Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Его обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Этот возраст является сенситивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Феномен креативности изучали такие ученые как К. Роджерс, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гейвин, В. Н. Козленко, В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова и др.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретический подход в изучении акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте………………………………………5
Определение акцентуаций характера и их влияние на развитие подростка…………………………………………………………………...5
Различные подходы к пониманию креативности……………………….10
Особенности развития креативности в подростковом возрасте……….12
Вывод по главе I…………………………………………………………………17
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций…………………………..18
Описание применяемых методик………………………………………..18
Методы статистической обработки……………………………………..24
Анализ и интерпретация полученных данных…………………………26
Вывод по главе II………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь особенностей креативности и типов акцентуаций у подростков.docx

— 294.94 Кб (Скачать файл)

http://www.hr-portal.ru/article/akcentuacii-lichnosti-i-ih-rol-v-professionalnoy-deyatelnosti

  1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
  2. Петрова Л.М. Возрастные особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков [Текст]: автореф. дис. канд. наук. / Л.М. Петрова. – СПб., 2008. – 219 с.
  3. Практикум по психодиагностике личности [Текст] /  ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002. – 248 с.
  4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс – СПб., 2000. – 816 с.
  5. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс – М., 1994. С. 74 – 79.
  6. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие [Текст] / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
  7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко – СПб.: ООО "Речь", 2003. – 350 с.
  8. Туревская Е.И. Возрастная психология [Текст] / Е.И. Туревская – Тула, 2002. – 48 с.
  9. Халифаева О.А. Психологические условия развития креативности в учебно – воспитательном процессе [Текст]: автореф. дис. канд. наук. / О.А. Халифаева – Астрахань, 2007.
  10. Халифаева О.А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении [Текст] / О.А. Халифаева. – Психология обучения. – 2008. - № 9. - С. 13-22.
  11. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная – СПб., 2002. – 273 с.
  12. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире: Психологические проблемы самореализации личности [Текст] / Н.Ю. Хрящева – СПб., 1998.

Книги нескольких авторов:

  1.  Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 1967. – 360 с.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский; ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.
  3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология индивидуальных различий [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 720 с. – (Хрестоматия по психологии)
  5. Каменская В. Г. Психология развития: общие и специальные вопросы [Текст] / В.Г. Каменская, И.Е. Мельникова. – СПб., 2008.
  6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко; под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – СПб.: Речь, 2009. – 256 с.
  7. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Барьеры проявления и пути развития креативности [Текст] / С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева // Педагогическое обозрение. 1994. № 2.
  8. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / М.Н. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
  9. Психогимнастика в тренинге [Текст] / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Тест креативности П. Торренса

 

Закончи рисунок

 

На этом листе нарисованы незаконченные фигурки.

Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой

 

 

 

 

                   

                     

 

                    

                    

                     

             

         

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Обработка результатов по тесту креативности П. Торренса

СПИСОК № 1

Фигура 1

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (37) Лицо, голова человека. (1) Очки. (38) Птица (летящая), чайка.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(10) Брови, глаза человека. (33) Волна, море. (4) Животное (морда). (4) Кот, кошка. (21) Облако, туча; (58) Сверхъестественные  существа. (10) Сердце («любовь»). (4) Собака. (8) Сова. (28) Цветок. (37) Человек, мужчина. (31) Яблоко.

Фигура 2

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (64) Дерево  и его детали. (67) Рогатка. (28) Цветок.

1 балл (от 2% до 4,99%)

(41) Буква: Ж, У и др. (13) Дом, строение. (42) Знак, символ, указатель. (8) Птица, следы, ноги. (45) Цифра. (37) Человек.

Фигура 3

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (53) Звуковые  и радиоволны. (37) Лицо человека. (9) Парусный корабль, лодка. (31) Фрукты, ягоды.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(21) Ветер, облака, дождь. (7) Воздушные  шарики. (64) Дерево и его детали. (49) Дорога, мост. (4) Животное или его  морда. (48) Карусели, качели. (68) Колеса. (67) Лук и стрелы. (35) Луна. (27) Рыба, рыбы. (48) Санки. (28) Цветы.

Фигура 4

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (33) Волна, море. (41) Вопросительный знак. (4) Змея. (37) Лицо человека. (4) Хвост животного, хобот слона.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(4) Кот, кошка. (32) Кресло, стул. (36) Ложка, половник. (4) Мышь. (38) Насекомое, гусеница, червь. (1) Очки. (8) Птица: гусь, лебедь. (27) Ракушка. (58) Сверхъественные  существа. (1) Трубка для курения. (28) Цветок.

Фигура 5

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (36) Блюдо, ваза, чаша. (9) Корабль, лодка. (37) Лицо  человека. (65) Зонт.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(33) Водоем, озеро. (47) Гриб; (10) Губы, подбородок. (22) Корзина, таз. (31) Лимон, яблоко. (67) Лук (и стрелы). (33) Овраг, яма. (27) Рыба. (25) Яйцо.

Фигура 6

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (15) Лестница, ступени. (37) Лицо человека.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(33) Гора, скала. (36) Ваза. (64) Дерево, ель. (19) Кофта, пиджак, платье. (66) Молния, гроза. (37) Человек: мужчина, женщина. (28) Цветок.

Фигура 7

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (18) Автомашина. (36) Ключ; (62) Серп.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(47) Гриб. (36) Ковш, черпак. (43) Линза, лупа. (37) Лицо человека. (36) Ложка, половник. (62) Молоток. (1) Очки. (18) Самокат.

(60) Символ: серп и молот. (48) Теннисная ракетка.

Фигура 8

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (37) Девочка, женщина. (37) Человек: голова или тело.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(41) Буква: У и др. (36) Ваза. (64) Дерево. (11) Книга. (19) Майка, платье. (2) Ракета. (58) Сверхъестественные существа. (28) Цветок. (67) Щит.

Фигура 9

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (33) Горы, холмы. (4) Животное, его уши. (41) Буква  М.

1 балл (от 2 до 4,99%)

(4) Верблюд. (4) Волк. (4) Кот, кошка. (4) Лиса. (37) Лицо человека. (4) Собака. (37) Человек: фигура.

Фигура 10

0 баллов (5% и более ответов)

(24) Абстрактный узор. (8) Гусь, утка. (64) Дерево, ель, сучья. (37) Лицо  человека. (4) Лиса.

1 балл (от 2% до 4,99%)

(63) Буратино. (37) Девочка. (8) Птица. (58)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Обработка результатов по тесту креативности П. Торренса

СПИСОК № 2

 (18) Автомобиль: машина легковая, гоночная, грузовая, повозка, тележка, трактор. (3) Ангелы и другие божественные существа,их детали, включая крылья. (1) Аксессуары: браслет, корона, кошелек, монокль, ожерелье, очки, шляпа. (20) Бельевая веревка, шнур. (41) Буквы: одиночные или блоками, знаки препинания. (7) Воздушные шары: одиночные или в гирлянде (39) Воздушный змей. (33) Географические объекты: берег, волны, вулкан, гора, озеро, океан, пляж, река, утес. (34) Геометрические фигуры: квадрат, конус, круг, куб, прямоугольник, ромб, треугольник. (24) Декоративная композиция: все виды абстрактных изображений, орнаменты, узоры. (64) Дерево: все виды деревьев, в том числе новогодняя ель, пальма. (49) Дорога и дорожные системы: дорога, дорожные знаки и указатели, мост, перекресток, эстакада. (4) Животное, его голова или морда: бык, верблюд, змея, кошка, коза, лев, лошадь, лягушка, медведь, мышь, обезьяна, олень, свинья, слон, собака. (5) Животное: следы. (53) Звуковые волны: магнитофон, радиоволны, радиоприемник, рация, камертон, телевизор. (65) Зонтик; (63) Игрушка: конь-качалка, кукла, кубик, марионетка. (62) Инструменты: вилы, грабли, клещи, молоток, топор. (46) Канцелярские и школьные принадлежности: бумага, обложка, папка, тетрадь. (11) Книга: одна или стопка, газета, журнал. (68) Колеса: колесо, обод, подшипник, шина, штурвал. (50) Комната или части комнаты: пол, стена, угол. (22) Контейнер: бак, бидон, бочка, ведро, консервная банка, кувшин, шляпная коробка, ящик. (9) Корабль, лодка: каноэ, моторная лодка, катер, пароход, парусник. (12) Коробка: коробок, пакет, подарок, сверток. (54) Космос: космонавт. (16) Костер, огонь. (23) Крест: Красный крест, христианский крест, могила. (40) Лестница: приставная, стремянка, трап. (2) Летательный аппарат: бомбардировщик, планер, ракета, самолет, спутник. (32) Мебель: буфет, гардероб, кровать, кресло, парта, стол, стул, тахта. (43) Механизмы и приборы: компьютер, линза, микроскоп, пресс, робот, шахтерский молот. (44) Музыка: арфа, барабан, гармонь, колокольчик, ноты, пианино, рояль, свисток, цимбалы. (6) Мячи: баскетбольные, теннисные, бейсбольные, волейбольные, комочки грязи, снежки. (59) Наземный транспорт – см. «Автомобиль», не вводить новую категорию. (38) Насекомое: бабочка, блоха, богомол, гусеница, жук, клоп, муравей, муха, паук, пчела, светлячок, червяк. (35) Небесные тела: Большая Медведица, Венера, затмение Луны, звезда, Луна, метеорит, комета, Солнце. (21) Облако, туча: разные виды и формы. (30) Обувь: ботинки, валенки, сапоги, тапки, туфли. (19) Одежда: брюки, кальсоны, кофта, мужская рубашка, пальто, пиджак, платье, халат, шорты, юбка. (67) Оружие: винтовка, лук и стрелы, пулемет, пушка, рогатка, щит. (48) Отдых: велосипед, каток, ледяная горка, парашютная вышка, плавательная доска, роликовые коньки, санки, теннис. (29) Пища: булка, кекс, конфета, леденец, лепешка, мороженое, орехи, пирожное, сахар, тосты, хлеб. (66) Погода: дождь, капли дождя, метель, радуга, солнечные лучи, ураган. (36) Предметы домашнего обихода: ваза, вешалка, зубная щетка, кастрюля, ковш, кофеварка, метла, чашка, щетка. (8) Птица: аист, журавль, индюк, курица, лебедь, павлин, пингвин, попугай, утка, фламинго, цыпленок. (26) Развлечения: певец, танцор, циркач. (47) Растения: заросли, кустарник, трава. (27) Рыба и морские животные: гуппи, золотая рыбка, кит, осьминог. (58) Сверхъестественные (сказочные) существа: Аладдин, баба Яга, бес, вампир, ведьма, Геркулес, дьявол, монстр, привидение, фея, черт. (42) Светильник: волшебный фонарь, лампа, свеча, уличный светильник, фонарь, электрическая лампа. (60) Символ: значок, герб, знамя, флаг, ценник, чек, эмблема. (52) Снеговик. (57) Солнце и другие планеты: см. «Небесные тела». (55) Спорт: беговая дорожка, бейсбольная площадка, скачки, спортивная площадка, футбольные ворота. (13) Строение: дом, дворец, здание, изба, конура, небоскреб, отель, пагода, хижина, храм, церковь. (15) Строение, его части: дверь, крыша, окно, пол, стена, труба. (14) Строительный материал: доска, камень, кирпич, плита, труба. (17) Тростник и изделия из него. (51) Убежище, укрытие (не дом): навес, окоп, палатка, тент, шалаш. (31) Фрукты: ананас, апельсин, банан, ваза с фруктами, вишня, грейпфрут, груша, лимон, яблоко. (28) Цветок: маргаритка, кактус, подсолнух, роза, тюльпан. (45) Цифры. одна или в блоке, математические знаки. (61) Часы: будильник, песочные часы, секундомер, солнечные часы, таймер. (37) Человек, его голова, лицо или фигура: девочка, женщина, мальчик, монахиня, мужчина, определенная личность, старик. (56) Человек из палочек: см. «Человек». (10) Человек, части его тела: брови, волосы, глаз, губы, кость, ноги, нос, рот, руки, сердце, ухо, язык. (25) Яйцо: все виды, включая пасхальное, яичница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Ключ к опроснику К. Леонгарда – С. Шмишека

 

  1. Демонстративность/демонстративный тип:
    • «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
    • «-»: 51.

Сумму ответов умножить на 2.

  1. Застревание/застревающий тип:
    • «+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
    • «-»: 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на 2.

  1. Педантичность/педантичный тип:
    • «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
    • «-»: 36.

Сумму ответов умножить на 2.

  1. Возбудимость/возбудимый тип:
    • «+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Гипертимность/гипертимный тип:
    • «+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Дистимность/дистимический тип:
    • «+»: 9, 21, 43, 75, 87.
    • «-»: 31, 53, 65.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Тревожность/тревожно-боязливый тип:
    • «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
    • «-»: 5.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:
    • «+»: 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на 6.

  1. Эмотивность/эмотивный тип:
    • «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
    • «-»: 25.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Циклотимность/циклотимный тип:
    • «+»: 6, 18,28,40,50,62,72,84.

Сумму ответов умножить на 3.

 

 

 

 


Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций