Икона и иконопись в русской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:21, контрольная работа

Краткое описание

В этой работе рассматривается приход иконы в Древнюю Русь, ее зарождение и становление, развитие и значение этого развития для иконописи.
Рассматриваются основные особенности иконописи, техника писания, композиционные элементы. Рассмотрена особая роль иконы, ее художественная и духовная ценность, указаны некоторые отличия иконописи от светской живописи, иконы от картины.
Целью данной работы является приведение иконы под понятие элемента русской культуры.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 2
1. История русской иконы………………………………………………… ..5
2. Особенности написания русской иконы………………………………. 14
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………......25

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 48.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Российский государственный  профессионально-

педагогический университет»

Институт менеджмента  и экономической

безопасности

 

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: «Религиоведение»

Тема: Икона и иконопись в русской культуре

 

 

 

 

 

Работу выполнил

Студент Брякова А. А.

Группа ВП-112 СЭкП

                                                                                    Зачетна книжка №

Проверил: Кленов Л.А.

 

 

 

2012 год

Содержние

 

Введение……………………………………………………………………….. 2

1. История русской иконы………………………………………………… ..5

2. Особенности написания  русской иконы………………………………. 14

Заключение…………………………………………………………………..24

Список использованной литературы……………………………………......25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Представить себе русскую  жизнь вне церкви, без иконы  просто невозможно. Икона сопровождала русского человека от рождения до смерти. Иконой благословляли на труд и ратный подвиг. Не было ни одного дома, где  не стояли бы в красном углу чтимые образа. Простые, незатейливые иконы  на выскобленных полках крестьянских домов и домашние иконостасы личных молелен, сверкающих разноцветьем стеклянных и серебряных лампадок.

 Сегодня можно с  уверенностью сказать, что русская  икона является открытием XX века. Только после того как научились  расчищать древние иконы от  позднейших записей, они превратились  в произведения искусства. По  этой же причине и стало  возможным и их научное изучение. Одним из первых художников, кто  по достоинству оценил красоты  русской иконописи, был Матисс. Когда он попал в 1911 году в Москву, то, ознакомившись здесь с различными собраниями икон, сразу сделался их восторженным поклонником. Особенно его поразили новгородские иконы, которые он считал доподлинно народным искусством, в котором современный художник должен черпать свое вдохновение. Собственно после выставок 1913, 1927 и 1967 годов, русская икона стала привлекать к себе все более широкое внимание. "Среди живописцев, черпавших из нее живые творческие импульсы, следует прежде всего назвать имена Наталии Гончаровой, Марка Шагала, Петрова-Водкина. Икона подкупала необычностью своих цветовых и композиционных решений, высокой одухотворенностью своих образов, наивной патриархальностью жизнеощущения. И получилось так, что русская икона оказалась во многом созвучной исканиям современных художников.

 Следует отметить что  иконопись не является направлением  живописи, но тем не менее ценится не менее высоко. У иконы есть своя история - были моменты расцвета, упадка, забвения и вновь возрождения. Икона самобытна, потому что неразрывно связано с культурой русского народа, с его религией, верой. Она воплощает в себе величие русской души, ее многогранность и духовность.

 Иконопись - это не  просто способ написания икон, это образ верования, образ  мышления, определенный уклад, порожденный  традициями.

 Икона - это не просто  церковный предмет, это еще  и целая история целого народа. Поэтому она уже является частью  культуры, как бы история дальше  не сложилась.

 К религии сегодня  относятся более чем терпимо.  И есть много примеров смены  вероисповедания. Просто потому, что мы живем в таком мире, где есть слово "свобода", которое многие воспринимают  слишком буквально.

 Почти две тысячи  лет христианство было "духовной" религией русского народа. Икона  помогала ему в самые трудные  времена - именно к ней он  обращался тогда, когда уже  некуда было идти, именно благодаря  вере сохранил себя, свою сущность. И теперь, когда наше государство  озабочено сохранением своей  государственности, целостности,  особое внимание уделяется культуре  как стержню ментальности. Поэтому,  следует считать актуальной тему, уделяемую русской культуре и  вере вообще и русской иконе  как символу веры в частности.

 В этой работе рассматривается  приход иконы в Древнюю Русь, ее зарождение и становление,  развитие и значение этого  развития для иконописи.

 Рассматриваются основные  особенности иконописи, техника  писания, композиционные элементы. Рассмотрена особая роль иконы,  ее художественная и духовная  ценность, указаны некоторые отличия  иконописи от светской живописи, иконы от картины.

 Целью данной работы  является приведение иконы под  понятие элемента русской культуры.

 

  1. История русской иконы.

 

 В силу особенностей  принятия христианства на Руси  можно отметить и некоторую  преемственность иконописного искусства.  Религия должна иметь некий  материальный образ для верующих. В условиях язычества таким образом был пантеон славянских богов, с приходом новой религии, пришел и новый предмет поклонения - икона. Икона как культовый предмет имеет древнюю истории. Первые иконы напоминали собой позднеримский портрет, они написаны энергично, пастозно, в реалистической манере, чувственно. Самые ранние из них найдены были в монастыре св. Екатерины на Синае и относятся к V-VI вв. Это небольшие дощечки с написанными на них лицами умерших людей, их клали на саркофаги при погребении, чтобы живущие сохраняли связь с ушедшими. Стилистически они близки фрескам Геркуланума и Помпеи, а также к фаюмскому портрету. Фаюмский портрет (назван в честь местечка Фаюм, вблизи которого были найдены первые портреты) некоторые исследователи склонны считать своего рода протоиконой.

 Греки и римляне,  жившие в Египте во времена  династии Птолемеев (305-30 гг. до  н. э) и римской империи (30 г. до н.э. - 395 г. н. э), оказались  под сильным воздействием египетской  культуры. Так, одним из самых  сильных проявлений влияния древнеегипетской  культуры было заимствование  греками, а позднее и римлянами,  обосновавшимися в Египте, древней  религиозной традиции бальзамирования  тел, которую практиковали египтяне. В соответствии с египетским  погребальным ритуалом лицо или  голову обернутой пеленами мумии  покрывали маской, представлявшей  собой идеализированные черты  лица усопшего. Портрет делался  еще при жизни изображенного  человека. Портреты по римскому обычаю хранились в рамках в атриуме в доме заказчика, однако после смерти изображенного на них, портрет (или его копию) клали на лицо мумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов (это было изменение древней египетской традиции помещения на лицо мумии скульптурной маски); при этом портреты, "подгоняемые" под нужный размер, нередко грубо обрезались.

 Таким образом, в  многовековые египетские погребальные  традиции были внесены новые  элементы. Переосмысление римлянами  значения египетской погребальной  маски привело к замещению  ее портретами, написанными красками  на дощечках; надо отметить, что  в предыдущую эпоху подобного  явления не существовало, таким  образом, портреты, написанные красками, возникают лишь в римский период  истории страны.

 Существовало две техники  исполнения фаюмских портретов - темперой и восковыми расплавленными красками (в технике энкаустики). Стоит отметить что в технике энекаутики создавались также и иконы.

 Техника энкаустики - это живопись расплавленными  восковыми красками с помощью  металлических приспособлений.

 Краски обычно наносились  прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии - разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

"Работа была чрезвычайно  сложной и трудоемкой, энкаустика  требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений  делать не позволялось. Краски  нужно было наносить на навощенную  доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.

 Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливый климат Египта.

 Важная особенность  фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок - использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.

 Другая техникой живописи, используемая в портретах была  темперой, в которой пигменты  смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность - матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин выполненных энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна чем в энкаустических панелях.

 В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают как погребальный обряд. Но можно предположить, что находят свое продолжение в иконописи.

 Фаюмский портрет всегда трагичен, их клали на саркофаги при погребении, чтобы живущие сохраняли связь с ушедшими. Икона же, напротив, всегда свидетельство о жизни, ее победе над смертью. Икона пишется с точки зрения вечности. Икона может сохранять некоторые портретные характеристики изображенного - возраст, пол, социальное положение и проч. Но лицо на иконе - это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности. Суть иконы - пасхальная радость, не расставание, а встреча. И икона в своем развитии двигалась от портрета - к лику, от реального и временного - к изображению идеального и вечного.

 Уже с конца X века  образцы византийской иконописи  начали попадать на Русь и  становились не только предметом  поклонения, но и предметом подражания. Однако это вовсе не значит, что русская иконопись была  простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась  под ее влиянием, но уже с  XII века начался процесс ее  эмансипации. Веками накапливаемые  местные черты перешли постепенно  в новое качество, нашедшее свое  место в изображении иконописных  ликов. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.

 Наиболее интенсивно  процесс эмансипации протекал  на Севере Русского государства,  в таких городах, как Псков  и Новгород. Их отдаленность от  Византии и их республиканский  образ правления позволили ставить  и решать различные проблемы, в том числе и художественные, более независимо и смело.

 В пределах Московского  княжества интересующий процесс  выработки собственного стиля  написания протекал более медленно. Но, несмотря на давление византийского  наследия, и здесь постепенно  был выработан свой художественный  язык. Особенно четко это прослеживается  с эпохи Андрея Рублева, когда  московская живопись обрела свою  неповторимость и колоритность. С этого момента есть все  основания говорить о древнерусской  иконописи как уже о вполне  сложившейся национальной школе.

 По сравнению с русскими  южные славяне (Киев, Чернигов) находились  в гораздо более трудном положении.  Их близость к Византии, постоянное  изменение политических границ, непрерывный приток византийских  мастеров и византийских икон  препятствовали поиску собственного  стиля в области иконописи.

 Самобытность развития  и становления древнерусского  государства во многом способствовало  со временем выработки собственного  пути развития в иконописи.  Это в некотором плане было  положительно, потому что легче  было найти свой путь в таком  искусстве как иконопись - никто  не мешал становлению и выработке  традиций иконописи. Византийские  мастера приезжали не так часто  и иконы попадали как-то периодически. Поэтому у русских иконописцев  не оставалось другого пути  кроме как создавать свои школы  и начинать новое искусство.

 При слабом развитии  путей сообщения и преобладании  крестьянского населения, отдельные  иконописные школы обычно вели  довольно изолированное существование  и их взаимовлияния происходили  в заторможенной форме. Земли же, расположенные вдалеке от основных водных и торговых артерий страны, развивались с еще большим запозданием. "В них так упорно держались старые, архаические традиции, что связанные с этими областями поздние иконы нередко воспринимаются как весьма древние. Эта неравномерность развития крайне затрудняет датировку икон. Здесь приходится считаться с наличием архаических пережитков, особенно стойких на Севере. Поэтому было бы принципиальной ошибкой выстраивать иконы в один хронологический ряд, основываясь только на степени развитости их стиля. Это возможно, и то лишь с большими оговорками, в применении к иконам Москвы и Новгорода, но уже в гораздо меньшей степени в применении к иконам Пскова, не говоря об иконах дальних северных областей (так называемые северные письма).

 Главными иконописными  школами были Новгород, Псков  и Москва.

Информация о работе Икона и иконопись в русской культуре