Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:21, контрольная работа
В этой работе рассматривается приход иконы в Древнюю Русь, ее зарождение и становление, развитие и значение этого развития для иконописи.
Рассматриваются основные особенности иконописи, техника писания, композиционные элементы. Рассмотрена особая роль иконы, ее художественная и духовная ценность, указаны некоторые отличия иконописи от светской живописи, иконы от картины.
Целью данной работы является приведение иконы под понятие элемента русской культуры.
Введение……………………………………………………………………….. 2
1. История русской иконы………………………………………………… ..5
2. Особенности написания русской иконы………………………………. 14
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы……………………………………......25
Исторически сложилось,
что икона писалась на доске,
как в прочем и церкви
Доски для икон чаще всего изготовлялись из липы и сосны, много реже из ели и кипариса (последний вошел в употребление со второй половины XVII века). Обычно доски давались иконописцу заказчиком, либо сам иконописец поручал их выполнение плотнику. Обилие на Руси дерева позволяло писать иконы большого размера. Тогда из отдельных досок сбивался щит, который укрепляли с тыльной стороны горизонтальными набивными брусьями либо врезными шипами (планки различной формы). К этому прибегали для того, чтобы склеенные доски не расходились и не коробились. Такие крепления, называемые шпонками, в XII-XIII веках делались набивными, с конца XIV века - врезными. На лицевой стороне доски вытесывали небольшое углубление (ковчег) с несколько возвышавшимися краями (поля). Скос между ковчегом и полем называли лузгой, а раскраску краев иконы - опушью. В целях предохранения досок от возможных растрескиваний (вместе с грунтом и живописью) на них наклеивали льняную или пеньковую ткань (ее называли паволока), по которой наносили меловой либо алебастровый грунт (левкас).
После тщательной шлифовки
грунта приступали к
Для изготовления красок
применяли в основном
Одежды он писал
в несколько приемов. По
После завершения работы над пробелкой драпировок и зданий художник приступал к так называемому личному или к написанию свободных от одежды частей фигуры (голова, руки, ноги). "Личное" он выполнял по заранее наложенной красочной подготовке коричневого цвета различных оттенков (санкирь). Обычно санкирем покрывали всю поверхность тела. Но в ранних иконах, до XIV века, санкирем прописывали иногда только затененные части тела, освещенные же части оставляли белыми (цвет грунта). Со второй половины XIV века такой прием уже не встречается. Поверх санкиря прорабатывались детали формы с помощью более светлых красок телесного оттенка (сочетание охр с белилами). Это называлось "охрением ликов". В ранних иконах рядом с охрами фигурируют красные цвета, используемые для румянца и для описи носа, губ, века, глаз. Лица писали двумя способами - путем последовательного наложения мелкими мазками светлых тонов и путем наложения мазков тонким слоем и настолько слитно, чтобы их не было видно. Границы между отдельными красочными слоями затушевывали охрами с целью сделать их совсем незаметными. Этот прием, которым в совершенстве владели Рублев и Дионисий, получил название "писать плавями". Самые выпуклые детали лица подчеркивались бликами из чистых белил (такие блики назывались "отметками", "движками" либо "оживками"). Уже после завершения работы красками, для отделки одеяний и других деталей, нередко употреблялось золото либо серебро, которое приклеивалось к красочному слою осетровым либо. каким-нибудь иным клеем (золотые листки, накладываемые поверх красочного слоя, называли инокопью). Наконец, всю живопись, после ее завершения, сверху прикрывали пленкой из льняного или конопляного масла либо олифы, которые усиливали глубину и звучность цвета. Эту тонкую пленку тщательно растирали ладонью руки, после чего икону ставили лицом к свету на несколько месяцев, пока пленка полностью не просыхала. На этом работа над иконой заканчивалась.
Таким образом, икона
обладает неким слоистым
1. Первый слой - основание.
Основанием служит доска, или
несколько склеенных досок,
2. Далее идет слой клея.
Подготовленная доска
3. Паволока. После проклейки
на доску наклеивается
4. Грунт. Грунт (левкас)
представляет смесь столярного
клея с мелом. Для грунта
используется клей более
5. Позолота. Если икона
должна иметь позолоченный фон,
6. Красочный слой. Или
слой живописи. В иконописи традиционно
используется яичная темпера.
Краски натуральной яичной
7. Защитный слой. После
того как икона написана ее
необходимо предохранить от
Техника иконописи
отличается большой
В этом не только
ее особенность, но и
Древнерусская икона
является совсем особым
Понимание иконы, ее созерцание и предназначение требует особых свойств от иконописца.
Художник иконописец
должен обладать массой
Во-первых, как определил Стоглавый собор, состоявшийся в Москве в 1551 году, "подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не завистливу, не грабителю, не пьянице, наипаче же хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением"[8].
Другими словами, человек,
пишущий Божьи лики должен
быть глубоко верующим и
Во-вторых, необходимо
обладать титаническим
Однако это не значит,
что нечего сказать о личности
и индивидуальности
Заключение
На протяжении всей
истории христианства иконы
Стоит ли говорить
о том, что иконы научились
"творить" и сохранять.
Школы эти на протяжении
столетий разрабатывали и
Сегодня достаточно
пристальное внимание
Таким образом, в
данной работе проведен
Были рассмотрены особенности
иконописной техники на
Обозначена значимость
русской иконы для русской
государственности, для
Ведь икона - это
не только предмет культуры, определенной
исторической эпохи, символ
Список использованной литературы
1.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М., 1993.