Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе исследования познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обозначить сущность профессионального самоопределения;
рассмотреть изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом;
выделить психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение;
учебная мотивация у старших школьников;
выявить организационное методическое оснащение эмпирической части исследования;
обозначить основные результаты эмпирического исследования;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению в социальной педагогике и психологии…………………………………………6
1.1. Сущность профессионального самоопределения 6
1.2. Изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом 11
Глава 2. Психологические особенности профессионального самоопределения старших школьников…………………………………………………………….17
2.1. Психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение 17
2.2. Учебная мотивация у старших школьников 21
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников………………………………………………………………..25
3.1. Организационное методическое оснащение эмпирической части исследования 25
3.2. Основные результаты эмпирического исследования 28
3.3. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников 37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.docx

— 473.95 Кб (Скачать файл)
  • Ч - З (Человек – знак);
  • Ч - Т (Человек – техника);
  • Ч - П (Человек – природа);
  • Ч - Х.О. (Человек – художественный образ);
  • Ч - Ч (Человек – человек).

 

3.2. Основные результаты эмпирического исследования

 

Анализируя данные полученные в ходе исследования, мы проследим зависимость профессиональных предпочтений от таких психологических особенностей личности, как темперамент, тип интеллекта и др. Также в результате эмпирического исследования мы выявим с помощью методики «Карта интересов» предпочтительный вид деятельности, и проведем отбор учащихся на различные типы профессий, используя «Дифференциально – диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климов.

Для определения типа темперамента преобладающего типа темперамента использовалась методика «Тест – опросник Г. Айзенка (EPI)», в данной методики тип темперамента определяется при анализе преобладания интроверсии, экстраверсии.

Как видно из рисунка 1 в 9 «А» классе: у 54% процентов учащихся преобладающим типом темперамента является – сангвинистический; у 16% – флегматический; у 20% – холерический; у 10% – меланхолический.

В данной группе учащихся с большим перевесом преобладает сангвинистический тип темперамента.

Рис. 1. Исследования темперамента по методике «Тест-опросник Г. Айзека» в 9 «А» классе

 

Как видно из рисунка 2 в 11 «А» классе с большим перевесом преобладает сангвинистический тип темперамента – 65% учащихся, когда, флегматический тип – 25% учащихся, холерический и меланхолический – по 5% учащихся. В данной группе учащихся с большим перевесом преобладает сангвинистический тип темперамента.

Таблица 1

Результаты исследования темперамента в 11 «А» классе.

Тип темперамента

Величины %

сангвиник

65

флегматик

25

холерик

5

меланхолик

5


 

Рис. 2. Исследования темперамента по методике «Тест-опросник» в 11 «А» классе

 

Как видно из рисунка 3 в 9 «Б» классе: у 14% процентов учащихся преобладающим типом темперамента является – сангвинистический; у 10% – флегматический; у 3% – меланхолический; наиболее часто встречающимся типом темперамента в данной группе является холерический – 73% учащихся.

Таблица 2

Результаты исследования темперамента в 9 «Б» классе.

Тип темперамента

Величины %

сангвиник

14

флегматик

10

холерик

73

меланхолик

3


 

Рис. 3. Исследования темперамента по методике «Тест-опросник Г. Айзека» в 9 «Б» классе

 

Как видно из рисунка 4 в 11 «А» классе с большим перевесом преобладает сангвинистический тип темперамента – 60% учащихся, когда как, флегматический тип – 30% учащихся, холерический и меланхолический – по 5% учащихся.

Таблица 3

Результаты исследования темперамента в 11 «А» классе.

Тип темперамента

Величины %

сангвиник

60

флегматик

30

холерик

5

меланхолик

5


 

Рис. 4. Исследования темперамента по методике «Тест-опросник Г. Айзенка» 11 «Б» калассе

 

Методика «Типы интеллекта» (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера), предназначена для определения типы интеллекта и выбора направленности деятельности в соответствии с преобладающим типом интеллекта.

Типы интеллекта согласно структуре интеллекта Говарда Гарднера, их характеристика и рекомендуемые виды деятельности представлены в таблице 5.

Согласно рисунку 5 в 9 «Б» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 28% учащихся; межличностный – 23% учащихся; музыкальный – 5% учащихся; внутреличностный – 10% учащихся; визуально-пространственный – 10% учащихся; лингвистический – 14% учащихся; кинестетический – 10%.

Таблица 4

Типы интеллекта Говарда Гарднера 9 «Б» класс

Типы интеллекта

Величины %

математико-логический

28

визуально-пространственный

10

межличностный

23

лингвистический

14

музыкальный

5

кинестетический

10

визуально-пространственный

10




 

Рис. 5. Результаты исследования интеллекта методика «Типы Интеллекта (Гарднер)» 9 «Б» класс

 

Согласно рисунку 6 в 9 «А» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 26% учащихся; межличностный – 22% учащихся; музыкальный – 4% учащихся; визуально-пространственный – 9% учащихся; лингвистический – 13% учащихся; кинестетический – 9%; внутреличностный 17%.

Таблица 5

Типы интеллекта Говарда Гарднера 9 «А» класс

Типы интеллекта

Величины %

математико-логический

26

визуально-пространственный

9

межличностный

22

лингвистический

13

музыкальный

4

кинестетический

9

внутреличностный

17


 

Рис. 6. Результаты исследования интеллекта методика «Типы Интеллекта (Гарднер)» 9 «А» класс

 

Согласно рисунку 7 в 11 «А» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 31% учащихся; межличностный – 37% учащихся; визуально-пространственный – 5% учащихся; лингвистический – 27% учащихся.

Таблица 6

Типы интеллекта Говарда Гарднера 11 «А» класс

Типы интеллекта

Величины %

математико-логический

31

визуально-пространственный

5

межличностный

37

лингвистический

27


 

Рис. 7. Результаты исследования интеллекта методика «Типы Интеллекта (Гарднер)» 11 «А» класс

 

Как видно из рисунка 8 в 11 «К» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 32% учащихся; межличностный – 12% учащихся; визуально-пространственный – 20% учащихся; лингвистический – 12% учащихся; кинестетический – 24%.

Таблица 7

Типы интеллекта Говарда Гарднера 11 «Б» класс

Типы интеллекта

Величины %

математико-логический

32

визуально-пространственный

20

межличностный

12

лингвистический

12

кинестетический

24


 

Рис. Результаты исследования интеллекта методика «Типы Интеллекта (Гарднер)» 11 «Б» класс

 

Далее мы проанализируем результаты методики «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)».

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова.

Название типов профессий:

  1. «Человек – природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
  2. «Человек – техника» – все технические профессии.
  3. «Человек – человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
  4. «Человек – знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
  5. «Человек – художественный образ» – все творческие специальности.

Рис. 9. Результаты исследования профессиональных предпочтений по методике «Дифференциально-диагностический опросник (Климов)» класс 9 «А» класс

 

Диаграмма, представленная на рисунке 9 показывает, что среди учащихся 9 «А» класса 24% процентов тяготеют типу профессии «человек-человек»; 5% – «человек – художественный образ»; 38% – «человек-знак»; 14% – «человек-техника»; 19% – человек природа.

Рис. 10. Результаты исследования профессиональных предпочтений по методике «Дифференциально-диагностический опросник (Климов)» класс 9 «Б» класс

 

Диаграмма, представленная на рисунке 10 показывает, что среди учащихся 9 «Б» класса 26% процентов тяготеют типу профессии «человек-человек»; 13% – «человек – художественный образ»; 26% – «человек-знак»; 22% – «человек-техника»; 13% – человек природа.

Рис. 11. Результаты исследования профессиональных предпочтений по методике «Дифференциально-диагностический опросник (Климов)» класс 11 «Б» класс

 

Как видно из рисунка 11 в 11 «Б» классе 19% учащихся тяготеют типу профессии «человек-человек»; 8% - «человек – художественный образ»; 38% – «человек-знак»; 31% – «человек-техника»; 4% – человек природа.

Рис. 12. Результаты исследования профессиональных предпочтений по методике «Дифференциально-диагностический опросник (Климов)» класс 11 «А» класс

 

Диаграмма, представленная на рисунке 12 показывает, что среди учащихся 11 «А» класса 47% процентов тяготеют типу профессии «человек-человек»; 11% – «человек – художественный образ»; 16% – «человек-знак»; 5% – «человек-техника»; 21% – человек природа.

Таблица 8

«ДДО» Климов Е.А. 9 «А» класс

 

Тип профессии

Величины %

Человек - человек

24

Человек - техника

14

Человек худ. Образ

5

Человек - знак

38

Человек - природа

19


 

«ДДО» Климов Е.А. 9 «Б» класс

 

Тип профессии

Величины %

Человек - человек

26

Человек - техника

22

Человек худ. Образ

13

Человек - знак

26

Человек - природа

13

Информация о работе Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников