Ислам: история возникновения, общая характеристика догматика и культа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 08:25, реферат

Краткое описание

Ислам является одной из мировых религий, и по разным данным, к последователям ислама причисляют себя до двадцати трех процентов людей во всем мире. Ислам возник в седьмом веке н.э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога – Аллаха и подчинение его воле.

Содержание

Введение
Пророк Мухаммед
Ислам после смерти Мухаммеда
Династия Омейядов
Династия Аббасидов
Коран и мусульманские доктрины
Мусульманские доктрины
Шариат – основа мусульманского права
Принципы шариата
Фундаментальные принципы ислама
«Столпы» веры
Основные течения в исламе
Хариджизм
Суннизм
Шиизм
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ислам реферат мой.docx

— 76.37 Кб (Скачать файл)

Салат – перс. Намаз –  каноническая молитва. Основой салата является ракат – цикл молитвенных поз, которые сопровождаются произнесением молитвенных формул, следующих друг за другом в сторого определенном порядке. Ежедневный молитвенный цикл состоит из пяти обязательных молитв: на рассвете, в полдень, перед наступлением вечера, на закате и с наступлением ночи. При необходимости можно объединить две первые молитвы и две последние. Нельзя молиться точно в полдень, в моменты восхода и захода солнца. Кроме этих молитв можно совершить любое число дополнительных молитв, ночная молитва считается проявлением особого благочестия.

Перед молитвой раздается  азан – призыв на молитву, который провозглашает муэдзин или сам имам с минарета или непосредственно от мечети, если минарета нет. При этом возвещающий азан должен повернуться лицом в сторону Мекки и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. После азана непосредственно перед началом молитвы следует второй призыв – икама, состоящих из тех же формул.

Закат – ежегодный налог  в пользу нуждающихся мусульман. Считается, что уплата заката «очищает», то есть делает безгрешным пользование  богатством, с которого он уплачен. Закат платится только взрослым дееспособными мусульманами с посевов, скота, денег и товаров. Сумма налога варьировалась в зависимости от обстоятельств. Так, налог с посевови фруктов составлял десять процентов урожая, если земля орошалась дождем, и пять процентов – при искусственном орошении. Закат собирался прежде всего в пользу бедных, он в Коране упоминаются и другие возможные цели: выкуп пленных мусульманских воинов, джихад, оплата труда сборщиков налога и другое.

Пост – саум в месяц рамадан был установлен Мухаммедом в шестьсот двадцать четвертом году, через семнадцать – восемнадцать месяцев после хиджры. Мусульманский пост заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, питья, курения, исполнения супружеских обязанностей и прочего, то есть всего, что отвлекает от благочестия. С наступлением темноты запреты снимаются, однако рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в размышлениях, беседах, чтении, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню и т.п. Поститься обязаны все взрослые мусульмане в течение всего месяца рамадан. От поста освобождаются только те, кто не может соблюдать по каким-либо обстоятельствам: дальняя поездка, пребывание в чужой стране, война, плен, болезнь и т.п., кто не может отвечать за свои поступки – невменяемые и эпилептики, а так же престарелые люди, беременные и кормящие женщины и все те, кому пост может принести какой-либо вред. К посту не допускаются также, те кто находится в состоянии ритуальной нечистоты: женщины во время менструации, преступники, не отбывшие наказания и другие.

Хадж, или паломничество  в Мекку, обязателен хотябы раз в жизни для всех мусульман, которые в состоянии его совершить. Тот, кто не способен совершить паломничество, может послать вместо себя «заместителя». Хадж совершается в месяц зу-ль-хидджа – последний месяц мусульманского лунного года – и состоит из серии обрядов. Паломники прибывают в Мекку к седьмому зу-ль-хидджа. Они проходят очистительный обряд принятия ихрама, выполняя ряд очистительных действий: омовение, обрезание волос и ногтей.В состоянии ритуальной чистоты паломник надевает специальное одеяние, также называемое ихрамом, состоящее из двух кусков несшитой белой материи; один оборачивают вокруг бедер, а другой набрасывают на плечи. Голова у мужчин остается не покрытой, а для женщин обязательно покрывало, на ноги надеваются сандалии. Вступление в состояние ихрама знаменуется произнесением особого обращения к Аллаху: «Вот я перед тобой! Нет у тебя сотоварища! Вот я перед тобой! Воистину, хвала тебе, милость и могущество! Нет у тебя сотоварища!» Произнесение этой формулы обязательно при в ступлении в Мекку и посещении всех главных святынь паломничества. Совершивший хадж получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные течения  в исламе

Пророку Мухаммеду приписываются  такие слова: «Иудеи раскололись  на семьдесят одну секту, назреяне раскололись на семьдесят две секты. Расколется и моя община – на семьдесят три секты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хариджизм

Самая ранняя в истории  ислама религиозно-политическая группировка  хариджитов образовалась в ходе борьбы за власть в Халифате между сторонниками Али и Муавии. Хариджиты считали несправедливой наследственную власть в халифате, поскольку она закрепляет неравенство в мусульманской общине и выдвигает халифа не по личным достоинствам, а по кровному родству; поэтому глава государства и он же духовный руководитель – имам должен избираться самими мусульманами. Верховный пост халифа вправе занять каждый мусульманин, независимо от его происхождения и цвета кожи. Ни он сам, ни его власть не имеют священного статуса; община его выбирает, община же может его сместить, а если избранный халиф окажется недостойным доверия, станет тираном или предаст интересы общины ради своих личных интересов, то он может быть предан суду или даже казнен.

В вопросах религии хариджиты были поборниками «чистоты» ислама и отличались строгим исполнением религиозных предписаний. Исходя из положения, что истинная вера определяется действием, хариджиты считали, что совершившие «тяжкие» грехи и искренне не раскаявшиеся в этом становятся вероотступниками, с которыми необходимо вести «священную войну». Одно лишь заверение «Нет ни какого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед посланник Аллаха» не делает человека мусульманином, если его вера не сопровождается праведными делами. Убийство вероотступников было религиозным принципом хариджитов, а джихад – борьба в защиту и за распространение ислама считался одгим из столпов веры.

Хариджиты участвовали во многих крупных восстаниях и мятежах, потрясавших Халифат, и своим фанатизмом непримиримостью вызывали беспощадное отношение к себе со стороны халифской власти, в результате чего движение было почти уничтожено к концу девятого века. В настоящее время члены ибадитской общины существует в Омане, Северной и Восточной Африке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суннизм

Последователи наиболее многочисленного  течения ислама сунниты не имеют  общепризнанного обязательного  свода догматов. Суннизм как определенное течение оформился в десятом  – одиннадцатом веках в борьбе с шиизмом и в противопоставлении ему, однако до сих пор этот термин имеет значительно менее четкое содержание, чем шиизм.

Сунна – пример жизни  Мухаммеда, зафиксированный в хадисах  – преданиях о его поступках  и высказываниях, является образцом для жизни мусульманской общины. Поскольку ислам признает непосредственное общение пророка с аллахом, то и собственные высказывания Мухаммеда  считают боговдохновленными. Поэтому сунна вместе с Кораном воспринимается мусульманами как богоданная основа ислама, указание правил жизни мусульманского общества. Шииты тоже почитают сунну, но имеют свои сборники сведений о Мухаммеде – ахбары, так как считают, что сунниты исказили в своих сборниках все, что подтверждало основную роль Али в мусульманской общине.

Вторая важная концепция  суннизма – согласное мнение общины.  После смерти Мухаммеда прямой «контакт»  общины с Аллахом прекратился, и  ее жизнь должна основываться на строгом  исполнении заветов Корана и сунны, правильное толкование которых обеспечивается согласным мнением общины, представленной ее наиболее авторитетными учеными-бословами – иджма.

Сунниты считают, что политическая и духовная власть должна принадлежать халифу – Человеку, избираемому  общиной и наиболее подходящему  по личным качествам и знаниям  для претворения в жизнь заветов  Корана. Шииты же считают, что родство  с пророком дает членам рода Али  «божью благодать», и только они  могут управлять мусульманами.

Основными формальными признаками принадлежности у суннизму обычно считаются:

  1. Признание законности четырех первых халифов – Абу Бакра, Омара, Османа и Али.
  2. Призвание достоверности шести сводов хадисов, оставленных Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи.
  3. Принадлежность к одной из четырех богословского-правовых школ: маликиты, ханафиты, ханбалиты, шафииты

В настоящее время сунниты  составляют большинство мусульманского населения всех государств исламского мира, кроме Ирана и Ирака, где  они уступают по численности шиитам.

 

 

 

 

Шиизм

Шииты – последователи  второго, по числу приверженцев, направления  в исламе. Признают единственно законными  наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда только четвертого халифа Али и его потомков. Вскоре после смерти Мухаммеда в шестьсот тридцать втором году часть его сподвижников выступила за Али и за сохранение верховной власти в «семье пророка», считая присягу Абу Бакру незаконной. В ходе борьбы за власть в начале второй половине седьмого века образовалась религиозно-политическая группировка – шиа, сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка.

После убийства Али его  приверженцы – шииты – стали  вести борьбу за возвращение верховной  власти имамата в «семью пророка», под которой они подразумевали  исключительно Алидов, то есть потомков Али. Первоначально большая часть шиитов считала, что право Алидов на имамат основывается на родстве Али с пророком и его личных качествах. Однако еще при жизни Али некоторые его приверженцы начали проповедовать «божественность «имамата», утверждая, что пророк непосредственным распоряжением избирал Али своим духовным преемников – васи.

В противоположность суннитам и хариджитам, провозглашавшим выборность главы общины, шииты, исходя из божественной природы верховной власти и рассматривая ее как таинственную эманацию «божественной благодати» в роду Али, принципиально отвергали саму возможность избрания имама. Опираясь на многочисленные предания и аллегорическое толкование отдельных мест в Коране, согласно которым пророк, как считали шииты, определенно указал на Али как на своего преемника и оставил ему духовное завещание, они отстаивали принцип наследственной верховной власти в роду Али и передачи ее от отца к сыну.

Шииты на протяжении все  истории ислама вели борьбу за возращение власти потомкам  Али. Наиболее успешно  эту борьбу вели зайдиты и исламиты, которым удавалось в разных концах мусульманского мира – Табаристан, Йемен, Египет создавать алидские государства.

Согласно шиитской доктрине, имам исполняет три функции:

  1. Правителя исламской общины, преемника пророка в устроении людских дел.
  2. Толкователя религиозных знаний и права, конечного авторитета  в толковании Корана и преданий.
  3. Высшего духовного авторитета, ведущего людей к пониманию скрытого смысла вещей.

Власть имама, таким образом, распространяется не только на мирскую  и духовную жизнь людей, но и на невидимый мир. Имам не нуждается в каком-либо дополнительном источнике власти, каким для суннитов стало иджма – формальное выражение коллективной воли общины. Исходя из божественной природы верховной власти, шииты с самого начала рассматривали своих имамов как единственно законных  и полномочных представителей Аллаха на земле. Шиитские имамы – это наместники Аллаха, «врата», через которые можно приблизиться к Богу, наследники пророческих знаний.

Шииты признают двенадцать таких имамов, последний из которых  таинственно «исчез» в девятом веке – Мухаммед. Исчезнувший имам был провозглашен «скрытым», но продолжающим руководить общиной через своих посредников – муджтахидов, которые считаются в шиитском исламе высшими духовными авторитетами, призванными на период «сокрытия» имама вести общину верным путем.

В настоящее время шиитские общины существуют практически во всех мусульманских странах. Шиитского  ислама придерживается абсолютное большинство  населения Ирана, более полвины  населения Ирака, значительная часть  населения Йемена и Бахрейна.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В исламе также существует еще несколько течений, такие как друзы, ахмадия, ваххабизм и суфизм и все они имеют веру в одно бога  - Аллаха. 

 В предании о пророке Мухаммеде, о его ночной поездке в Иерусалим рассказывается между прочим, как в "доме поклонения" пророку после молитвы были предложены три чаши: одна с медом, другая с вином и третья с молоком, и он выбрал из них последнюю.

Между языческой чувственностью - мед и христианской духовностью – вино, ислам в самом деле есть здоровье и трезвое молоко: своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы, призванные к историческому действию, но еще не постигшие высших идеалов человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Кузьмина В.Е.. Все религии мира. - В84 М.: АСТ; СПБ.: Сова, 2007.-351с.

2. Ким Г.Ф. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики., Москва. Наука. 1985.


Информация о работе Ислам: история возникновения, общая характеристика догматика и культа