Ислам: история возникновения, общая характеристика догматика и культа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 08:25, реферат

Краткое описание

Ислам является одной из мировых религий, и по разным данным, к последователям ислама причисляют себя до двадцати трех процентов людей во всем мире. Ислам возник в седьмом веке н.э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога – Аллаха и подчинение его воле.

Содержание

Введение
Пророк Мухаммед
Ислам после смерти Мухаммеда
Династия Омейядов
Династия Аббасидов
Коран и мусульманские доктрины
Мусульманские доктрины
Шариат – основа мусульманского права
Принципы шариата
Фундаментальные принципы ислама
«Столпы» веры
Основные течения в исламе
Хариджизм
Суннизм
Шиизм
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ислам реферат мой.docx

— 76.37 Кб (Скачать файл)

 

2

Федеральное агентство  по образованию

 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Уральский Федеральный  Университет имени первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина

 

 

Факультет искусствоведения и культурологии

 

Кафедра истории  искусств

 

 

Реферат

по Истории  религий

на тему: Ислам: история возникновения, общая характеристика догматика и культа

 

 

                                                                         Выполнила студентка IV курса

                                                      Заочного отделения

                                                                                  Специальности «Искусствоведение»

                                                              г. Каменска-Уральского

 

                                                               Научный руководитель:

 

 

Содержание

      Введение

Пророк Мухаммед

Ислам после смерти Мухаммеда

Династия Омейядов

Династия Аббасидов

Коран и мусульманские  доктрины

Мусульманские доктрины

Шариат – основа мусульманского права

Принципы шариата

Фундаментальные принципы ислама

«Столпы» веры

Основные течения в  исламе

Хариджизм

Суннизм

Шиизм

      Заключение

      Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ислам является одной из мировых религий, и по разным данным, к последователям ислама причисляют себя до двадцати трех процентов людей  во всем мире. Ислам возник в седьмом  веке н.э. в Аравии, его основателем  считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам»  дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой  этой религии является вера в единого  Бога – Аллаха и подчинение его  воле. Это записано в священной  книге – Коране, переданном людям  через пророка и посланника Аллаха – Мухаммеда. В исламе Мухаммед считается  последним в череде пророков, послания Мухаммеда одновременно подтверждают основные откровения его предшественников и исправляют то, что эти пророки  исказали в ниспосланных Аллахом Писаниях: Ат-Тауре, Забуре, Инджиле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пророк Мухаммед

Мухаммед родился в  пятьсот семидесятом году в Мекке. Его семья была не богатой, но довольно знатной, принадлежала клану Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда Абдаллах умер во время торговой поездки незадолго до его рождения, и мальчик оказался под опекой деда Абд аль-Муталлиба, главы клана Хашим. Климат Мекки считался не благоприятным для маленьких детей, и в шестимесячном возрасте Мухаммеда передали на воспитание кормилице в семью кочевников. Мать Мухаммеда Амина умерла, когда мальчику было шесть лет, а через два года Мухаммед пережил еще одно крупное горе – смерть деда и опекуна Абд аль-Муталлиба. Опекуном мальчика стал Абу Талиб – дядя Мухаммеда и новый глава клана Хашим. Абу Талиб был довольно крупным торговцем того времени, он водил караваны и не редко брал с собой в деловые поездки Мухаммеда. Примерно к дадцати годам Мухаммед начал вести самостоятельную жизнь, без формальной опеки с стороны дяди. К тому времени он уже был сведущ в торговле, умел водить караваны, но не имел достаточно средсв, чтобы вести самостоятельно дела. Поэтому юноша был вынужден наниматься к более зажиточным торговцам. В пятьсот девяносто пятом году Мухаммед стал вести дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлид, которая была настолько покорена его характером, умом и честностью, что предложила жениться на ней. Хадидже было в то время сорок лет, Мухаммеду – двадцать пять. Хадиджа родила Мухаммеду несколько сыновей, скончавшихся в младенчестве, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсумс, Зайнаб и Фатиму. Пока Хадиджа была жива, она скончалась в шестьсот девятнадцатом году, Мухаммед не имел других жен.

Мухаммед был склонен  к уединенным благочестивым размышлениям и часто проводил в одиночестве  по несколько дней, а раз в году – и целый месяц, в пещере на склоне горы Хира, у подножия которой лежит Мекка. По преданию, в шестьсот десятом году, когда мухаммеду исполнилось около сорока лет, ему во сне было видение, и он услышал обращенный к нему призыв: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И господь твой щедрейший, который научил каламом, научил  человека тому, чего он не знал». Это послужило началом целой серии откровений, продолжавшихся до самой смерти Мухаммеда в шестьсот тридцать втором году. Примерно в шестьсот пятидесятом году эти откровения были записаны и собраны воедино в священную книгу мусульман – Коран.

Первоначально Мухаммед испугался  начавшихся откровений и сомневался в их происхождений, думая, что им овладели джинны, однако жена Мухаммеда  Хадиджа помогла мужу справиться с сомнениями и убедила его, что безымянный призрак был ангелом Джибраилом, а его видения исходили от Бога. Мухаммед уверился, что избран Богом в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям его слово. Первые откровения провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, убеждали в неотвратимости Судного дня, предупреждали о грядущем воскресении мертвых и наказании в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Поначалу соплеменники воспринимали проповедь Мухаммеда с насмешкой, но постепенно вокруг него образовалась постоянная группа сторонников, признававших в нем пророка и внимательно слушавших его откровения. Мекканская верхушка почувствовала опасность этих проповедей, грозивших уничтожить одну из основ мекканской торговли – культ аравийских божеств, и начала притеснять последователей Мухаммеда – мусульман. Сам Мухаммед находился под защитой своего клана и его главы – дяди Абу Талиба, который, хотя не принял ислам, считал своей обязанностью защищать члена своего рода. Примерно в шестьсот девятнадцатом году умерли жена Мухаммеда Хадиджа и Абу Талиб, главой клана Хашимов стал Абу Лахаб, который отказал Мухаммеду в покровительстве.

Мухаммед стал искать сторонников  не в Мекки. Он обращался с проповедью к торговцам, приезжавшим в город по делам, пытался проповедовать в других городах и становился все более известным. Примерно в шестьсот двадцать первом году группа жителей крупного оазиса Йасриб, расположенного примерно  в четырехсот километрах к северу от Мекки, пригласила Мухаммеда выступать в качестве третейского судьи в их затянувшемся и запутанном межклановом конфликте. Они согласились принять Мухаммеда пророком Аллаха и передать ему в руки управление своим городом. Сначала в Йасриб переселились большинство мекканских мусульман, а сам Мухаммед прибыл в сентябре шестьсот двадцать второго года. С первого месяца – мухаррам этого года по лунному календарю мусульмане стали отсчитывать годы новой эры по хиджре (переселению), то есть п году переселения Мухаммеда из Мекки в Йасриб, который стал называться Мединат ан-наби (город пророка), или просто аль-Мадина (Медина)-Город.

Мухаммед постепенно превращался  из простого проповедника в политического  лидера общины (уммы). Главной его опорой были пришедшие с ним из Мекки мусульмане – мухаджиры и мединские мусульмане – ансары. В Медине был построен дом Мухаммеда, около него воздвигнута первая мечеть, установлены основы мусульманского ритуала  - правила молитвы, омовения, поста и т.д. В откровениях, которые посещали Мухаммеда, подробно разъяснялись правила жизни общины: принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания, провозглашались запреты на ростовщичество азартные игры, вино, употребление в пищу свинины.

Мухаммед поначалу надеялся найти поддержку у иудеев Медины и даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим, однако они отказались признать в Мухаммеде пророка и даже вступили в контакт с мекканцами – врагами Мухаммеда. Ответом на это был постепенный разрыв. Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама и его самостоятельности как отдельной религии. Иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день для общей молитвы – пятница, главной святыни ислама провозглашается мекканская Кааба, которая становится киблой.

Одной из главных религиозных  и политических задач Мухаммеда  стало освобождение Мекки от господства многобожников и очищение Каабы от языческих идолов и ритуалов. К борьбе с неверующими мекканцами Мухаммед стал готовиться с самого начала жизни в Медине. В шестьсот двадцать третьем году начинаются нападения мусульман на мекканские торговые караваны. В шестьсот двадцать четвертом году при Бадре небольшой мусульманский отряд, возглавляемый Мухаммед, одерживает победу над мекканским ополчением, несмотря на численное превосходство мекканцев. Эта победа была воспринята как доказательство того, что Аллах на стороне мусульман. В ответ мукканцы в шестьсот двадцать пятом году подошли е Медине, и около горы Ухуд состоялось сражение, в котором мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. Военное поражение было связано и с внутренними сложностями в лагере мусульман. Часть мединцев, первоначально охотно принявшая ислам, была не довольна единовластием Мухаммеда и поддерживала тесные связи с мекканцами. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране по именем «лицемеры».

В течение нескольких лет  Мухаммед собирал силы для решительной  борьбы с Меккой, укрепляя свое положение  в Медине и обеспечивая себе поддержку  многих ключевых племен. В шестьсот двадцать восьмом году большое войско двинулось в сторону Мекки и остановилось неподалеку – в месте, называемом Худайбийа. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились заключением соглашения о перемирии, согласно которому Мухаммед обязался прекратить наступление и отказаться от боевых действий против Мекки. За это мекканцы давали мусульманам возможность совершить паломничество к Каабе. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество.

Тем временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны богатые оазисы, лежавшие к северу от Медины, все новые и новые кочевые племена становились союзниками Мухаммеда. В этих условиях продолжались тайные переговоры Мухаммеда с мекканцами, многие из которых открыто или тайно принимали ислам. В начале шестьсот тридцатого года мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку. Мухаммед даровал прощение многим бывшим врагам, совершил поклонение Каабе и очистил ее от языческих идолов.

Однако Мухаммед не вернулся жить в Мекку и лишь однажды, в  шестьсот тридцать втором году, совершил одно паломничество в Мекку. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммеда в себе и подняла его религиозный  и политический авторитет в Аравии. В Мекку приехали вожди разных кланов и мелкие правители, чтобы  договориться о союзе; многие из них  выразили готовность принять ислам. В шестьсот тридцать первом – тридцать втором гг. значительная часть Аравийского полуострова в большей или меньшей степени оказывается включенной в политическое образование, возглавляемое Мухаммедом.

В последние годы жизни  Мухаммед готовил военную экспедицию против Сирии с целью распространения  власти ислама на север. В июне шестьсот тридцать второго года Мухаммед после  непродолжительной болезни неожиданно скончался. Похоронен он в главной  мечети Медины.

 

 

 

Ислам после смерти Мухаммеда

Мухаммед не оставил указаний по поводу преемника, и после его  смерти борьба за власть расколола  мусульманскую общину. За право выдвижения на пост халифа, заместителя посланника Аллаха и главы общины, соперничали  разные политические группировки. Первым халифом стал один из ближайших соратников Мухаммеда – Абу Бакр ас-Сиддик, которого уже заболевший Мухаммед назначил руководить молитвой.

После смерти Мухаммеда многие племена почти по всей Аравии отреклись  от ислама, и первому халифу Абу Бакру пришлось вновь обращать их в мусульманскую веру. Перед смертью в шестьсот тридцать четвертом году, Абу Бакр успел назвать имя своего преемника – Омара ибн аль-Хаттаба аль-Фарука кторый, как и Абу Бакр, тоже был зятем и сподвижником пророка, и община единодушно присягнула новому халифу. За десять лет его правления мусульманское государство расширило свои владения, присоединив Египет, Сирию, Палестину и западную часть Ирана. В Иерусалиме в шестьсот тридцать восьмом халиф Омар подписал с христианами Иерусалима договор, текст которого был канонизирован в начале двенадцатого века. Согласно канонизированному тексту, договор обязывал иноверцев соблюдать шесть условий, а именно: не хулить Коран, не возводить клевету на посланника Аллаха, не поносить мусульманскую религию, не прелюбодействовать, не вступать в брак с мусульманками, не склонять мусульман к обращению в свою веру и не оказывать никакой помощи врагам ислама. Иноверцам также рекомендовалось носить отличительные знаки на одежде, не строить дома выше мусульманских, не бить в била, не читать громко свои молитвы и священные книги при мусульманах, не распивать публично опьяняющие напитки, не держать на виду кресты и свиней, хоронить своих покойников тихо и незаметно и соблюдать некоторые другие ограничения.

Омар ввел исчисление новой  эры по хиджре, с его именем связано  также установление ряда религиозно-правовых предписаний: ежегодное паломничество, наказание бичеванием, побиение камнями за прелюбодеяние и др. Халиф умер седьмого ноября шестьсот сорок четвертого года от ран, нанесенных ему в мединской мечети персидским рабом. Перед смертью он назначил совет – шура, из шести старейших сподвижников Мухаммеда для избрания нового халифа.

Совет остановил свой выбор  на Османе ибн Аффане, также одном из первых последователей Мухаммеда, зяте и тесте пророка. В правление Османа арабы завоевали государства Сасанидов и укрепили свое положение в Северной Африке вплоть до Туниса и Закавказья. По поручению Османа был составлен сводный единый текст Корана.

Информация о работе Ислам: история возникновения, общая характеристика догматика и культа