Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа
Одним из важных условий повышения эффективности и качества обучения в учебных заведениях является объективная информация об исходном уровне знаний учащихся и их пополнении в различные периоды обучения. Источником такой информации является педагогический контроль знаний.
Проблема контроля и оценки учебных достижений учащихся постоянно находится в центре внимания, как теоретиков, так и практических работников сферы образования. Наиболее актуальными на современном этапе развития средней специальной школы являются вопросы организации контроля усвоения учебного материала и разработки инструментария, обеспечивающего объективность оценки
Введение 4
1. Описание предметной области 5
2. Описание контроля знаний 9
2.1. Цели и задачи системы контроля знаний 9
2.2. Описание системы контроля знаний 10
2.3. Описание теста 12
2.4. Типы данных 13
2.5. Оценка ответов 13
2.6. Автоматизированная информационная система контроля знаний 14
3. Описание инструментальных средств 18
4. Описание разработанных модулей 20
5. Описание рабочей системы 23
6. “Цветовой портрет” авторов 26
7. Применение закона Паретто к статистическим показателям 29
Заключение 32
Литература 33
Министерство образования республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Машиностроительный факультет
Кафедра "Интеллектуальные системы"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Машинный интеллект и нейронные сети"
на тему
"Система контроля знаний"
Выполнил
студент гр.103719
Проверил
Минск 2013
Введение 4
1. Описание предметной области 5
2. Описание контроля знаний 9
2.1. Цели и задачи системы контроля знаний 9
2.2. Описание системы контроля знаний 10
2.3. Описание теста 12
2.4. Типы данных 13
2.5. Оценка ответов 13
2.6. Автоматизированная информационная система контроля знаний 14
3. Описание инструментальных средств 18
4. Описание разработанных модулей 20
5. Описание рабочей системы 23
6. “Цветовой портрет” авторов 26
7. Применение закона Паретто к статистическим показателям 29
Заключение 32
Литература 33
Одним из важных условий повышения эффективности и качества обучения в учебных заведениях является объективная информация об исходном уровне знаний учащихся и их пополнении в различные периоды обучения. Источником такой информации является педагогический контроль знаний.
Проблема контроля и оценки учебных достижений учащихся постоянно находится в центре внимания, как теоретиков, так и практических работников сферы образования. Наиболее актуальными на современном этапе развития средней специальной школы являются вопросы организации контроля усвоения учебного материала и разработки инструментария, обеспечивающего объективность оценки [1].
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Использование разнообразных форм и методов контроля знаний позволяет избежать однообразия, которое снижает ценность проверки и делает уроки монотонными, разнообразие форм контроля на одном занятии, на разных его этапах менее утомляет, лучше активизирует мыслительную, познавательную деятельность учащихся. Работа в парах является такой формой контроля, которая осуществляется посредством взаимодействия учащихся.
Термин “контроль” происходит с французского и означает – «проверка, а также наблюдение с целью проверки». В русском языке это слово употребляется, по крайней мере, с начала XVIII века.
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по предмету.
Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
В-третьих,
эта цель предполагает воспитание у
обучающихся таких качеств
Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При
помощи контроля определяется
исходный уровень для
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка
помогает учащимся выделить
Сущность
диагностической функции
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).
Результаты
прогноза используют для
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Контроль должен быть:
Раскроем эти принципы контроля подробнее.
Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы:
При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.
Среди них выделяют следующие:
От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
Графически область применения разработки системы контроля знаний изображена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 –
Графическое изображение
1 – преподаватель
анализирует учебную
2 – преподаватель формирует тест для студентов;
3 – студентам выдается тест;
4 – студенты проходят тестирование;
5 – преподаватель
проверяет тесты студентов (
6 – преподаватель формирует результаты тестирования;
7 – студенты
просматривают результаты
8 – преподаватель
проводит корректировку теста
на основании полученных
Одной из наиболее сложных задач при создании программных средств учебного назначения является контроль знаний. В настоящее время существует большое количество систем контроля знаний (СКЗ), как выполненных в виде отдельных программных продуктов, так и встроенных в обучающие системы. Отсутствие стандарта или хотя бы общепринятых норм и правил написания таких систем привело к тому, что практически каждая из них является "вещью в себе" и используется, за редким исключением, только ее собственными разработчиками.
Использование языка описания системы контроля знаний делает создаваемые тесты переносимыми на различные программные и аппаратные платформы (без изменения самих тестов). При создании языка учитывались используемые на практике типы вопросов и ответов и возможность подключения внешних модулей.
Создание языка описания СКЗ решает такие задачи, как: