Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:54, реферат
Краткое описание
В книге «Бегство от свободы» Эрих Фромм пытается разработать конструктивные пути для решения этих проблем, следование которым позволит современному человеку развить свою индивидуальность, позитивно реализовать свой внутренний потенциал и добиться утраченной гармонии с природой и другими людьми.
Эрих Фромм усматривает в процессе
индивидуализации два аспекта. Первый
аспект — это развитие личности, которую
можно определить как совокупность тесно
переплетенных друг с другом черт характера,
разума, воли и устремлений человека. Второй
аспект индивидуализации — это возрастающее
одиночество человека. Но в любом обществе
существует предел индивидуализации,
за который ни один нормальный индивид
выйти не может.
Подобно средневековому человеку
маленькие дети в современном обществе
связаны со своей матерью и окружающим
миром первичными связями. При рождении
человек является самым беспомощным из
всех животных. Его адаптация к природным
условиям основана не на инстинктах, а
на процессе обучения. Инстинкт очень
ослаблен у человека и во многом подменен
мыслительным процессом. Человек находится
в зависимости от родителей более долгий
период времени, чем любое из животных.
Человек испытывает страхи, которых нет
у животных. Но именно это биологическое
несовершенство человека и явилось основополагающим
фактором появления цивилизации и двигателем
прогресса.
Для ребенка в раннем возрасте
характерен детский эгоцентризм: другие
люди не вполне осознаются существующими
отдельно от ребенка. Только через несколько
лет ребенок перестанет смешивать себя
с внешним миром. Родители — это часть
мира ребенка и одновременно — непререкаемый
авторитет. Позднее подчинение ребенка
родителям изменяет свой характер. В какой-то
момент ребенок остро осознает свою индивидуальность,
свою отдельность от остального мира.
Ребенок растет — первичные узы рвутся,
у него развивается стремление к свободе
и независимости. Ребенок развивается
физически, эмоционально и индивидуально;
его энергия и активность увеличиваются.
По мере роста индивидуализации ребенка
у него растет осознание себя отдельным
от окружающего мира и других людей, утрачивается
чувство единства с природой и растет
чувство страха.
Первичные связи гарантируют
ребенку безопасность. Позднее он начинает
осознавать свою обособленность от других
людей, свое одиночество. Мир представляется
громадным и несущим в себе угрозу; у него
возникает чувство тревоги и беззащитности.
Чтобы вновь обрести уверенность и избавиться
от страха, у человека может возникнуть
желание отказаться от своей индивидуальности
и попытаться вновь слиться с окружающим
миром, установить "квазипервичные
связи".
Когда первичные узы рвутся,
человеку нужно как-то ориентироваться
в мире, найти новые гарантии. Один из возможных
вариантов — ребенок начинает искать
подчинения у внешней власти, которая
взамен дает чувство безопасности. При
этом он приносит в жертву плодотворность
и полноценность своей личности. В конце
концов, подчинение приводит к обратному
результату — у ребенка возрастает неуверенность,
в нем развивается враждебность и бунтарское
отношение, направленное против людей,
от которых он зависит.
Условием гармоничного развития
ребенка является одновременный рост
его индивидуальности и его личности.
Опасность заключается в том, что процесс
индивидуализации идет более или менее
автоматически, а рост личности может
сдерживаться определенными факторами.
Если первичные связи уже разорваны, а
совокупность внешних условий не позволяет
личности гармонично развиваться, то свобода
превращается в невыносимое страдание,
так как она становится источником сомнений
и влечет за собой жизнь, лишенную цели
и смысла. Тогда у человека возникает желание
избавиться от такой свободы.
Альтернативный путь к избавлению
от одиночества и чувства беспокойства
— это путь спонтанных связей с людьми
и природой и проявление активности по
налаживанию этих связей. Наивысшее проявление
таких связей — это любовь и плодотворный
труд, берущие истоки в целостности личности.
Первичные узы невозможно восстановить,
человек не может вернуться в потерянный
рай. Активная солидарность с другими
людьми, спонтанная деятельность и любовь
к труду являются единственными гарантами
для индивидуализированного человека
сохранить связь с миром. Как следствие,
связь человека с миром возрождается на
новой основе.
Глава 3
Предыстория Средневековья
и эпохи Возрождения
Нельзя сказать, что Средневековье
было черным периодом в истории человечества,
равно как нельзя сказать, что это было
золотое время. Любой из этих взглядов
был бы слишком однобоким. К минусам Средневековья
можно отнести отсутствие свободы, эксплуатацию
большинства населения меньшинством,
власть предрассудков. К плюсам относятся
чувство солидарности, прямота и конкретность
человеческих взаимоотношений, чувство
уверенности, подчинение экономики нуждам
людей.
У средневекового человека
не было свободы, он не мог перемещаться
по социальной лестнице из одного класса
в другой; он должен был оставаться там,
где родился. Ремесленник продавал за
определенную цену, у крестьян было определенное
место на рынке, член цеха был обязан допускать
своих коллег по цеху к любой выгодной
сделке. Личность человека отождествлялась
с его ролью в обществе: это был крестьянин,
ремесленник, рыцарь, но не индивидуум.
При рождении человек попадал
в определенное экономическое положение
и дальше жил в тесном, понятном и статичном
мирке. Человек не был одинок, его роль
была вполне определена, его жизнь была
наполнена смыслом, и у него не возникало
никаких сомнений. В пределах своей социальной
группы человек имел достаточную свободу
для самовыражения в труде и эмоциональной
сфере.
В реальной жизни у человека
была возможность проявить свой индивидуализм,
хотя на первом плане стала роль человека
в обществе.
Церковь старалась облегчить
боль и страдания простых людей. Она вселяла
в них чувство вины, но одновременно уверяла
их в том, что Бог их любит и простит им
все их прегрешения.
Человек всю жизнь жил на одном
месте, вся его жизнь была проста и понятна,
и в будущем каждого ожидал либо рай, либо
ад.
Итак, средневековое общество
было структурировано, держало человека
в оковах, но давало ему чувство уверенности.
Понятия индивидуальной личности не существовало,
человек видел себя через призму общественной
роли. Первичные узы между человеком и
миром еще не были разорваны.
Якоб Буркхардт замечательно
описал средневековую культуру, подчеркнув
недостаток самосознания индивидуума
в средневековом обществе [1]: "В средние
века обе стороны самосознания по отношению
к внешнему миру и своему внутреннему
"Я" как бы дремали под общим покрывалом.
Покрывало было соткано из бессознательных
верований, наивных воззрений и предрассудков;
весь мир с его историей представлялся
сквозь это покрывало в своеобразной окраске,
и человек познавал себя только по расовым
особенностям или по признакам, различающим
народ, партию, корпорацию, семью, другими
словами, понятие личности связывалось
всегда с какой-нибудь общей формой".
В период позднего средневековья
возросло значение капитала, индивидуальной
инициативы и конкуренции. Индивидуализм
начал внедряться во все сферы человеческой
деятельности.
В Италии культурное развитие
происходило быстрее, чем в Европе. Именно
в Италии человек впервые вырвался из
феодального общества и разорвал узы,
дававшие ему чувство уверенности и ограничивавшие
его. Итальянец — это первый “индивидуум”.
Благоприятное для торговли
географическое положение Италии сыграло
при этом не последнюю роль. Рост торговли
привел к появлению нового денежного класса,
феодальные кастовые различия начали
стираться, богатство стало важным фактором.
Как результат прогрессирующего
разрушения средневековой социальной
культуры, сформировался индивид в современном
смысле этого слова. Буркхардт говорит
[1]: "В Италии впервые это покрывало
(из бессознательных верований и т.п. —
Е.М.) отбрасывается прочь, впервые зарождается
объективизм по отношению к государству
и человеческим действиям вообще, а рядом
с этим возникает и быстро развивается
субъективизм как противопоставление,
и человек, познав самого себя, приобретает
индивидуальность и создает свой внутренний
мир. Так некогда греки возвысились над
варварами, а арабы, посредством их более
яркой индивидуальности, над азиатскими
племенами".
Человек открыл, что природа
есть нечто, отдельное от него, что ей можно
теоретически и практически управлять,
и что можно наслаждаться красотой природы.
В эпоху Возрождения образовался
новый, богатый и сильный класс, который
экономически поработил все оставшееся
население. Основная же масса населения
потеряла былую уверенность в завтрашнем
дне. На смену солидарности пришло циничное
обособление. Другой человек стал рассматриваться
как “объект” для манипуляций.
Человек лишился уверенности
в других людях и потерял чувство безопасности.
У человека эпохи Возрождения появилась
новая черта характера, которой не было
у человека Средневековья — безудержное
стремление к славе. Слава — отражение
жизни индивидуума в сознании других людей
— отчасти восполняет потерю смысла жизни
и потерю уверенности в других людях. Конечно
же, возможность достижения славы была
в то время лишь у аристократии.
Итак, в эпоху Возрождения в
Италии и Европе произошло зарождение
капиталистической системы. Человек освободился
от экономических и политических оков.
В новой системе ему приходится играть
активную и независимую роль. Однако, он
теряет уверенность и чувство принадлежности
к какой-то общности. Он уже не живет в
тесном, понятном мирке — мир стал огромным
и угрожающим. Человеку угрожают силы,
стоящие над личностью — капитал и рынок.
У простого человека нет ни богатства,
ни власти, он потерял чувство общности
с людьми и миром, он раздавлен ощущением
беспомощности и ничтожности. Свобода
вызвала чувства неуверенности и бессилия,
сомнения, одиночества и тревоги.
Глава 4
Эпоха Реформации
§1 Учение Лютера
В XVI веке возникли две новые
религии — лютеранство и кальвинизм. Во
многом эти учения были сходны. Они были
призваны помочь представителю среднего
класса побороть неуверенность и подвести
теоретическую базу под то незавидное
положение, в котором вышеупомянутый представитель
в это время оказался.
До эпохи Реформации основные
католические доктрины состояли в следующем:
человек по природе своей грешен, но имеет
свойство стремиться к добру; собственные
усилия индивидуума способствуют его
спасению; грешник может покаяться и тем
самым спастись; человеческая воля свободна
в стремлении к добру. В период позднего
Средневековья получила распространение
практика покупки индульгенций. По церковным
канонам индульгенция вступала в силу
лишь после того, как покупатель исповедовался
и покаялся в содеянных грехах, “облегчил
душу”. Человек знал, что прощение за провинность
можно легко приобрести за деньги, и это
придавало ему сил, питало надежду и уверенность.
Появление практики покупки индульгенций
свидетельствовало о зарождении духа
нового капитализма. Грех уже не был бременем,
которое нужно было всю жизнь нести на
своих плечах, а рассматривался как простая
человеческая слабость, требующая элементарного
сочувствия.
Лютер боролся против формальной
власти католической церкви и, в частности,
— против практики покупки индульгенций.
В своих работах он был ближе всего к среднему
классу, на который в то время стремительно
начало увеличиваться давление со стороны
церкви и развивающейся капиталистической
системы. Учение Мартина Лютера освободило
человека от необходимости следовать
определенным церковным канонам и лишило
церковь ее прежней формальной власти.
Лютер выдвинул идею, что ответственность
за все содеянное лежит непосредственно
на человеке, и внешняя власть церкви здесь
ни причем. Популярно основную мысль Мартина
Лютера можно выразить так: “спасение
утопающих — дело рук самих утопающих”.
Лютер проповедовал идеи свободы
и независимости, а одновременно — то,
что человек по природе своей порочен
и беспомощен и не способен творить добро
по собственной воле. Ничтожность и порочность
человеческой натуры — один из центральных
аспектов учения Лютера. Только после
того, как человек откажется от своей воли,
победит свою гордыню и страсть, он получит
шанс обрести милость господнюю.
Лютер считает, что необходимое
условие спасения человека — это подчинение
его воле Господа, иначе же волю человека
оседлает сатана. Для спасения у человека
должна быть вера. Уверовав однажды, человек
приобретает праведность Христа, но вполне
праведным существом он так и не станет,
так как греховен по природе своей, и только
отказавшись от своей воли и внутренней
свободы, может обрести милость Божью
[2]: "Потому что Бог хочет спасти нас
не нашей собственной, но внешней (fremde)
праведностью и мудростью; праведностью,
идущей не от нас и рождающейся в нас, но
приходящей к нам из другого места… Итак,
должна быть усвоена праведность, приходящая
к нам только извне и вполне чуждая нам
самим ".
Бог был для Лютера могущественной
внешней силой и Лютер изо всех сил пытался
обрести уверенность в безоговорочном
повиновении Богу.
По словам Эриха Фромма [3]: "С
точки зрения психологии, у веры может
быть два совершенно полярных содержания.
Она может быть внутренней опорой и смыслом
жизни, ее внутренним наполнением, сутью
необходимой связи с окружающим миром;
но может быть и конечным продуктом целого
ряда всевозможных сомнений и опасений,
которые возникают вместе с чувством полной
изолированности и категорического неприятия
жизни". Именно второй вариант относится
к Мартину Лютеру. Всю жизнь он стремился
к уверенности, и всю жизнь его душу терзали
сомнения, которые он так и не сумел побороть.
Работы Лютера были адресованы
к среднему классу. Средний класс находился
в плохом положении, он ощущал на себе
сильное давление со стороны самых богатых
и одновременно ему приходилось защищаться
от посягательств бедноты. К черни Лютер
относился весьма отрицательно и призывал
убивать мятежников “как бешеных собак”.
Растущий капитализм представлял угрозу
для среднего класса. Все прежние устои,
законность и порядок были разрушены.
Даже чтобы просто уцелеть, представителю
среднего класса приходилось вести тяжелую
борьбу. Индивидуум освободился от церковных
уз, но это освобождение принесло ему одиночество
и растерянность, чувство бессилия и ничтожности.
Догмы Лютера и выражают характерные
для того времени чувства полного одиночества
и бессилия. Представитель среднего класса
был так же беспомощен перед лицом зарождавшегося
капитализма, как был беспомощен изображенный
Лютером человек перед лицом Бога. В качестве
выхода из создавшейся ситуации Лютер
видел абсолютную покорность и послушание
Богу. Лютер отрицал власть церкви, но
он призывал людей всецело подчиниться
власти гораздо более жестокой и всеобъемлющей
— власти Бога, а также полностью отречься
от своей личности. Лютер считал, что любая
власть исходит от Бога, и подданные должны
ей беспрекословно подчиняться, даже если
это есть власть тирана [4]: "Даже если
власть имущие злы и безбожны, все же власть
и сила ее есть благо, и они от Бога… Так
что везде, где есть власть и где она процветает,
она потому есть и остается, что она установлена
от Бога". Правда, это не мешало ему бунтовать
против власти церкви.