Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:45, реферат
Буддизм - Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого») —религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.
Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».
Введение ……………………………………………………………………… …………1
Буддизм в России
-История………………………………………………………………………..................4
-Буддизм в Бурятии………………………………………………………………………6
-Буддизм в Калмыкии…………………………………………………………. ………..9
-Буддизм в Туве………………………………………………………………................11
- Буддизм в небуддийских регионах или Русский буддизм — как это возможно?....12
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список источников………
Отношение к дандароновцам других буддистов, в том числе и в Бурятии, уважительное, но дистанцированное. Если А. Терентьев, издатель журнала "Буддизм России" и секретарь "Союза буддистов Санкт-Петербурга", больше ориентируется на собственно тибетский буддизм в тибетской диаспоре в Индии, то В. Монтлевич ориентируется больше на Бурятию и считает, что будущее буддизма в России связано именно с ней, поскольку там есть монастыри, где со временем будет налажено правильное образование, которое только и может обеспечить аутентичность буддизма практикующего. Долгое время Дандароновцы были единственной независимой буддийской группой в Европейской России.
II. Школа ньингма , что значит "древняя", — самая ранняя тибетская школа, восходит к Падмасамбхаве, первому известному проповеднику буддизма в Тибете. "Буддийский центр Падмасамбхавы" школы ньингма был основан в Петербурге Александром Куликом после его посещения буддийского семинара в Подмосковье, в посёлке Лесные Поляны, что под Подольском. В семинаре участвовало около 200 человек. Его проводили тибетские учителя Кэнчен Палден Шераб Рипо-че и его брат Кэнпо Цеванг Донгъял Ринпоче. Они оба получили образование в Тибете, жили в Индии и Непале, а в начале 80-х гг. были приглашены в Европу и США главой школы ньингма Дучжом Ринпоче и стали настоятелями буддийских центров. После смерти главы школы они основали буддийский центр Падмасамбхавы в Нью-Йорке. В1991 г. в Москве они основали центр с таким же названием. Братья проводили семинары в Москве и Петербурге, где и познакомились члены группы А. Кулика. Кроме этих двух братьев приезжали и другие тибетские учителя той же школы. Главным инициатором их приглашения и отчасти спонсором был известный рок-музыкант Борис Гребенщиков.
В монастыре школы ньингма Канинг Шедруп Линг в Катманду в Непале каждую осень проводится месячный семинар для европейцев, его постоянными участниками бывают и русские.
III. Школа карма-кагью . Общины этой школы основаны ламой из Дании Оле Нидалом. Впервые в Россию Оле Нидала пригласил Владимир Хензель, который побывал на лекции Оле Нидала в Берлине в 1989 г. и пригласил его в Петербург, где представил ему группу профессоров-буддологов, группу дандароновцев и группу Федько на частных квартирах. Если в первый свой приезд Оле приобрел всего несколько учеников, то сейчас у его ассоциации небольшое, но хорошо оборудованное помещение, где каждый день проводятся медитации. Руководит медитациями Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации центров карма-кагью. Петербургский центр зарегистрирован в 1991 г. под названием "Буддийский центр Алмазного пути школы карма-кагью".
Учение карма-кагью — это ваджраяна, что в переводе означает "алмазный путь". Она включает в себя письменные тексты, устную передачу от учителя к ученику и бессловесную передачу, т. е. передачу от сознания к сознанию, когда сознание ученика отождествляется с сознанием учителя. Как объясняют его последователи, школа карма-кагью — это школа быстрого пути, когда акцент делается на непосредственный опыт.
Оле Нидала критикуют за чрезмерно жёсткое руководство — поначалу он запрещал своим ученикам даже посещать других учителей, теперь — только практиковать другие школы, за упрощение буддийского учения, за практику ритуалов, к которым в буддизме допускаются только очень подготовленные ученики.
19
Временами его проповеди напоминают проповеди американских протестантов, которых в начале 90-х гг. было десятки в Петербурге. Недружественная атмосфера в центре, искренняя приязнь людей друг к другу, простота обращения Оле и его выразительный язык, полный юмора, привлекают к нему многих, кто, в противном случае, может быть, остался бы в неведении, что можно жить иначе. Например, многие отказываются от наркотиков и алкоголя. Яркий пример успехов проповеди Оле Нидала — целое подразделение ОМОНа в Петербурге остается учениками Оле Нидала, несмотря на недовольство милицейского начальства.
IV. Школа сакья . Самая немногочисленная тибетская школа. В 1995 г. по приглашению петербургского дацана и по инициативе Р. Н. Крапивиной в Россию , приехал глава школа сакья Трезин с четырьмя монахами. Они посетили Москву, Санкт-Петербург, Бурятию и Калмыкию. Создан московский центр сакья, объединяющий около 20 человек, а также центр в Калмыкии.
V. а) Римей . Движение римей возникло в Тибете во второй половине XIX в. среди представителей школ кагью, ньингма и сакья. Его задачей было открыть свои традиции другим школам, при этом сохраняя принадлежность своей школе.
В середине 80-х гг. Виталий Федько, родом из Осетии, получивший православное воспитание, певший одно время в церковном хоре, в какой-то критический момент своей жизни обратился к буддизму в поисках ответа, которого не нашёл в церкви. В 1982 г. он закончил Ленинградскую консерваторию, преподавал в музыкальном училище при консерватории и ездил в музыкально-фольклорные экспедиции, где столкнулся с традиционной культурой многих народов России и увидел, как он утверждает, их существенное родство. Когда группа актёров обратилась к нему с просьбой поставить спектакль по пьесе одного европейского автора, он предложил им пройти через практику медитации, не упоминая ни о какой её связи с буддизмом. Результат получился неожиданный: у актёров, по их словам, "открылись голоса", они сумели сказать то, чего раньше не могли. Группа стала собираться регулярно. При первой же возможности поездки на Запад один из членов группы попал на выступление датского проповедника ламы Оле Нидала. В1989 г. Федько пригласил его в Петербург, и Нидал основал здесь свои первые группы. В течение более чем двух лет Федько руководил этими общинами. Самый известный в России рок-музыкант Борис Гребенщиков, уже давно интересовавшийся буддизмом, был какое-то время связан с этими общинами, но впоследствии отошёл от них. Его учителем стал Чоки Ньинма Ринпоче, сторонник движения римей из Непала.
В. Федько, разочаровавшись в Оле Нидале и определив его позицию как слишком жёсткую, а учение — упрощённым, ушел из общины и создал Ассоциацию римей Санкт-Петербурга. Ассоциация была создана по совету учителя из Непала Чечу Ринпоче школы кагью, который сказал Федько, что "римей — противоядие от любой ограниченности".
Члены ассоциации не считают себя общиной и принципиально не регистрируются. Единственная практика, которую проводит ассоциация, — это регулярные совместные медитации.
Члены ассоциации — это артистическая среда, а сам В. Федько является владельцем и продюсером киностудии "Корона-фильм" и снимает фильмы, в том числе и на религиозные и фольклорные темы.
b) Группа ламы Дени . К движению римей принадлежит также небольшая группа, основанная ламой Дени Тендрупом, французом, основавшим известный во Франции Институт Карма Линг.
Лама Дени принадлежит школе шангпа-кагью, которая близка карма-кагью.
20
Впервые он приехал в Россию в 1994 г. по приглашению общины карма-кагью Оле Нидала при содействии француженки Анни Жиро, его ученицы, несколько лет прожившей в Санкт-Петербурге и много содействовавшей приезду учителей.
Она также переводила на русский язык его выступления.
В1994 г. помещение для проповеди было предоставлено городской администрацией г. Всеволожска, расположенного в 10 км от Петербурга. Во Всеволожске образовалась община, состоявшая в основном из врачей, но она вскоре распалась. Более успешно прошел 10-дневный ритрит в одном из дворцовых помещений Ораниенбаума, пригорода Петербурга, в 1996 г., в котором приняло участие около 40 человек.
Кроме того, лама Дени несколько раз выступал в Санкт-Петербургском государственном университете на философском факультете по приглашению , Е. А. Торчинова, заведующего кафедрой философии и культурологии народов Востока.
Группа ламы Дени состоит в основном из людей с техническим образованием, пришедших к буддизму разными путями, в том числе под воздействием достаточно многочисленных одно время "учителей" и целителей, самым известным из которых был Кашпировский. В Петербурге популярным был В. В. Антонов, автор нескольких книг по методам, как он сам пишет, "духовного развития человека". Он читал лекции на эту тему, создал свою школу со своим учением, для которого он "взял лучшее из всего хорошего в духовной истории человечества".
Отношение к самому буддизму в группе достаточно разнообразное. Один из членов группы — Сергей, машинист тепловоза, ценит буддизм за то, что он не является религией, а есть путь избавления от религиозности, то есть от веры в потустороннее, и от суеверий. Группа собирается раз в неделю по субботам и проводит медитацию в течение часа по текстам школы ламы Дени. Их связывает между собой прежде всего интерес к духовному пути и уважение к ламе Дени.
Проповеди ламы Дени не получили существенного отклика в России, несмотря на то, что он хорошо известен и пользуется всеобщим уважением в силу своей серьёзности и образованности.
VI. Дзогчен . Дзогчен — это практика и учение, её обосновывающее, представленные во всех школах тибетского буддизма. Усилиями великого наставника Намкая Норбу Римпоче (тибетца, в 60-е гг. переселившегося в Италию и преподающего в Неаполитанском университете) учение получило распространение по всему миру. Некоторые последователи дзогчена считают его самостоятельной школой. Принципиально новым стало создание общин дзогчен. Новым, поскольку дзогчен до второй половины XX в. не была отдельной школой, а методом, практикой, существовавшими в разных школах. Основатель этих общин Намкай Норбу считает, что в них могут входить представители любых религий и даже атеисты.
В 1991 г. Намкай Норбу прислал своего ученика Фабио в Россию читать лекции по янтра-йоге. Летом 1992 г., по приглашению В. М. Монтлевича, сам Намкай Норбу посетил Петербург. В одной из школ в Сосновой Поляне был проведён недельный ритрит, в котором приняли участие около 200 человек.
Группой участников этого ритрита, после отъезда Намкай Норбу, была создана Санкт-Петербургская дзогчен-община "Сангьелинг", поскольку каждой дзог-чен-общине даётся своё имя. Впрочем, в мэрии, в 1993 г., она была зарегистрирована как "Культурная ассоциация дзогчен-община". С целью регистрации были выбраны "руководители" общины. Хотя ни председателей, ни руководителей в общине нет; как нет и иерархической организационной структуры. Управление ассоциацией осуществляет ганчи: совет из нескольких человек, избранных на общем собрании. Срок пребывания в ганчи ограничен тремя годами.
21
Ядро дзогчен-общины 70 человек. Многие из тех, кто составляет это ядро, ранее получили передачу от разных учителей.
Дзогчен-общины имеются в Улан-Удэ, Иркутске, Владивостоке, Харькове, Киеве, Одессе и Краснодаре. Всероссийский центр находится в Подмосковье, под Павловским Посадом, куда все последователи учения стремятся попасть хотя бы раз в год на ритрит.
Дзогчен в переводе означает "великое совершенство". Если тантризм идёт путём преображения психических и тонких энергий для выхода из колеса бесконечных перерождений, исходя из представления, что каждый человек имеет природу будды, то дзогчен утверждает, что мы уже совершенны. Идейная основа дзогчен заключена в учении об Изначальном состоянии бытия, которое совершенно само по себе, т. е. природа человека — совершенна. Задача учителя — ввести ученика в это Изначальное состояние, которое характеризуется недвойственностью, т. е. неразличением "я" и мира.
Принципиально новым явлением стало появление общин и распространение идей нетибетской традиции. Если тибетский буддизм через Бурятию и Калмыкию, академическую буддологию имел корни в России, то китайский или японский буддизм таких корней не имел. Тем не менее в 60-е гг. в США стала известна в интеллектуальных кругах книга профессора Судзуки о дзен-буддизме, появились романы Сэлинджера и Керуака. В 70-е гг. интерес к дальневосточному буддизму проникает с Запада в Россию. Роман и новеллы Сэлинджера были переведены на русский и опубликованы в "Новом мире" при Твардовском. Вышла ставшая очень популярной книга Е. Завадской "Восток на Западе" о влиянии дзен на Ван-Гога, Сэлинджера, Г. Малера. Появились книги по китайскому буддизму. Обозначился больший интерес к китайской и японской поэзии и живописи. Дзен и чань вошли в моду в среде интеллигенции крупных городов. Интерес был, конечно, прежде всего интеллектуальный, но сама возможность мыслить и видеть таким образом поражала. Никаких учителей быть не могло, но почва была подготовлена. Учителя появились после перестройки. И появились общины китайского чань, японского дзен, корейской и вьетнамской традиции.
Меньшее распространение получила тхеравада, но и у этого течения появились свои устойчивые группы сторонников, установившие постоянные связи с Цейлоном и Бирмой (например, с конца 90-х гг. в Набережных Челнах существует община тхеравады, создание которой было инициировано бирманцами). Появлялись общины и в Петербурге. В середине 90-х гг. две женщины из Петербурга стали монахинями в тхеравадинских монастырях — одна в Бирме, другая — в Англии.
Попадая в европейскую культурную среду, буддизм с неизбежностью приобретает новые черты. Во-первых, поскольку буддизм среди русских "европейцев" охватывает по меньшей мере тысячи людей в возрасте в среднем около 30-40 лет, то противоречия между старыми "этническими" буддистами и молодыми "европейцами" почти неизбежны. В той мере, в какой буддизм является универсальным учением, а не этнической религией тибетцев, бурят или калмыков, черты, вносимые в него "европейцами", более существенны для будущего европейского буддизма, чем ссылка на иногда слишком узко понимаемую традицию. Эти черты — прежде всего открытость к нескольким традициям, а не только к своей. Поэтому бывают случаи безболезненного перехода из одной общины в другую.
Во-вторых, постоянная необходимость переводить язык буддийских понятий на язык европейских и наоборот и существенные трудности, связанные с таким переводом, мобилизуют творческие возможности русского буддиста и побуждают его к новым формулам.
В-третьих, это отчётливо выраженный интерес к более быстрым путям духовного совершенствования, которые обещают тантра и дзогчен.