Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа
За последнее десятилетие активно разрабатывалась концепция внутренней картины болезни, были разработаны достаточно информативные методы психологической диагностики отношения к болезни при соматической патологии, выполнен большой объем экспериментально-психологических работ на больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, почечной недостаточностью, диабетом и т.д. Любое соматическое заболевание, особенно хроническое или длительно текущее, сопровождается нервно-психическими нарушениями (В.А.Ромасенко, К.А.Скворцов,1961; Е.Ф.Бажин, А.В.Гнездилов,1988; F.Adams,1993; M.Meli,1993). Хроническое заболевание оказывает серьёзное влияние на психологический статус и личностное развитие индивида.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы переживания человеком ситуации хронической болезни ……………………..3
1.1. Переживание как предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………..3
1.2. Анализ психологических исследований по проблеме переживания ситуации хронической болезни………………………………………………….7
1.3. Феноменологическое интервью как метод исследования переживания.....9
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...13
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование переживания ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста……………………………………..15
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...15
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования…………………...16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы переживания человеком ситуации хронической болезни ……………………..3
1.1. Переживание как предмет
исследования в отечественной
и зарубежной психологии…………………
1.2. Анализ психологических
исследований по проблеме
1.3. Феноменологическое интервью
как метод исследования
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование переживания ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста……………………………………..15
2.1. Организация и методы
исследования……………………………………...
2.2. Описание и интерпретация
результатов исследования………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
Проблема старения населения
определяется многими социальными
процессами, в том числе и
Психологические проблемы человека с хроническим заболеванием находятся в настоящее время в центре внимания психологов, благодаря всё возрастающему количеству всевозможных болезней, характеризующихся хроническим течением. Глобальной задачей психологии в данном случае является сохранение нормального качества жизни хронического больного.
За последнее десятилетие
активно разрабатывалась
Необходимость сохранения активной жизни в пожилом возрасте – одна из актуальных тем современных научных исследований. В данном контексте рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (прекращения трудовой деятельности, сужение привычного круга общения и др.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных возможностей, предпочитаемые копинг – механизмы (механизмы совладения со сложными ситуациями) и др. (М. Д. Александрова, Л. И. Анциферова, Л. В. Бороздина, О. В. Краснова, С. Г. Максимова, Н. Н. Сачук, Н. П. Петрова и др.).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы. Хронические заболевания относятся к числу факторов, которые способствуют стойкому снижению трудоспособности, потенциально приводят к инвалидизации. При этом одной из причин падения работоспособности могут быть изменения психики, возникающие у заболевших. Проблема формирования личности в условиях хронического заболевания проводятся в основном не столько психологами, сколько медиками, т.е. в основе психологических исследований находятся теоретические положения не психологии, а медицины, что отражается на интерпретации результатов исследований. Так, особенности личности больных хроническим заболеванием нередко рассматриваются только как следствие болезни и изменений нервной системы в процессе заболевания, т.е. переоценивается роль биологических факторов в формировании личности и недооценивается роль социальных и психологических факторов.
Цель курсовой работы – исследование переживания человеком ситуации хронической болезни в пенсионном возрасте.
Объект исследования – ситуация хронической болезни.
Предмет – переживание ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ публикаций, связанных с переживания человеком ситуации хронической болезни в пенсионном возрасте.
2. Провести диагностическое исследования личности больных с хроническими заболеваниями.
3. Разработать и провести
структурированное интервью с
пожилыми людьми имеющими
4. Провести контент-анализ полученных результатов.
Методы исследования:
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы переживания человеком ситуации хронической болезни
1.1. Переживание как предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии
Предметом нашего анализа
являются процессы, которые в обыденном
языке удачно выражаются словом «переживание»
(в том значении, в котором «пережить»
значит перенести какие-либо, обычно
тягостные, события, преодолеть какое-нибудь
тяжелое чувство или состояние,
вытерпеть, выдержать) и в то же время
не нашли своего отражения в научном
психологическом понятии
Когда мы обеспокоены тем,
как небезразличный нам человек
переживет постигшую его
Переживание здесь мыслится
как отражение и представляет
собой переживание созерцание. Это
традиционное понятие задается через
категорию психического явления. Всякое
психическое явление
Особое место в
Главное в работах Ф. В.
Бассина заключается, в наметившемся,
хотя явно не сформулированном переводе
к «экономической» точке зрения
на переживание, к усмотрению за поверхностью
феноменально ощущаемого потока переживания
проделываемой им работы, производящей
реальные и жизненно важные, значимые
изменения сознания человека. Если
бы такой переход удалось
Однако в истории психологии существуют образцы удачного сочетания этих двух категорий в клинических анализах конкретных переживаний, например, в Э. Линдеманном «работы горя», в сартровском понимании эмоции как «магического действия».
В зарубежной психологии проблема переживания активно изучается в рамках исследования процессов психологической защиты, компенсации, совладающего поведения.
Борьба против невозможности
за создание ситуации возможности реализации
жизненных необходимостей и есть
переживание. Переживание – это
преодоление некоторого «разрыва»
жизни, это некая восстановительная
работа, как бы перпендикулярная линии
реализации жизни. Если на уровне бытия
переживание – это
Переживание является деятельностью, самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями. Эти «функции» вместе с внешними предметными действиями включаются в реализацию переживания точно так же, как и в реализацию всякой человеческой деятельности, но значение как интрапсихических, так и поведенческих процессов, участвующих в осуществлении переживания, может быть выяснено только исходя из общей задачи и направления переживания, из производимой им целостной работы по преобразованию психологического мира, которая одна способна в ситуации невозможности адекватной внешней деятельности разрешить ситуацию [12, с. 127].
Обращаясь к вопросу о
носителях, или реализаторах, переживания,
остановимся в первую очередь
на внешнем поведении. Внешние действия
осуществляют работу переживания не
прямо, достижением некоторых
Хотя переживание, в каком
бы виде оно ни представало в различных
концепциях, – в виде ли психологической
защиты, компенсации или совладания,
редко рассматривается как
- Здесь-и-теперь удовлетворение.
- Реализация мотива (удовлетворение потребности).
- Упорядочение внутреннего мира.
- Самоактуализация.
Разумеется, все эти "внутренние необходимости" выступают в психологической литературе под разными именами, но, как правило, постулируемая в той или иной концепции цель процесса переживания достаточно очевидным образом относится к одной из перечисленных "необходимостей". Например, за такими целями защитных механизмов, как "избегание страдания", "устранение неприятного состояния", отрицание "болезненных элементов опыта", безо всякого труда угадывается одна и та же гедонистическая устремленность к здесь-и-теперь удовлетворению.
Для классификации и анализа существующих взглядов на целевую детерминацию переживания полезно ввести представление, согласно которому этот процесс в общем случае подчиняется сразу нескольким из четырех названных детерминант, одна из которых выступает в качестве его конечной цели, или мотива, а другие – в качестве непосредственных или промежуточных целей. Если общую целевую формулу переживания изобразить как отношение непосредственных (и промежуточных) целей к конечной, мы получим довольно большое число комбинаторных возможностей. Рассмотрим те из них, которые наиболее отчетливо представлены в литературе по проблеме переживания [13, с. 126].
З. Фрейд считал ,что во
всех случаях защита провоцируется
тревогой, однако тревога тревоге
рознь: опасения Я могут быть связаны
с разными угрозами, и соответственно
будут различаться цели защитного
процесса. Когда имеет место так
называемая "тревога сверх-Я",
Я защищается от инстинктов не потому,
что они противоречат его собственным
требованиям, а ради сохранения хороших
отношений со сверх-Я, которому эти
инстинкты кажутся
Таким образом, понятие переживания в своем широком значении представляется как любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни. То есть, переживание - это особое, субъективное, пристрастное отражение, причем отражение не окружающего предметного мира самого по себе, а мира, взятого в отношении к субъекту, с точки зрения предоставляемых им (миром) возможностей удовлетворения актуальных мотивов и потребностей субъекта.