Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:45, реферат
Буддизм - Будди́зм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого») —религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Сами последователи этого Учения называли его «Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.
Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. «Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований».
Введение ……………………………………………………………………… …………1
Буддизм в России
-История………………………………………………………………………..................4
-Буддизм в Бурятии………………………………………………………………………6
-Буддизм в Калмыкии…………………………………………………………. ………..9
-Буддизм в Туве………………………………………………………………................11
- Буддизм в небуддийских регионах или Русский буддизм — как это возможно?....12
Заключение……………………………………………………………………………….25
Список источников………
22
В России существуют две основных формы бытования буддизма: традиционная форма организации религиозной жизни, главным образом в Бурятии и Калмыкии, центром которой являются монастыри, и предполагающая многолетнее образование под руководством учителя со строгой дисциплиной ученика по отношению к учителю, как это происходит в монастырях. В России это монастыри школы гэлуг. Другая форма организации религиозной жизни — новая для буддизма —представлена небольшими общинами разных школ, направляемых приезжими учителями, иногда монахами, иногда нет. Эти группы не связаны с монашеством, не строги в отношении требования многолетней медитативной практики как условия продвижения по пути. Редкие наезды учителей делают невозможным строгое подчинение ему ученика. К тому же члены таких групп бывают часто неустойчивы в своих религиозных интересах.
Эти вновь возникшие буддийские группы, состоящие в основном из русских, часто подвергаются критике со стороны последователей традиционно понимаемого буддизма, которые считают эту новую форму поверхностной, примитивной, несерьёзной, а иногда и вовсе не считают членов этих групп буддистами.
Тем не менее этот новый "секулярный" буддизм быстро распространяется в России и делает достоянием все более широкого круга основные элементы буддийского учения.
Буддизм русских находится в стадии становления, его внятные формы ещё не сложились. А интерес к нему очевиден, судя по тем сотням людей, в заметной своей части не принадлежащих ни к каким общинам и школам, которые собираются на лекции и проповеди приезжих учителей.
Примечательно, что центром русского буддизма исторически является не Москва, а Петербург. Российская буддология началась в Петербурге и к началу XX в. оказалась одной из лучших академических школ в Европе. В Институте востоковедения хранится уникальное собрание древних буддийских рукописей. На Восточном факультете ЛГУ трудно было обойтись даже в самые тяжёлые времена без хотя бы символического преподавания буддизма. В Музее истории религии и атеизма, в его Восточном отделе, работало какое-то время хотя бы несколько человек, чьи духовные и интеллектуальные интересы ничего общего с атеизмом не имели. Многие из самых известных учеников Дандарона были из Ленинграда.. Оказалось, что именно в Петербурге — самая давняя буддийская традиция. Два наиболее квалифицированных буддийских журнала — "Буддизм России" (главный редактор А. А. Терентьев) и "Гаруда" (главный редактор В. М. Монтлевич) — издаются в Петербурге. В этом же городе находится всероссийская штаб-квартира Международной ассоциации школы карма-кагью Оле Нидала. В Петербурге в два раза больше буддийских общин, чем в Москве, по списку, представленному в журнале "Буддизм России". До 2000 г. в европейской России (за исключением Калмыкии) есть только один буддистсткий храм — в Петербурге (в 2000 г. начато строительство буддистского храма в Москве). Различные группировки все 90-е гг. боролись за обладание этим храмом. С1998 г. он принадлежит Духовному управлению буддистов России (это одна из двух всероссийских организаций буддистов, возглавляемых бурятами и имеющих свой центр в Улан-Удэ). Сейчас петербургский дацан превратился в некий всероссийский Дхарма-центр, в котором поочерёдно выступают и проводят свои занятия представители всех школ и течений буддизма. Все это делает именно Петербург центром российского буддизма в его европейской части, а русский буддизм — буддизмом европейским.
По данным Европейского буддийского университета во Франции, Германии и Англии, европейских странах, где буддизм получил наибольшее распространение, буддистов насчитывается около 1,5 млн. Сколько их в России — подсчитать с уверенностью невозможно. В Петербурге, например, людей, которых можно в каком-то смысле назвать практикующими буддистами, едва ли более 600-800 человек, подавляющее большинство которых — европейцы.
23
Но это люди сравнительно молодые, принадлежат к образованным слоям населения, это живая и динамичная среда, иными словами, со временем можно ждать появления новых форм буддийской религиозной жизни, которые будут иметь значение не только для буддистов. Обращение в буддизм звезд шоу-бизнеса (Рада, Линда), рок-музыки (Б. Гребенщиков, А. Скляр), театра (Р. Виктюк), политиков) (бывший член Политбюро Александр Яковлев) стало заметным явлением общественно-культурной жизни1. Тем более, что в массовом сознании буддизм представляется чем-то экзотическим, непонятным, загадочным и многообещающим, чреватым всякими чудесами. Хотя его и часто смешивают с индуизмом, рерихианством и теософией.
Что же в такой христианской православной стране, как Россия, приводит к обращению к буддизму? Впрочем, аналогичный процесс уже давно идет в Европе и США. В Европе насчитывают около 1,5 млн.. буддистов. Французский исследователь Ф. Ленуар применительно к Франции выделяет следующие мотивировки такого обращения: 1) религиозный поиск, ведущий к отрицанию христианской традиции как чрезмерно авторитарной, догматичной, настаивающей больше на вере, чем на понимании; 2) большее место опыта и непосредственного контакта с учителем, вызывающим доверие как человек, который делает то, что говорит; 3) высокая оценка роли тела и чувств, что привлекает также и христиан, желающих использовать некоторые буддийские практики, полностью оставаясь в рамках христианства ("като-буддисты"); 4) связь с космосом, более бережное отношение к природе, определённый режим питания, вегетарианство; 5) понимание зла и страдания, конечной цели в терминах кармы и перерождения представляется более рациональным. И вообще буддизм более ориентирован на личный опыт, личный путь, а не на внешний авторитет, при том что авторитет учителя остается непререкаемым. В целом эти мотивировки приложимы и к российской ситуации, но стоит рассмотреть их российские модификации.
"Христианское учение — светлое, а в церкви — темно" — это слова русского буддиста около сорока лет, машиниста тепловоза, который в духовном поиске пришёл сначала в православную церковь, но остался неудовлетворённым и стал буддистом, поскольку, по его словам, "хотел уйти от религии". Буддизм не требует веры и позволяет остаться самим собой. В церкви навязывают такой язык, которым трудно овладеть без существенного насилия над собой и на котором трудно говорить о своих проблемах и своём опыте, не подвергаясь цензуре священника: он переводит эти проблемы на традиционный церковный язык, который снимает их, оставляя без ответа.
Если в христианском сознании преобладает представление об иерархии тела и души, при которой телу отводится второстепенная роль, к тому же соблазняющая и увлекающая на ложные пути, с почти неизбежным морализаторством и многочисленными запретами, то буддизм прославляет тело и эмоциональную жизнь. Его главный запрет — не причинять зла другому. Многое же предоставлено рассуждению и риску практикующего. "Оле выпустил нас на свободу", — говорит один из членов общины Оле Нидала, имея в виду отказ от морализаторства, жёстких моральных предписаний, право на моральную свободу при соблюдении заповеди "не причиняй зла другому". (Ср. формулу св. Августина: "Люби и делай что хочешь".) Т. е. не проступок — быть молодым и красивым.
Молодые (и не только) люди в духовном поиске и с вопросом о самих себе имеют в обществе уже сложившийся набор более или менее общепринятых ответов на свои вопросы, и те из них, которых эти ответы не устраивают, сталкиваясь с уже сложившейся буддийской средой, получают возможность радикального выхода за пределы существующего культурного языка. Этот выход они переживают как освобождение, как их собственное, а не полученное в наследство. Они получают новый язык, обещающий новую жизнь или жизнь по-новому.
24
Но если критика христианства и является одной из отрицательных мотивировок, направляющих в буддизм, она не является главной. Напротив, высокая оценка христианства и, прежде всего, православия, не менее часто встречающаяся среди буддистов, говорит об обретении такой позиции, при которой всякая глубокая традиция оказывается ценной, даже если укоренена так или иначе в одной из них.
Поиск внутреннего освобождения — один из основных движущих мотивов, который приводит как к христианству, так и к буддизму. Их общей интуицией было представление о том, что существует подлинная, а не только видимая реальность, и существует путь к этой реальности. Грех или перерождения в самсаре являются препятствием на пути к ней. Тождественны ли эти реальности? Божественное ничто Мейстера Экхарта и буддийская пустота? Христианская и буддийская ортодоксия отвергают такое отождествление. И если каждая традиция идёт своим путем к освобождению, то всё же российские буддисты более открыты христианству, чем христиане — к ним.
Поскольку последние живут в стране, чья история так или иначе связана с православием, то они уже имеют какое-то представление о христианстве. Кроме того, буддисты в России тесно связаны с академической наукой, буддологией, в том смысле, что наука даёт им доступ к буддийским текстам, а их переводы и публикации требуют многолетней подготовки специалистов. К тому же их жизнь до обращения, их образование не могут никуда исчезнуть, а их страна остается их страной.
Буддисты в России представлены небольшими общинами, редко превышающими численностью несколько десятков человек, тем не менее их присутствие всё более заметно. И какое бы раздражение они порой ни вызывали у установленных религий, с ними придётся считаться.
Заключение.
В заключение можно сказать, что буддизм имеет древние корни на территории России, богатое историческое наследие и множество последователей как среди жителей традиционных буддийский регионов, так и среди жителей всех регионов России.
Число последователей древного Учения неуклонно растет, основывается все больше центров, строятся буддийские ступы, проходят фестивали буддийской культуры, российсская буддология вносит огромный вклад в мировое исследование буддизма.
Множество людей из России совершают паломничества в Азию.
Буддизм, как показывает истрория может удовлетворять потребности в духовном поиске совершенно различных социумов, что доказывает «универсальность» этой мировой религии или Учения.
«Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей — и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям, — это буддизм».
Альберт Эйнштейн
25
Список источников информации.
1. Книга "Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России". Ответственный редактор и составитель С.Б. Филатов. — М.; СПб.: Летний сад, 2002. — 488 с
2. Абаев Н. В., Тапышпан О. Д., Мендиярова Г. С. Некоторые проблемы культурно-образовательной безопасности России и почитание учителя-наставника в тибетском буддизме // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 - Культурология.
3. Доклад Александра Берзина Тибетский буддизм: история и перспективы развития
4. Словарь «Буддизм» (М., Республика, 1991)
5. Материалы свободной энциклопедии – “Wikipedia” www.wikipedia.org
26