Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 21:45, реферат
З. Фрейд
До сих пор точно не установлено, к какой сфере можно точно отнести юмор: к сфере интеллектуальной, моральной, или же эстетической. Однако бесспорно то, что юмор играет важную роль в нашей жизни. Ребёнок, обладающий чувством юмора, гораздо легче обзаводится друзьями, заслуживает симпатию у ровесников, а вырастая, легко находит контакт с коллегами по работе, «ловко» выходит из неловких ситуаций, разрешает конфликты и меньше страдает от депрессии. Чувство юмора также часто связывают с высокими умственными и твор
Введение 5
Глава 1 Юмор в воспитании 7
1.1 Воспитание в утробе матери 7
1.2 Эмоциональное развитие ребенка 10
1.3 Генетическое свойство юмора как средства снятия напряжения в воспитательном процессе 15
Глава 2 Практическое применение юмора в воспитании 20
2.1 Практические советы по применению юмора в воспитании 20
2.2 Сценарий праздника «День смеха» первого апреля 23
Заключение 32
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава
1 Юмор в воспитании
Глава
2 Практическое применение юмора в
воспитании
2.1
Практические советы по
2.2
Сценарий праздника «День
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Юмор – способность человека отказаться от собственного страдания.
З. Фрейд
До сих пор точно не установлено, к какой сфере можно точно отнести юмор: к сфере интеллектуальной, моральной, или же эстетической. Однако бесспорно то, что юмор играет важную роль в нашей жизни. Ребёнок, обладающий чувством юмора, гораздо легче обзаводится друзьями, заслуживает симпатию у ровесников, а вырастая, легко находит контакт с коллегами по работе, «ловко» выходит из неловких ситуаций, разрешает конфликты и меньше страдает от депрессии. Чувство юмора также часто связывают с высокими умственными и творческими способностями, самоуважением и способностями к быстрому разрешению проблем.
Эмоциональные сигналы, такие как, улыбка существенным образом влияют на действия детей, аналогично эмоциональные реакции влияют на социальное поведение.
Огромное значение в формировании чувства юмора у ребенка имеет его взаимодействие с матерью, с ее эмоциональным состоянием во время родов, после родов, взаимодействие в семье а позднее и в социальных институтах. Но все же главное, фундаментальное место в формировании психики занимает мать.
Сложно представить себе жизнерадостного ребенка в семье, где преобладают депрессивные взаимодействия. Следовательно, семья является главным социальным институтом воспитания чувства юмора у ребенка. Родителям, чтобы научить своего ребенка управлять эмоциональными переживаниями, нужно самим овладеть такой стратегией воспитания как приведение своего эмоционального состояния к комфортному уровню и юмор, являясь одним из эффективных средств снятия психологического напряжения, незаменим.
Профессиональный интерес к юмору, как к терапевтическому фактору стремительно растет. Суть юмора обретает вторую жизнь находя себе место в новых теориях. Обезболивание и предупреждение насилия по отношению к себе и окружающим благодаря юмору поднимает вопросы о взаимодействии эндорфинов, факторов иммунной системы и юмора. Сообщения об успешном применении юмора в воспитании и лечении детей и для снижения социальной напряженности открывают возможности использования юмора для оптимизации функционирования семей, школ и других социальных институтов.
Объект исследования: юмор в воспитании.
Предмет исследования: роль эмоциональной связи воспитателя и воспитуемого.
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация юмора в воспитании.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Практическая
значимость работы состоит в том,
что результаты данного исследования
могут быть использованы в практике воспитательной
работы.
Глава
1 Юмор в воспитании
Психологи
и психиатры единогласно
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства.
В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному (послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.
Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.
Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого человека.
При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода. [1]
И все же беременным женщинам не следует испытывать особую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень сильных стрессах. Не стоит брать в расчет быстро проходящее чувство тревоги. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Верни называет защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.
В тех случаях, когда беременная женщина испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.
Мари-Луиза
Аучер преподавательница
Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.
Еще одним немало важным фактором является питание роженицы. Механический прием пищи ведет к потреблению лишь химических элементов, которые поступают (всасываются) через желудок и пищеварительную систему. В летнее время фрукты, овощи и злаки накапливают значительное количество солнечной энергии, которая является замечательным средством от усталости. Солнечная энергия, проникающая «через рот» и передающаяся непосредственно нервной системе, приносит чувство облегчения немедленно. Глубокое дыхание помогает удержать и распределить эту энергию.
Если будущая мать испытывает в процессе еды радость, чувство благодарности к природе за ее бесценные дары, то она приносит тем самым огромную пользу ребенку, как в эмоциональном, так и в физическом. Кроме того, она воспитывает в нем соответствующее, в данном случае положительное, отношение к пище.
Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль, вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же заставляет наше сердце «петь». Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир.
Очень
полезно культивировать в себе подобное
состояние счастья и внутренней
свободы, передавая его ребенку,
который зафиксирует в своих клетках это
ощущение неизбывной радости. Музыка,
поэзия, пение, искусство, природа помогают
достигнуть такого внутреннего состояния
и воспитывают в ребенке чувство прекрасного.
Здесь важную роль начинает играть и отец.
Отношение к жене, к ее беременности и
к ожидаемому ребенку - важнейшие факторы,
формирующие у этого ребенка ощущение
счастья и силы, которое передается ему
через уверенную в себе и спокойную мать. [2]
Тщательный анализ взаимоотношений детей и родителей показывает, что к 3 месяцам жизни опекун и ребенок уже взаимодействуют в сложной коммуникативной системе, в рамках которой каждый партнер адекватно и точно вовремя реагирует на сигналы «другого».[3]
В ходе нескольких экспериментов исследователи разрывали этот взаимообмен эмоциональными сигналами, предлагая родителю либо придать своему лицу безучастное выражение, либо продемонстрировать депрессивные чувства. В попытках вернуть утраченное взаимодействие младенцы использовали выражение лица, вокализации и движения тела. Когда же эти усилия не приводили к успеху, малютки отворачивались, хмурились и плакали. [4] Американские, канадские, китайские малыши одинаковым образом реагировали на безучастные лица родителей. Этот факт говорит о том, что данная реакция может являться врожденным ответом на недостаток общения с опекунами. [5]
Результаты многих исследований говорят о том, что эмоции оказывают влияние на физическое благополучие детей. Постоянный психологический стресс коррелирует со множественными нарушениями здоровья, свойственными как взрослым, так и детям, например, с увеличением пульса, кровяного давления, подавлением иммунитета. Эти реакции могут служить объяснением связи негативных эмоций с сердечно – сосудистыми заболеваниями, инфекционными болезнями и некоторыми формами рака. Помимо этого стресс нарушает работу пищеварительной системы, которая лишается крови, поступающей в мозг, к сердцу и к конечностям (так как тело готовится к действию). Соответственно, отрицательно окрашенные переживания могут стать причиной расстройств пищеварительной системы, таких как запор, понос, колит, язва. [6]