Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе исследования познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обозначить сущность профессионального самоопределения;
рассмотреть изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом;
выделить психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение;
учебная мотивация у старших школьников;
выявить организационное методическое оснащение эмпирической части исследования;
обозначить основные результаты эмпирического исследования;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению в социальной педагогике и психологии…………………………………………6
1.1. Сущность профессионального самоопределения 6
1.2. Изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом 11
Глава 2. Психологические особенности профессионального самоопределения старших школьников…………………………………………………………….17
2.1. Психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение 17
2.2. Учебная мотивация у старших школьников 21
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников………………………………………………………………..25
3.1. Организационное методическое оснащение эмпирической части исследования 25
3.2. Основные результаты эмпирического исследования 28
3.3. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников 37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………….43
«ДДО» Климов Е.А. 11 «А» класс |
|
Тип профессии |
Величины % |
Человек - человек |
19 |
Человек - техника |
31 |
Человек худ. Образ |
8 |
Человек - знак |
38 |
Человек - природа |
4 |
«ДДО» Климов Е.А. 11 «Б» класс |
|
Тип профессии |
Величины % |
Человек - человек |
47 |
Человек - техника |
5 |
Человек худ. Образ |
11 |
Человек - знак |
16 |
Человек - природа |
21 |
Разработана и апробирована на базе МОУ СОШ №20 г., Первомайского района города Мурманска.
Целевая аудитория: учащиеся старших классов средней школы.
Цель данной программы: выявление психологических особенностей личности подростка оказывающих влияние на профессиональное определение.
Основные задачи программы:
Этапы программы.
Первый этап: Первый этап. Сбор информации, изучение нормативно – правовой базы, беседа с преподавателями.
Второй этап: Диагностический. На данном этапе проводится социально-педагогическая диагностика, профессиональных предпочтений и психологических особенностей личности с использованием методик:
Третий этап. Обобщение и заключение.
Проведение личной беседы с каждым учащимся, выработка рекомендации по предпочтительному спектру профессий с учетом логических особенностей личности.
В заключение второй главы выпускной квалификационной работы следует отметить, что разработанная социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников с ориентирована на актуализацию уже имеющихся у учащихся знаний и непосредственный выбор профессии. Программа составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, их родители, классные руководителем на этапе профессионального самоопределения. В ходе реализации учащиеся совместно с социальным педагогом знакомятся с возможными вариантами выбора образовательного и (или) профессионального маршрута, изучают собственные интересы, потребности и склонности, а также способности к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности.
Социальный педагог помогает старшим школьникам осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся и их родителей о различных учебных заведениях, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников предусматривает проведение психолого-педагогического консилиума с участием социального педагога, родителей, классного руководителя, администрации школы и психолога. Результатом реализации системы должны стать осознанный самостоятельный выбор учащимися профессионального пути и профессиональное самоопределение старшекласников.
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет одну из важных составных частей профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Ценностные ориентации. Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.
Источником активности личности служат потребности, под которыми мы понимаем состояние личности, вызванное необходимостью вступать в связи с окружающей средой для того, чтобы обеспечить свое существование. Различают первичные (органические) потребности и вторичные, или духовные. Удовлетворение таких потребностей, как потребности в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия по душе.
Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиям можно выделить следующие ценности:
Таким образом, сама трудовая деятельность выступает как ценность. Наличие интереса к конкретной профессии возможность овладения ею. В результате потребность реализуется.
Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.
По виду мотивы можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор.
Стремясь к удовлетворению своих потребностей, человек ставит перед собой конкретную цель, которая в ряде случаев совпадает с мотивом.
Удовлетворение потребностей, интересов, реализация цели немыслимы без решения конкретных задач, выполнения соответствующей работы. Поэтому в каждом случае человек выбирает объект, явление или деятельность (профессию). Таким образом, выбор обеспечивает потребности личности».
Выбор профессии должен быть согласован с индивидуальными особенностями личности.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы мы проанализировали основные научные подходы к профессиональному самоопределению личности, выявили психологические особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
В ходе эмпирического исследования мы проверили связь психологических особенностей личности старшеклассников с их профессиональным самоопределением.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников зависит от их личностных психологических особенностей, т.е. тезис выдвинутый нами в гипотезе полностью подтвердился.
Приложение 1
Связь типов профессий с психологическими особенностями личности
Наименование типа профессии |
Главный предмет труда в данном типе профессий |
Примеры отдельных профессий, специальностей |
Виды учебной деятельности, внеурочной и внешкольной, в которых частично представлены элементы соответствующего предмета труда |
Ведущие психологические качества, необходимые для данной профессии |
Биономические (человек – природа) |
Живые организмы, биологические, микробиологические процессы |
Полевод, животновод, агроном, зоотехник, ветеринарный врач, лесоустроитель |
Лабораторные работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, в юннатских кружках, в саду, в огороде, уход за животными |
Любовь к природе, интерес к биологии, наблюдательность, устойчивость внимания, склонность к учету наблюдений, потребность в двигательной активности |
Технономические (человек – техника) |
Технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия |
Слесарь, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог |
Лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, работа в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники |
Способности к геометрии, физике, интерес к технике, к новым механизмам, пространственное воображение, технический склад мышления, склонность к практическому труду, сенсомоторная координация, память на движения |
Социономические (человек – человек) |
Люди, группы, коллективы |
Официант, продавец, медсестра общего профиля, преподаватель, воспитатель |
Разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, поведения окружающих, выполнение работ на уроках обслуживающего труда, выполнение общественно-организаторской работы, шефской воспитательной работы, участие в коллективных мероприятиях |
Общительность, эмоциональная устойчивость, организаторские, коммуникативные качества, устойчивость и распределение внимания, доброжелательность, тактичность, справедливость, чуткость к состояниям других людей, умение владеть собой |
Сигнономические (человек - знаковая система) |
Условные знаки, шифры, коды, естественные или искусственные языки (формулы и т.д.) |
Наборщик, корректор, стенографистка-машинистка, программист-вычислитель, бухгалтер, экономист, ученый-теоретик |
Выполнение письменных работ по разным предметам, чтение, ведение записей, дневников, упорядочение, накопление и хранение разного рода сведений (вырезок из газет, выписок, карточек), перевод с одного языка на другой, выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем |
Способность к алгебре (абстрактное мышление), устойчивость внимания, концентрация внимания, переключение внимания, кратковременная и долговременная память, склонность к обобщению, способность к малоподвижной работе (усидчивость), стремление к точности и тщательности в работе, отсутствие выраженной экстраверсии и повышенного нейротизма |
Артономические (человек – художественный образ) |
Художественные образы, их части, элементы, свойства |
Маляр, копировщик рисунков, художник – оформитель, музыкант – исполнитель, композитор, писатель, живописец |
Разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, пения, участие в оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих студиях |
Потребность в самовыражении, наглядно-образное представление, яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, мышления, развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.), преобладание первой сигнальной системы (художественный тип по И.П.Павлову), повышенная чувствительность при оценке произведений искусства |
Информация о работе Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников