Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе исследования познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обозначить сущность профессионального самоопределения;
рассмотреть изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом;
выделить психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение;
учебная мотивация у старших школьников;
выявить организационное методическое оснащение эмпирической части исследования;
обозначить основные результаты эмпирического исследования;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению в социальной педагогике и психологии…………………………………………6
1.1. Сущность профессионального самоопределения 6
1.2. Изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом 11
Глава 2. Психологические особенности профессионального самоопределения старших школьников…………………………………………………………….17
2.1. Психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение 17
2.2. Учебная мотивация у старших школьников 21
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников………………………………………………………………..25
3.1. Организационное методическое оснащение эмпирической части исследования 25
3.2. Основные результаты эмпирического исследования 28
3.3. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников 37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.docx

— 473.95 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

 

Актуальность темы связана с необходимостью реализации перспективных направлений психологических исследований в области самоопределения. Однако выпускники стремятся, как правило, связать дальнейшую судьбу с профессиональным обучением и дальнейшим трудоустройством. Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом – как свидетельствует статистика – большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.

Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции «свободного посетителя» социальных услуг.

Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.

Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда и др. Недостаточная степень удовлетворения многих потребностей в сочетании с дефицитом привлекательных, с точки зрения молодежи, рабочих мест не позволяет в полной мере развиться позитвной мотивации труда.

В связи с данными обстоятельствами особую роль играет профессиональная деятельность школьного психолога и социального педагога, которые призваны оказать старшеклассникам действенную помощь в выборе будущей профессии в профессиональном самоопределении сообразно их склонностям, интересам и возможностями.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция психологического развития личности (Л.С. Выготский); теоретические положения о специальных и общих способностях и индивидуальных различиях человека (А.Н. Леоньтев, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин); психологические исследования проблемы формирования личности профессионал (К.К. Платонов, Е.А. Климов, К.А. Абульханова-Славская, Ю.П. Поваренков и др.).

Объектом в настоящем исследовании является профессиональная ориентация старших школьников.

Предметом исследования являются особенности исследования познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.

Цель исследования заключается в анализе исследования познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • обозначить сущность профессионального самоопределения;
  • рассмотреть изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом;
  • выделить психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение;
  • учебная мотивация у старших школьников;
  • выявить организационное методическое оснащение эмпирической части исследования;
  • обозначить основные результаты эмпирического исследования;
  • проанализировать социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников.

В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:

  • теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
  • систематизацию, обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению в социальной педагогике и психологии

 

1.1. Сущность профессионального самоопределения

 

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.1

Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная ориентация» (это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации).

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.

Организационно-функциональная подсистема – деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.2

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Нас интересует главным образом личностная подсистема. Соответственно профессиональная ориентация в школе направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в ту или иную профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности, на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д. Нарождающийся новый хозяйственный механизм, ориентированный на стимулирование частной инициативы человеческих возможностей, поощрение творческих возможностей, в конечном счете, создает условия для свободы личности в выборе жизненного и профессионального пути.3

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей знания о себе и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.

Эти компоненты являются основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Выделим ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт; системный подход к профориентации школьников; общественно-значимые мотивы выбора профессии.4

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – «формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику».

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.5

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Сложившаяся система профориентации учащихся общеобразовательных учреждений с середины 90-х годов начала разрушаться. Утратились связи с базовыми предприятиями, учреждениями, организациями, ушли в прошлое планы трудоустройства молодежи, ответственность за их исполнение.

Вместе с тем система профориентации безработных граждан и незанятого населения полностью перестраивалась под нужды экономики переходного периода и была нацелена на активное трудоустройство граждан в соответствии с их наклонностями, потребностями в работниках рынка труда.6

Профориентационная работа среди школьников носит бессистемный, эпизодический характер. Профориентационные услуги не стали пока действенным средством формирования жизненного пути учащихся, построения их профессиональной карьеры. Эти тревожные тенденции подтверждаются рядом социологических исследований. «Исследования профессиональных намерений и жизненных планов выпускников 2006 года, проведенные в 23 городах и районах Московской области, с участием 3122 учащихся девятых классов и 2255 учащихся одиннадцатых классов, показали, что лишь около 10 % выпускников намерены работать на производстве». Список выбираемых профессий очень беден, причем выбор профессий нельзя считать осознанным. Вызывает тревогу тот факт, что специальности, которые выбирает большинство опрошенных, не пользуются спросом на рынке труда. Похожие тенденции наблюдаются в Воронежской, Брянской, Ростовской, Челябинской, Ярославской областях. Прослеживаются и крайние тенденции. Например, в Воронежской области выявлена достаточно высокая нацеленность выпускников школ на карьеру и большие заработки без получения образования, а две трети опрошенных вообще не работали бы, если бы имели какие-либо доходы.7

Желание большинства выпускников школ получить высшее образование гуманитарного профиля противоречит реалиям рынка труда. В стране растет дефицит рабочих кадров.

Недостатки в работе по формированию у школьников устойчивой мотивации к труду кроются в отсутствии законодательной базы профессиональной ориентации, в неэффективных психолого-педагогических условиях ее проведения, в разобщенности органов управления образованием и службы занятости в регулировании объемов подготовки специалистов, определении перечня специальностей, востребованных рынком труда и др.

Ключевой задачей сегодня является подготовка школьников к профессиональному и карьерному росту, формирование у них способности самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально использовать при этом имеющиеся ресурсы. Для успешного решения этой задачи необходима интеграция образовательных учреждений, территориальных центров профориентации молодежи Минтруда и Минобразования России, региональных центров профориентации безработных граждан, органов управления образованием и департаментов федеральной службы занятости, районных и городских центров занятости населения, а также совместная профориентационная деятельность учительских коллективов и специалистов органов занятости населения, разработка современных технологий профориентационной работы, психодиагностических и тестовых методик, использование существующих бланковых и компьютерных методик, методических разработок Минтруда России по организации профориентационной работы со школьниками.

Информация о работе Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников