Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:39, курсовая работа
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Объект исследования: мышления глухих детей.
Предмет исследования: Особенности интеллектуальной деятельности у детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитем и с нарушениями слуха.
Задачи: 1.Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
2.Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормально развивающимся детьми.
3.Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………2
1 ГЛАВА. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Особенности развития наглядно-образного мышления нормального детей дошкольного возраста ……………………………………………..5
Понятие мышления и его классификация ……………………................14
Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом …………………………….29
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом. …………………………………………………………36
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника.
2.1. Организация и методики эмпирического исследования ………………...41
2.2. Анализ полученных данных. ……………………………………………..43
2.3. Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом. ………….44
Выводы ………………………………………………………...47
Заключение …………………………………………………………47
Список литературы ………………………………………………………
2. Методика «Чем залатать коврик?»
3. Методика «Что необходимо добавить»?.
Анализ полученных данных
( МАЛЬЧИКИ)
№ |
ФИО |
Возраст |
Пол |
Норма |
Результаты по тесту “Что здесь лишнее?” |
Результаты по тесту “Раздели на группы” |
Результаты по тесту «Что необходимо добавить»? |
1 |
Азмукин.Р |
6 лет |
М |
ЗРР |
2 балла |
3 балла |
3 балла |
2 |
Антонов.А |
5,4 лет |
М |
+ |
5 балла |
5 балла |
6 баллов |
3 |
Калинин.В |
5,8 лет |
М |
+ |
10 баллов |
9 баллов |
10 баллов |
4 |
Ломов.Д |
5,6 лет |
М |
+ |
8 баллов |
9 баллов |
10 баллов |
5 |
Осипов.Д |
5,8 лет |
М |
+ |
10 баллов |
10 баллов |
10 баллов |
6 |
Меренюк.Д |
5,7 лет |
М |
ЗРР |
2 балла |
2 балла |
3 балла |
7 |
Бобков.П |
5,3 лет |
М |
+ |
6 баллов |
5 баллов |
6 баллов |
8 |
Васильев.М |
5,6 лет |
М |
+ |
7 баллов |
6 баллов |
7 баллов |
9 |
Попов.В |
5,4 лет |
М |
+ |
5 баллов |
4 баллов |
5 баллов |
10 |
Жуков.Д |
5,5 лет |
М |
+ |
9 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
11 |
Макарин.М |
6 лет |
М |
+ |
10 баллов |
10 баллов |
10 баллов |
12 |
Росник.Н |
6 лет |
М |
+ |
6 баллов |
5 баллов |
5 баллов |
№ |
ФИО |
Возраст |
Пол |
Норма |
Результаты по тесту “Что здесь лишнее?” |
Результаты по тесту “Раздели на группы” |
Результаты по тесту «Что необходимо добавить»? |
1 |
Баржина.С |
5,7 лет |
Ж |
+ |
10 баллов |
9 баллов |
10 баллов |
2 |
Денисова.А |
5,5 лет |
Ж |
+ |
9 баллов |
9 баллов |
10 баллов |
3 |
Шорникова.Д |
5,7 лет |
Ж |
+ |
8 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
Таким образом, исходя из вышеперечисленных показателей характеристик мышления, можно сделать вывод о том, что у детей 5-6 лет с нарушениями слуха с нормой в интеллектуальном развитии наблюдается средний и высокий уровени развития наглядно-образного мышления.
2.3. Методические
рекомендации по развитию
Отсутствие каких-либо органических поражений речевого аппарата у детей с нарушениями слуха (глухие), функциональный характер их речевого недоразвития, вторичность происхождения отклонений в познавательной деятельности, особенности приспособления их к частичному нарушению слухового анализатора — все это не только раскрывает сущность особого развития этих детей, но и одновременно указывает пути, способы и средства их специального образования.
Преодоление нарушения развития требует социального по своей природе, целостного воздействия на личность детей с нарушениями слуха, в специально организованном образовательно-воспитательном процессе. Специальным он является в том смысле, что должен опираться не только на достигнутый уровень развития, но и на компенсаторные возможности. Он требует особых условий, которые позволяют максимально усилить этот компенсаторный фонд с целью преодоления последствий дефекта, выправления нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон ее психики. В этом специальном процессе нужно корректировать или заново воссоздавать наиболее важные для человека психические функции, их качества и свойства.
Благодаря специальному обучению нужно формировать речь и понятийное мышление детей с нарушениями слуха, словесную память, создавать условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов.
В качестве решающего средства для преодоления отклоняющегося хода развития детей с нарушениями слуха должна выступать специальная система обучения языку, которая представляет собой особую систему занятий по накоплению словаря, уточнению звукового состава речи, усвоению грамматической системы языка, овладению разными видами и формами речевой деятельности.
Особые задачи (формирование речи, а не изучение языка) определяют особое содержание всей работы по речевому развитию детей с нарушениями слуха (специальный отбор фонетического, лексического, грамматического материала, его группировка, расположение, взаимосвязь частей этого материала).
В специальном педагогическом процессе должна обеспечиваться полисенсорная основа обучения глухих детей. В связи с этим в учебный процесс включаются:
- работа по развитию
навыков чтения с губ (с опорой
на зрительную и слухо-
- специальные занятия
по технике речи, формирующие
двигательную, кинестетическую базу
речи в единстве с развитием
оптико-акустических речевых
- работа по развитию и использованию остаточного слуха.
Письмо и чтение для глухих являются самым полноценным средством овладения языком. Специфична роль письменной речи и как средства развития познавательной деятельности учащихся.
Значительна роль наглядных средств (сюжетных картин, макетов, муляжей, видеоматериалов) в связи с тем, что они должны не столько иллюстрировать учебный материал, сколько наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений, К ним относятся преднамеренное создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима.
В результате проведенного нами исследования были решены следующие задачи: Изучена и проанализирована психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Заключение
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. - У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление.
- Для диагностики мышления используются методики: «Найди лишний предмет?», «Чем залатать коврик?»,«Что необходимо добавить»?.В процессе формирования мышления чаще психодинамического используется бихевиористский подход.
- умственное развитие
– это специально организуемый
- Умственные операции, по данным психологии, направлены на идеальное, иногда материальное преобразование объекта из наличного состояния в намеченное (А. И. Раев). В развивающей игре к результату можно прийти только путем системы преобразований через проявления анализа, сравнения, обобщения. Следует учитывать, что развивающая игра, причем лишь в меру сложная, способствует развитию как содержательной, так и операционной стороны умственной деятельности.
- В развивающих играх создаются благоприятные условия для реализации потребности ребенка-дошкольника в творческих проявлениях (креативности).
- В развивающих играх реализуется потребность детей к получению материально выраженного результата в виде схематичного рисунка, постройки, силуэта, достижению правильного расположения фигур, их сочетания и т.д. Это, как правило, составляет цель «игры-задания».
- Освоение разнообразных развивающих игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Поэтому они незаменимы в процессе развития и воспитания ребенка, учитывающем индивидуальный темп овладения им средствами и способами познания.
- Интерес
педагогов, психологов, родителей к
развивающим играм, определению
их места в современном
- В результате
освоения игр у детей
- Проведенная
работа может служить
Информация о работе Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника