Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:54, реферат
Краткое описание
В книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм пытается разработать конструктивные пути для решения этих проблем, следование которым позволит современному человеку развить свою индивидуальность, позитивно реализовать свой внутренний потенциал и добиться утраченной гармонии с природой и другими людьми.
Выше было описано бремя свободы
негативной. Возникает вопрос: а существует
ли свобода позитивная? При каких условиях
индивидуум может себя чувствовать независимой
личностью, живущей в гармонии с окружающим
миром и другими людьми? Эрих Фромм дает
положительный ответ на вопрос о существовании
позитивной свободы и пытается определить
пути, следуя которым человек сможет ее
добиться. Он считает, что для этого человек
должен постоянно проявлять себя эмоционально
и должен развить в себе так называемую
"спонтанную активность". Спонтанная
активность — это свободная деятельность
личности, это не есть принудительная
деятельность или бездумная деятельность
автомата. В первую очередь речь здесь
идет о творческих способностях личности,
находящих свое отражение в эмоциональной,
интеллектуальной и чувственной сферах.
Спонтанная активность возможна лишь
при условии, что человек не стремится
подавить какую-либо существенную часть
своей личности.
Яркий пример спонтанного поведения
— это маленькие дети. Они чувствуют и
мыслят действительно по-своему. Они еще
не успели усвоить внешние стереотипы
и шаблоны мышления. Именно их спонтанность
привлекает к себе взрослых.
Эрих Фромм считает, что спонтанная
деятельность, направленная на реализацию
внутреннего потенциала, — это способ
достижения позитивной свободы, вновь
объединяющей человека с миром. При этом
спонтанность должна опираться на два
столпа: добровольную и равноправную любовь
и творческий труд. Спонтанность помогает
утвердить индивидуальность личности
и преодолеть страх одиночества. Если
человек не способен действовать спонтанно
и выражать свои подлинные мысли и чувства,
то он начинает скрываться под маской
псевдоличности, что ослабляет силу его
действительной личности и разрушает
ее целостность.
Человек по своей природе склонен
сомневаться относительно себя, своего
места в мире и смысла жизни. Спонтанная
активность — это способ преодолеть подобные
сомнения и реализовать свой внутренний
потенциал. После того, как человек займет
свое место под солнцем, реализует себя,
сомнения касательно смысла жизни и его
самого у него исчезнут; он обретет силу
и уверенность как индивидуум. И эта уверенность
строится не на подчинении могущественной
внешней силе, а на спонтанных проявлениях
своего истинного "Я".
В рамках позитивной свободы
большую роль играет неповторимость индивидуума.
Люди рождаются равными, но в то же время
они рождаются разными, их физические
и психические данные рознятся. Задача
каждого человека — наиболее полно реализовать
свои внутренние уникальные склонности.
Наивысшей целью человека должно
быть не подчинение внешней силе, а реализация
своего внутреннего потенциала и развитие
своей личности. Если индивидуум движется
к реализации своего "Я" и не обращает
внимания на посторонние соблазны и искушения,
то постепенно он приобщается к позитивной
свободе, а его антисоциальные устремления
сходят на "нет". Позитивная свобода
предполагает то, что индивидуум максимально
полно реализует свои способности и при
этом ведет активный образ жизни, полный
спонтанных проявлений. Эрих Фромм считает,
что только демократия может стать необходимой
базой для развития позитивной свободы;
причем, демократия должна учитывать особенности
каждого индивидуума, его устремления
и представления о счастье. В дополнение,
современная капиталистическая система
создает материальный фундамент, необходимый
для развития истинного индивидуализма
(чего нельзя сказать о положении в современной
России). Пока еще ни одно общество не смогло
до конца преодолеть все противоречия
и создать для всех своих членов условия,
благоприятные для их индивидуального
развития в рамках позитивной свободы.
Однако, успехи таких стран, как США и Канада
в этом направлении впечатляющи. Возможно,
России следовало бы скопировать их экономические
и политические системы, которые развивались
в течение довольно долгого промежутка
времени, продемонстрировав при этом свою
надежность и эффективность. Но этому
мешает инертность, характерная для большинства
населения сегодняшней России и, в особенности,
— для правящих кругов, значительная часть
которых находилась у власти еще в советское
время и, соответственно, была воспитана
на советских принципах. Эти люди прикрываются
демократическими лозунгами, но на самом
деле преследуют свои личные финансовые
интересы и имеют ту же цель, что и номенклатура
(бюрократическая элита) в советское время
— власть ради власти. Создается такое
впечатление, что будущее России мало
кого заботит из тех людей, которые сегодня
находятся у руля власти.
Эрих Фромм в своей книге “Бегство
от свободы” пытается выделить черты,
которые должны быть характерны для рациональной
экономической системы, поставленной
на службу народа. Такому обществу должны
быть присущи все завоевания современной
демократии: представительное правительство,
избираемое народом; гарантированные
конституцией каждому гражданину права;
принцип о том, что никто не должен голодать,
что общество ответственно за своих членов,
и что никто не должен посягать на человеческое
достоинство другого человека. Также каждому
индивидууму необходимо предоставить
возможность для подлинной активности
и сделать так, чтобы цели общества и индивидуума
стали едины. Со стороны же индивидуума
требуется, чтобы он принимал активное
и ежечасное участие в решении своей собственной
судьбы и в жизни всего общества в целом.
Возможно, вышеописанная ситуация несколько
идеализирована, но это не означает, что
к этому идеалу не надо стремиться.
Современный человек очень
сильно страдает оттого, что он стал деталью
огромной машины, превратился в простого
исполнителя, потерявшего смысл жизни.
Индивидуум, наконец, должен перестать
быть объектом для манипуляций, превратиться
из средства в цель. Когда человек осознает
все общество в целом, поставит экономическую
систему на службу своему счастью и станет
активным участником социального движения,
тогда он сможет преодолеть гнетущее его
чувство одиночества и бессилия. Демократия
сможет достичь истинных высот и побороть
силы нигилизма только тогда, когда человек
обретет веру в активную и спонтанную
реализацию возможностей своего "Я"
— веру в жизнь, правду и свободу.
Заключение
Несмотря на то, что книга Эриха
Фромма “Бегство от свободы” была написана
более полувека назад, основные ее положения
не утратили свою актуальность и сегодня.
Беспокойство и страх сопровождают
человечество с самого его зарождения
вплоть до наших дней. Старые формы внешнего
принуждения сменились на новые неявные
формы, часто гораздо более действенные.
Чтобы обеспечить свое существование,
человеку приходится вертеться в огромной
экономической машине, подавляющей его
самими своими масштабами. Все эти факторы
очень негативно воздействуют на психику
человека, побуждают его превратиться
в человека-автомата, деталь огромной
машины, либо встать под знамена диктатора.
Ярким примером этому являются тоталитарные
режимы Гитлера и Сталина, унесшие миллионы
жизней. Каждому из этих диктаторов удалось
построить послушную его воле огромную
и агрессивную государственную машину,
готовую осуществлять его фактически
империалистские планы. При этом многие
миллионы людей нашли для себя более удобным
не бороться за свободу, а стать послушными
винтиками в государственной машине и
работать на тоталитарный режим. Но это
еще полбеды: нашлось огромное количество
людей, готовых ради псевдоидеалов своего
тоталитарного режима с рвением уничтожать
себе подобных. И все это ради того, чтобы
чувствовать себя частью могущественной
силы, Царями Природы, которым позволено
все — даже убивать себе подобных по собственной
прихоти, но, естественно, оправдывая это
своими "абсолютно истинными" идеологическими
соображениями, возведенными в ранг религии.
Подобная тенденция настораживает,
особенно учитывая то, что научно-техническая
революция ХХ века сосредоточила в руках
у человечества огромный технический
потенциал, в том числе — потенциал для
самоуничтожения. До сих пор существуют
красные кнопки и существуют люди, готовые
по приказу нажать эти кнопки. Зарождение
еще одного тоталитарного режима может
оказаться для человечества фатальным.
Конечно, падение фашизма и тоталитарного
коммунизма, а также успехи современной
демократии вселяют некоторую надежду
на светлое будущее человечества, но человечеству
все же еще надо лучше осознать то, что
человек должен быть целью, а не средством,
и то, что задача общества — это развитие
личности и реализация внутреннего потенциала
его членов. По-видимому, ближе всего к
этому находятся современные демократические
системы, построенные в странах типа США
и Канады, хотя и у них тоже существует
множество проблем.
В заключении хотелось бы отметить,
что в книгах Эриха Фромма “Бегство от
свободы” и ее продолжении — «Человек
для себя» глубоко проанализированы вышеупомянутые
проблемы и намечены пути для их решения.
Эти книги ориентированы на обычного человека
и помогают ему лучше понять себя, свое
место в обществе и способы реализации
своего внутреннего потенциала. Несомненно,
что эти книги способствуют выработке
у человека позитивной философской жизненной
позиции и будут интересны самому широкому
кругу читателей.
Приложение
Избранные цитаты
из книг Эриха Фромма
“Бегство от свободы”
и «Человек для себя»
"... влияние
нынешних тенденций современного
политического развития ставит
под угрозу одно из важнейших
достижений нашей культуры —
уникальность и индивидуальность
личности."
"Самым поразительным
феноменом современного мира
является вера в диктаторских
вождей."
"Мы идем
этой дорогой только потому, что
и другие идут той же дорогой.
Мы ободряем себя тем, что в
кромешной тьме слышим чей-то
свист в ответ на наш собственный."
"Исторически
сложилось так, что иррациональное
сомнение является одной из
основных движущих сил современного
мышления, и оно дало как современной
философии, так и науке самые
плодотворные импульсы."
"... не придумано
еще средства, чтобы избавить
человека от иррациональных сомнений,
они никогда не исчезнут, да
и не могут исчезнуть, пока
человек не перейдет от негативной
свободы к свободе позитивной."
"Возможна ли
жизнь без веры? Может ли грудной
младенец не «верить материнской
груди»? Можем ли мы не верить
в своих близких, в тех, кто
нам дорог, кого мы любим, как
любим себя? Можем ли мы жить
без веры в правильность норм
нашей жизни? Нет, без веры человек
делается бесплодным, беспомощным.
Без веры человека охватывает
ужас и панический страх."
"Без веры
невозможна жизнь человека. Вопрос
в том, какой будет вера будущих
поколений: рациональной или иррациональной.
Будет ли это вера в вождей,
машины, успех; или это будет непоколебимая
вера в человека и его силы,
основанная на опыте собственной
плодотворной деятельности."
"Только человек,
верящий в себя, способен быть
верным другим людям, потому что
только тогда он может быть
уверен, что будет и в будущем
таким, каков он сейчас, и, значит,
будет, чувствовать и действовать
так, как и сейчас."
"Без заинтересованности
мышление становится бесплодным
и бессодержательным. ... Интерес
является одним из основных
стимулов всякого плодотворного
мышления."
"... внутренняя
потребность гораздо более действенна
для мобилизации всех сил человека,
нежели какое-либо внешнее давление."
"... отношение
к другим и отношение к самому
себе не могут быть разными,
они по сути своей параллельны."
"Любовь не
может быть созданной каким-то
особенным объектом, она есть
фактор, постоянно присутствующий
внутри самой личности, который
лишь высвобождается из заточения
наличием этого определенного
объекта."
"Эгоизм —
это не любовь, а прямая ее
противоположность. ... именно недостаток
любви к себе и порождает
эгоизм. Кто себя не любит, кто
себя не одобряет, тот находится
в постоянной тревоге за себя.
В нем никогда не зародится
некая внутренняя уверенность, которая
может существовать лишь на
основе подлинной любви и самоодобрения."
"Любить человека
плодотворно — это значит заботиться
о нем и чувствовать ответственность
за его жизнь не только в
смысле физического существования,
но и за развитие всех его
человеческих качеств. Плодотворная
любовь исключает пассивность, стороннее
наблюдение за жизнью любимого
человека, она подразумевает труд,
заботу, ответственность за его
духовное развитие."
"... невротик
может быть охарактеризован как
человек, который не сдался в
борьбе за собственную личность."
"Сила и разум
— это два понятия, которые
вращаются в разных плоскостях,
и силе никогда не удастся
опровергнуть истину."
"В этом-то
и лежит основная суть садизма
— наслаждение своим полным
господством и властью над
другим человеком или же другим
живым существом."
"... именно стремление
к власти является наиболее
характерной формой проявления
садизма."
"Что такое
демократия? Это определенные политические
условия, которые благоприятно влияют
на развитие экономики, культуры
и политики и создают основу
для развития индивидуума. Фашизм
— под какой бы вывеской
он не прятался — это машина,
которая принуждает индивидуума
к подчинению внешним целям
и в то же время мешает
полноценному развитию подлинной
индивидуальности."
"Определив
себя, как крупицу этой могущественной
силы (другого человека, Бога, нации,
вождя и т.п. — Е.М.), которую индивидуум
склонен считать единственно прекрасной,
неповторимой и неколебимой, он получает
право на какую-то часть ее славы и могущества,
становится причастен к ее жизни."
"Основное противоречие,
присущее свободе, — зарождение
индивидуальности и страх одиночества
— может быть разрешено спонтанностью
всей жизни человека."
"Если человек
сможет реализовать свой внутренний
потенциал в спонтанной активности
и таким образом соединит себя
с миром, то он избавится от
одиночества: индивидуум и окружающий
его мир сольются воедино; человек
займет свое место под солнцем
и поэтому больше не будет
испытывать сомнений относительно
смысла жизни и себя самого."
"Единственный
смысл жизни — это сама жизнь."
"Позитивная
свобода также предполагает идею
о том, что человек есть центр
и цель своей жизни; что развитие
своей личности, реализация всего
внутреннего потенциала есть
наивысшая цель, которая просто
не может меняться или зависеть
от других якобы высших целей."
"Самое важное
и, следовательно, первое условие
состоит в том, чтобы развитие
и становление каждого человека
было целью всякой социальной
и политической деятельности, чтобы
человек был не средством для
чего-либо или кого-либо, а только
ближайшей и конечной целью."
"Успех зависит
от способности человека серьезно
отнестись к себе, своей жизни
и счастью, от его готовности
открыто и решительно посмотреть
в лицо моральной проблеме, которая
одновременно является проблемой
отдельного человека и всего
общества в целом. Решение зависит
от смелости и решимости человека
быть самим собой и существовать
для себя."
"Главная жизненная
задача человека — дать жизнь
самому себе, стать тем, чем он
потенциально является. Самый значимый
плод его деятельности — это
собственная личность."
Список литературы
1. Якоб Буркхардт, Культура
Италии в эпоху Возрождения, Т.1,
Спб, Т. I., Спб, 1905.
2. Martin Luther, The Bondage of the Will, translated
by Henry Cole, M. A., B. Erdmans Publishing Co., Grand Rapids, Michigan,
1931, p. 74.
3. Эрих Фромм, Бегство
от свободы, ООО "Попурри", г. Минск,
1997.
4. Martin Luther, Rцmerbrief, 13, 1.
5. John Calvin's Institutes of the Christian Relegion,
translated by John Allen, Presbyterian Board of Christian Education,
Philadelphia, 1928, Book III.
6. Adolph Hitler, Mein Kampf, Reynal & Hitchcock,
New York, 1940.
7. Joseph Goebbels, Vom Kaiserhof zur Reichskanzlei,
F. Eher, Mьnchen, 1934.
8. Ley, Der Weg zur Ordensburg, Sonderdruck des Reichsorganisation-leiters
der NSDAP fьr das Fьhrercorps der Partei, Цит. по: Konrad Heiden,
Ein Mann gegen Europa, Zьrich, 1937.