Раздели на группы”

Результаты по тесту «Что необходимо добавить»?

1

Баржина.С

5,7 лет

Ж

+

10 баллов

9 баллов

10 баллов

2

Денисова.А

5,5 лет

Ж

+

9 баллов

9 баллов

10 баллов

3

Шорникова.Д

5,7 лет

Ж

+

8 баллов

7 баллов

8 баллов


 Таким образом, исходя из вышеперечисленных показателей характеристик мышления, можно сделать вывод о том, что у детей 5-6 лет с нарушениями слуха с нормой в интеллектуальном развитии наблюдается средний и высокий уровени развития наглядно-образного мышления.

2.3. Методические  рекомендации по развитию наглядно-образного  мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом

Отсутствие каких-либо органических поражений речевого аппарата у детей с нарушениями слуха (глухие), функциональный характер их речевого недоразвития, вторичность происхождения отклонений в познавательной деятельности, особенности приспособления их к частичному нарушению слухового анализатора — все это не только раскрывает сущность особого развития этих детей, но и одновременно указывает пути, способы и средства их специального образования.

Преодоление нарушения развития требует социального по своей природе, целостного воздействия на личность детей с нарушениями слуха, в специально организованном образовательно-воспитательном процессе. Специальным он является в том смысле, что должен опираться не только на достигнутый уровень развития, но и на компенсаторные возможности. Он требует особых условий, которые позволяют максимально усилить этот компенсаторный фонд с целью преодоления последствий дефекта, выправления нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон ее психики. В этом специальном процессе нужно корректировать или заново воссоздавать наиболее важные для человека психические функции, их качества и свойства.

Благодаря специальному обучению нужно формировать речь и понятийное мышление детей с нарушениями слуха, словесную память, создавать условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов.

В качестве решающего средства для преодоления отклоняющегося хода развития детей с нарушениями слуха должна выступать специальная система обучения языку, которая представляет собой особую систему занятий по накоплению словаря, уточнению звукового состава речи, усвоению грамматической системы языка, овладению разными видами и формами речевой деятельности.

Особые задачи (формирование речи, а не изучение языка) определяют особое содержание всей работы по речевому развитию детей с нарушениями слуха (специальный отбор фонетического, лексического, грамматического материала, его группировка, расположение, взаимосвязь частей этого материала).

В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться полисенсорная основа обучения глухих детей. В связи с этим в учебный процесс включаются:

- работа по развитию  навыков чтения с губ (с опорой  на зрительную и слухо-зрительную  основу с привлечением тактильно-вибрационной чувствительности);

- специальные занятия  по технике речи, формирующие  двигательную, кинестетическую базу  речи в единстве с развитием  оптико-акустических речевых представлений;

- работа по развитию  и использованию остаточного  слуха.

Письмо и чтение для глухих являются самым полноценным средством овладения языком. Специфична роль письменной речи и как средства развития познавательной деятельности учащихся.

Значительна роль наглядных средств (сюжетных картин, макетов, муляжей, видеоматериалов) в связи с тем, что они должны не столько иллюстрировать учебный материал, сколько наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений, К ним относятся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима.

 

                                        

 

 

 

                                                      Выводы

В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи: Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.

                                            Заключение

 Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. - У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление.

- Для  диагностики мышления используются методики: «Найди лишний предмет?», «Чем залатать коврик?»,«Что необходимо добавить»?.В процессе формирования мышления чаще психодинамического используется бихевиористский подход.

- умственное развитие  – это специально организуемый педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, а также на развитие способностей детей и потребности в умственной деятельности. Основная цель умственного развития – повышение общего уровня развития дошкольников.

- Умственные операции, по данным психологии, направлены на идеальное, иногда материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное (А. И. Раев). В развивающей игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Следует учитывать, что развивающая игра, причем лишь в меру сложная, способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.

-  В  развивающих играх создаются благоприятные условия для реализации потребности ребенка-дошкольника в творческих проявлениях (креативности).

- В развивающих играх реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематичного рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур, их сочетания и т.д. Это, как правило, составляет цель «игры-задания».

- Освоение  разнообразных развивающих игр  возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Поэтому они незаменимы в процессе развития и воспитания ребенка, учитывающем индивидуальный темп овладения им средствами и способами познания.

- Интерес  педагогов, психологов, родителей к  развивающим играм, определению  их места в современном детском  саду, как правило, связан с повышением внимания к интеллектуально-творческому и личностному развитию ребенка, обеспечению его занятости, взросления.В данном случае игры являются одним из средств организации и развития самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей.

- В результате  освоения игр у детей совершенствуется  логико-математический опыт (Л. М. Кларина). Основными показателями этого является активное освоение детьми средств познания: сенсорных эталонов (формы, цвета, размера), эталонов мер, умений создавать образ, знаков и символов, речи; а также овладение способами познания: самонаблюдением, начальными навыками логического мышления и умением обследовать предметы, эмпирическим, классификацией, счетом и измерением, сравнением и сопоставлением.

- Проведенная  работа может служить основанием  для подтверждения нашей гипотезы  о возможности использования  развивающих игр для развития  логического мышления детей старшего  дошкольного возраста.

                                         Список литературы

  1. Выготский Л. С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М: Педагогика, 1981.С.28-35.

 

  1. Гуружапов В.А. Предметная диагностика теоретического мышления учащихся (система Эльконина – Давыдова).- по материалам сети Интернет.
  2. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы. М., 2000 г. – М. – С. 33, 36. 39.
  3. Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о понятиях. //Психологическая наука и образование. - №3, С.121-125.1997 г
  4. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребёнка в дошкольном образовании. - М.: Макс-Пресс, 2005.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2004
  6. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000
  7. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М.: Изд-во МГУ. 1980.С.24-34.
  8. Приклонских И.П. Стандартизация непредметной методики диагностики уровня развития основ теоретического мышления младших школьников. -//Психологическая наука и образование. - №2, С.68-74.2002.
  9. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. - М.: Педагогика, 1978. – 232 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. – М: 1989г. С.47-56.
  11. Савенков А.И. Одаренный ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – С. – 15, 16,

Информация о работе Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника