Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Объект исследования: мышления глухих детей.
Предмет исследования: Особенности интеллектуальной деятельности у детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитем и с нарушениями слуха.
Задачи: 1.Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
2.Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормально развивающимся детьми.
3.Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………2
1 ГЛАВА. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Особенности развития наглядно-образного мышления нормального детей дошкольного возраста ……………………………………………..5
Понятие мышления и его классификация ……………………................14
Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом …………………………….29
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом. …………………………………………………………36
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника.
2.1. Организация и методики эмпирического исследования ………………...41
2.2. Анализ полученных данных. ……………………………………………..43
2.3. Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом. ………….44
Выводы ………………………………………………………...47
Заключение …………………………………………………………47
Список литературы ………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курссовая работа особенности развития наглядно-образного мышления детей01.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                  Приложение 1.

                      Методика «Найди лишний предмет?»

Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

 

 

                

 

             

 

 

рис.1. «Найди лишний предмет?»

 

 

                                            Оценка результатов:

10 баллов

– ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов

– ребёнок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин

6-7 баллов

– ребёнок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов

– ребёнок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла

– ребёнок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл

– ребёнок за 3 мин не справился с заданием.


Выводы об уровне развития 
      10 баллов – очень высокий.  
      8-9 баллов – высокий.  
      4-7 баллов – средний.  
      2-3 балла – низкий.  
      0-1 балл – очень низкий.

 

 

 

 

  

                                                                                                       

                                                                                                      

                                                                                                           Приложение 2

                        Методика «Чем залатать коврик? »

Рассчитана на детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Цель этой методики – определить, насколько ребёнок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребёнку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

рис.2. «Чем залатать коврик? »

                                                   

 

 

                                            Оценка результатов

10 баллов

– ребёнок справился с заданием меньше чем за 20 сек

8-9 баллов

- ребенок решил правильно  все четыре задачи за время  от 21 до 30 сек.

6-7 баллов

– ребёнок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.

 

4-5 баллов

ребёнок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.

 

2-3 балла

– время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

0-1 балл

– ребёнок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

   


     Выводы об уровне развития 
      10 баллов – очень высокий.  
      8-9 баллов – высокий.  
      4-7 баллов – средний.  
      2-3 балла – низкий.  
      0-1 балл – очень низкий.

 

 

 

                                                                                                        

                                                                                                          

                                                                                                           Приложение 3

                        Методика «Что необходимо добавить»?

 Рассчитана на детей  в возрасте от 5 до 6 лет.

Ребёнок должен к карточкам подобрать недостающую картинку.

Развиваем логическое мышление у ребенка.

Разберем к примеру одну карточку:

На карточке мы видим три картинки. Капуста, на против капусты изображена коза. Ниже отсутствует картинка и на против изображена морковь. Т.е. можно предположить , что если коза и капуста, это значит коза любит кушать капусту (или она ест капусту). Морковь соответственно любит кушать кролик. Поэтому ребенок выбирает изображение кролика и кладет на пустое место в карточке. И т.д.

Спрашивайте вашего ребенка, задавайте ему вопросы.

Почему он так считает?

А кто (или что) ещё мог (могло) быть здесь изображен (изображено)?

Развивайте в ребенке логическое мышление,размышляйте вместе. Продолжайте тему, к примеру, а что любит есть медведь, или кто любит есть орешки и т.д.

Карточки для развития логического мышления у вашего ребенка.

          

       

рис.3. «Что необходимо добавить»?

                                   

                                            Оценка результатов:

10 баллов

– ребёнок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов

– ребёнок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин

6-7 баллов

– ребёнок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов

– ребёнок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла

– ребёнок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл

– ребёнок за 3 мин не справился с заданием.


Выводы об уровне развития 
      10 баллов – очень высокий.  
      8-9 баллов – высокий.  
      4-7 баллов – средний.  
      2-3 балла – низкий.  
      0-1 балл – очень низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмпирическое исследование наглядного мышления дошкольника