Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:08, курсовая работа
Цель исследования заключается в анализе исследования познавательных интересов в контексте профессиональной ориентации старших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обозначить сущность профессионального самоопределения;
рассмотреть изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом;
выделить психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение;
учебная мотивация у старших школьников;
выявить организационное методическое оснащение эмпирической части исследования;
обозначить основные результаты эмпирического исследования;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические подходы к профессиональному самоопределению в социальной педагогике и психологии…………………………………………6
1.1. Сущность профессионального самоопределения 6
1.2. Изучение личностных качеств школьников в целях профориентации социальным педагогом или психологом 11
Глава 2. Психологические особенности профессионального самоопределения старших школьников…………………………………………………………….17
2.1. Психологические факторы, влияющие на профессиональное самоопределение 17
2.2. Учебная мотивация у старших школьников 21
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников………………………………………………………………..25
3.1. Организационное методическое оснащение эмпирической части исследования 25
3.2. Основные результаты эмпирического исследования 28
3.3. Социально-педагогическая программа профессиональной ориентации старших школьников 37
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы…………………………………………………………….43
Анализируя данные полученные в ходе исследования, мы проследим зависимость профессиональных предпочтений от таких психологических особенностей личности, как темперамент, тип интеллекта и др. Также в результате эмпирического исследования мы выявим с помощью методики «Карта интересов» предпочтительный вид деятельности, и проведем отбор учащихся на различные типы профессий, используя «Дифференциально – диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климов.
Для определения типа темперамента преобладающего типа темперамента использовалась методика «Тест – опросник Г. Айзенка (EPI)», в данной методики тип темперамента определяется при анализе преобладания интроверсии, экстраверсии.
Как видно из рисунка 1 в 9 «А» классе: у 54% процентов учащихся преобладающим типом темперамента является – сангвинистический; у 16% – флегматический; у 20% – холерический; у 10% – меланхолический.
В данной группе учащихся с большим перевесом преобладает сангвинистический тип темперамента.
Рис. 1. Исследования темперамента по методике «Тест-опросник Г. Айзека» в 9 «А» классе
Как видно из рисунка 2 в 11 «А» классе с большим перевесом преобладает сангвинистический тип темперамента – 65% учащихся, когда, флегматический тип – 25% учащихся, холерический и меланхолический – по 5% учащихся. В данной группе учащихся с большим перевесом преобладает сангвинистический тип темперамента.
Таблица 1
Результаты исследования темперамента в 11 «А» классе. | |
Тип темперамента |
Величины % |
сангвиник |
65 |
флегматик |
25 |
холерик |
5 |
меланхолик |
5 |
Рис. 2. Исследования темперамента по методике «Тест-опросник» в 11 «А» классе
Как видно из рисунка 3 в 9 «Б» классе: у 14% процентов учащихся преобладающим типом темперамента является – сангвинистический; у 10% – флегматический; у 3% – меланхолический; наиболее часто встречающимся типом темперамента в данной группе является холерический – 73% учащихся.
Таблица 2
Результаты исследования темперамента в 9 «Б» классе. | |
Тип темперамента |
Величины % |
сангвиник |
14 |
флегматик |
10 |
холерик |
73 |
меланхолик |
3 |
Рис. 3. Исследования темперамента по методике «Тест-опросник Г. Айзека» в 9 «Б» классе
Как видно из рисунка 4 в 11 «А» классе с большим перевесом преобладает сангвинистический тип темперамента – 60% учащихся, когда как, флегматический тип – 30% учащихся, холерический и меланхолический – по 5% учащихся.
Таблица 3
Результаты исследования темперамента в 11 «А» классе. | |
Тип темперамента |
Величины % |
сангвиник |
60 |
флегматик |
30 |
холерик |
5 |
меланхолик |
5 |
Рис. 4. Исследования темперамента по методике «Тест-опросник Г. Айзенка» 11 «Б» калассе
Методика «Типы интеллекта» (структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера), предназначена для определения типы интеллекта и выбора направленности деятельности в соответствии с преобладающим типом интеллекта.
Типы интеллекта согласно структуре интеллекта Говарда Гарднера, их характеристика и рекомендуемые виды деятельности представлены в таблице 5.
Согласно рисунку 5 в 9 «Б» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 28% учащихся; межличностный – 23% учащихся; музыкальный – 5% учащихся; внутреличностный – 10% учащихся; визуально-пространственный – 10% учащихся; лингвистический – 14% учащихся; кинестетический – 10%.
Таблица 4
Типы интеллекта Говарда Гарднера 9 «Б» класс | |
Типы интеллекта |
Величины % |
математико-логический |
28 |
визуально-пространственный |
10 |
межличностный |
23 |
лингвистический |
14 |
музыкальный |
5 |
кинестетический |
10 |
визуально-пространственный |
10 |
Рис. 5. Результаты исследования интеллекта методика «Типы Интеллекта (Гарднер)» 9 «Б» класс
Согласно рисунку 6 в 9 «А» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 26% учащихся; межличностный – 22% учащихся; музыкальный – 4% учащихся; визуально-пространственный – 9% учащихся; лингвистический – 13% учащихся; кинестетический – 9%; внутреличностный 17%.
Таблица 5
Типы интеллекта Говарда Гарднера 9 «А» класс | |
Типы интеллекта |
Величины % |
математико-логический |
26 |
визуально-пространственный |
9 |
межличностный |
22 |
лингвистический |
13 |
музыкальный |
4 |
кинестетический |
9 |
внутреличностный |
17 |
Рис. 6. Результаты исследования интеллекта методика «Типы Интеллекта (Гарднер)» 9 «А» класс
Согласно рисунку 7 в 11 «А» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 31% учащихся; межличностный – 37% учащихся; визуально-пространственный – 5% учащихся; лингвистический – 27% учащихся.
Таблица 6
Типы интеллекта Говарда Гарднера 11 «А» класс | |
Типы интеллекта |
Величины % |
математико-логический |
31 |
визуально-пространственный |
5 |
межличностный |
37 |
лингвистический |
27 |
Рис. 7. Результаты исследования интеллекта методика «Типы Интеллекта (Гарднер)» 11 «А» класс
Как видно из рисунка 8 в 11 «К» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 32% учащихся; межличностный – 12% учащихся; визуально-пространственный – 20% учащихся; лингвистический – 12% учащихся; кинестетический – 24%.
Таблица 7
Типы интеллекта Говарда Гарднера 11 «Б» класс | |
Типы интеллекта |
Величины % |
математико-логический |
32 |
визуально-пространственный |
20 |
межличностный |
12 |
лингвистический |
12 |
кинестетический |
24 |
Рис. Результаты исследования интеллекта методика «Типы Интеллекта (Гарднер)» 11 «Б» класс
Далее
мы проанализируем результаты методики
«Дифференциально-
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова.
Название типов профессий:
Рис. 9. Результаты
исследования профессиональных предпочтений
по методике «Дифференциально-
Диаграмма, представленная на рисунке 9 показывает, что среди учащихся 9 «А» класса 24% процентов тяготеют типу профессии «человек-человек»; 5% – «человек – художественный образ»; 38% – «человек-знак»; 14% – «человек-техника»; 19% – человек природа.
Рис. 10. Результаты
исследования профессиональных предпочтений
по методике «Дифференциально-
Диаграмма, представленная на рисунке 10 показывает, что среди учащихся 9 «Б» класса 26% процентов тяготеют типу профессии «человек-человек»; 13% – «человек – художественный образ»; 26% – «человек-знак»; 22% – «человек-техника»; 13% – человек природа.
Рис. 11. Результаты
исследования профессиональных предпочтений
по методике «Дифференциально-
Как видно из рисунка 11 в 11 «Б» классе 19% учащихся тяготеют типу профессии «человек-человек»; 8% - «человек – художественный образ»; 38% – «человек-знак»; 31% – «человек-техника»; 4% – человек природа.
Рис. 12. Результаты
исследования профессиональных предпочтений
по методике «Дифференциально-
Диаграмма, представленная на рисунке 12 показывает, что среди учащихся 11 «А» класса 47% процентов тяготеют типу профессии «человек-человек»; 11% – «человек – художественный образ»; 16% – «человек-знак»; 5% – «человек-техника»; 21% – человек природа.
Таблица 8
«ДДО» Климов Е.А. 9 «А» класс |
|
Тип профессии |
Величины % |
Человек - человек |
24 |
Человек - техника |
14 |
Человек худ. Образ |
5 |
Человек - знак |
38 |
Человек - природа |
19 |
«ДДО» Климов Е.А. 9 «Б» класс |
|
Тип профессии |
Величины % |
Человек - человек |
26 |
Человек - техника |
22 |
Человек худ. Образ |
13 |
Человек - знак |
26 |
Человек - природа |
13 |
Информация о работе Эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников