Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 08:25, реферат
Ислам является одной из мировых религий, и по разным данным, к последователям ислама причисляют себя до двадцати трех процентов людей во всем мире. Ислам возник в седьмом веке н.э. в Аравии, его основателем считается пророк Мухаммед. В переводе с арабского языка термин «ислам» дословно означает «покорность, предание себя Богу». Фундаментальной основой этой религии является вера в единого Бога – Аллаха и подчинение его воле.
Введение
Пророк Мухаммед
Ислам после смерти Мухаммеда
Династия Омейядов
Династия Аббасидов
Коран и мусульманские доктрины
Мусульманские доктрины
Шариат – основа мусульманского права
Принципы шариата
Фундаментальные принципы ислама
«Столпы» веры
Основные течения в исламе
Хариджизм
Суннизм
Шиизм
Заключение
Список используемой литературы
Стремление Османа усилить контроль за провинциями – Ирак, Египет, выдвижение родственников халифа на ключевые посты, их чрезмерное обогащение вызывали упреки и недовольство. В начале мая шестьсот пятьдесят шестого года в Медину прибыла делегация египтян, недовольных его правлением. Осман пообещал удовлетворить их требования, но затем послал наместнику письмо с приказом казнить смутьянов. Письмо было перехвачено, египтяне вернулись и с помощью других недовольных осадили дом Османа. Семнадцатого июня бунтовщики, возглавляемые Абдаллахом, сыном первого праведного халифа Абу Бакра, ворвались в дом Османа и убили его.
По предложению египтян новым халифом был избран Али ибн Абу Талиб – двоюродный брат Мухаммеда, зять пророка, женатый на его дочери Фатиме. Избрание Али халифом поддержали многие мусульмане, однако далеко не все согласились с этим решением. Наместник Сирии, родственник убитого халифа, Муавия обвинил Али в причастности к убийству Османа.
Борьба между Али и Муавией приняла затяжной характер. Перенеся свою резиденцию в Куфу (Ирак) Али начал войну с сирийцами. В июле шестьсот пятьдесят седьмого года при Сиффине, на правом берегу реки Ефрат, между ариями Али и Муавии произошло крупное сражение.разбив и потеснив войско Муавии, Али, однако не сумел воспользоваться этой победой. Приостановив сражение и согласившись на третейский суд, к которому призывали сирийцы, прикрепившие к своим копьям свитки Корана, Али не только упустил победу, но и лишился поддержки значительной части своих войнов. Разочаровавшись в Али как в вожде и объявив его согласие на третейский суд не совместимым с духом ислама, двенадцать тысяч воинов покинули его лагерь и ушли в Нахраван. Так произошел раскол среди сторонников Али и выделение из числа его сторонников новой религиозно-политической группировки – хариджитов, которые повели активную борьбу не только против Муавии, принявшему в шестьсот шестидесятом году титул халифа, но против Али. Девятнадцатого шестьдесят первого года при выходе из мечети города Куфы Али был смертельно ранен хариджитом Ибн Мульджамом и через два дня скончался.
Мусульмане-сунниты считают первых четырех халифов, выбранных из числа ближайших сподвижников Мухаммеда, праведными халифами, их образ жизни и поступки служат примером для подражания. Сторонников Али, считавших трех халифов узурпаторами, лишившими власти единственного законного и праведного халифа – Али; стали называть шиитами. Хотя конфликт между двумя группировками носил прежде всего политический характер, обусловленный проблемой власти, с временем появились и значительные теологические разногласия.
Династия Омейядов
После убийства Али шииты провозгласили новым халифом его старшего сына Хасана, однако после переговоров с Муавией Хасан отказался от притязаний на верховную власть в обмен на огромную денежную компенсацию и большой пожизненный пенсион. Муавия ибн Абу Суфйан, принадлежавший к знатному курейшитскому роду Омейядов, быстро распространил свою власть на весь Халифат. Как халиф, Муавийа отличался щедростью и снисходительности к врагам, он покровительствовал поэтам и ученым. Столица Халифата была перенесена в Дамаск, а сын Муфвийи Йазид был объявлен официальным преемником, что означало введение принципа династического наследования верховной власти.
После смерти халифа Муавийи в шестьсот восьмидесятом году шииты объявили Хусайна, младшего сына Али, своим третьим халифом, но на пути из Мекки в Куфу малочисленный отряд Хусайна был остановлен омейядским войском, и десятого октября шестьсот восьмидесятого года Хусайн пал в бою, получив десятки колотых и рубленных ран. Халиф Йазид публично выразил огорчение по поводу гибели внука пророка. Хусайн был объявлен «величайшим мучкником», а город Кербел, возникший позднее на месте его гибели, превратился в одну из главных шиитских святынь.
Муавийа и другие омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них исламу покорилась вся Северная Африка,большая часть Пиренейского полуострова, Средняя Азия; они вели длительную но безуспешную войну против Визхантии, несколько раз осаждали Константинополь. Завоеванные территории простирались от границ Китая до Атлантического океана. При Омейядах в государственных учреждениях греческий и другие языки были заменены на арабский. Возникла мусульманская культура с ее самобытным зодчеством, декоративным искусством, развивалась исламская наука.
Однако халифы из рода Омейядов постепенно сталкивались с враждебностью со стороны мекканских мусульман, которые упрекали их в том, что они нарушали заповеди пророка и занимались преимущественно земными делами. Особенно сильным было возрастающее противостояние со стороны шиитов и хариджитов. В результате восстания семьсот сорок седьмом – семьсот пятидесятых годов под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты, и к власти пришли приишли Аббасиды – прямые потомки Аббаса бин Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Одному из немногих уцелевших представителей рода Омейядов Абдаррахману удалось добраться до Испании и основать там в семьсот пятьдесят шестом году Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.
Династия Аббасидов
Первым аббасидским халифом стал Абу-аль-Аббас ас-Саффах. Важнейшим следствием государственного переворота и смены власти была утрата арабами привилегированного положения и монополии на власть, уравнение в правах мусульман разного этнического происхождения. Главной опорой Аббасидов стала знать Ирана и Средней Азии, что привело к усилению иранского элемента в политической и духовной жизни Халифата. Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства стал город Багдад, основанный в семьсот шестьдесят втором году халифом аль-Мансуром. Поэтому государство Аббасидов иногда называют также Багдадским халифатом. Наибольшего могущества Халифат Аббаситов достиг при халифах аль-Мансуре правил в 754-775 гг.), аль-Мадхи (775-785 гг.), Харуне ар-Рашиде (786-809 гг.) и аль-Мамуне ( 813-833 гг.). Багдад стал центром активной интеллектуальной жизни. Триста лет, из более чем пятивековой истории Аббасидской державы с семьсот сорок девятого по тысяча двести пятьдесят восьмой год, были ознаменованы расцветом мусульманской культуры и науки, экономическим подъемом.
Но в конце восьмого века от Аббасидского халифата начали отпадать отдельные области например Марокко. В девятом веке процесс распада государства Аббасидов усилился: на территории Ирана, Средней Азии, Закавказья, Египта стали образовываться самостоятельные государства, в которых правили местные династии.
История Багдадского халифата заканчивается падением Багдада в тысяча двести пятьдесят восьмом году, когда последний аббасидский халиф был казнен монголами. Мамлюкские правители Египта и Сирии поспешили восстановить халифат в тысяча двести шестьдесят первом году, сделав своим халифом аль-Мустансира, спасшегося от преследований. В тысяча пятьсот семнадцатом году, после завоевания Египта турками, его потомок был перевезен в Стамбул, где, согласно оманской официальной традиции, последний Аббасид передал свои права турецкому султану Селиму Грозному., который правил в тысяча пятьсот двенадцатом – двадцатом годах. В тысяча девятьсот двадцать четвертом году институт халифата, духовного центра всех суннитов, был официально упразднен первым президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком.
Коран и мусульманские доктрины
Коран – чтение вслух, наизусть.
Главная священная книга
При жизни Мухаммеда текст Корана передавался главным образом по памяти. Считается, что первые записи полного текста Корана появились в кругу ближайших соратников Мухаммеда после его смерти в шестьсот тридцать втором году и несколько отличались друг от друга количеством и порядком расположения откровениям, названиями некоторых сур, написанием ряда слов и др. Сводный текст Корана, составленный в шестьсот пятидесятом – шестьсот пятьдесят шестом годах по приказу третьего халифа Османа, постепенно вытеснил другие записи и впоследствии был признан каноническим. Он был создан на основе одной из прежних версий с учетом других записей и свидетельств людей, знавших проповеди Мухаммеда наизусть. Все остальные варианты Корана были уничтожены, и об их содержании сохранились лишь обрывочные сведения. По преданию, когда мятежники ворвались в дом Османа, чтобы убить его, он был занят чтением первого списка канонического Корана, и кровь убитого халифа оросила самый древний экземпляр Корана. Такие «Кораны Османа» как величайшая реликвия хранились во многих мечетях. Один из манускриптов «Корана Османа» был в тысяча девятьсот семнадцатом году изъят из Публичной библиотеки в Петрограде и передан Краевому мусульманскому съезду Петроградского национального округа. В настоящее время он хранится в Управлении по делам мусульман Республики Узбекистан.
В процессе развития арабского письма, вызванного также необходимостью однозначного понимания текста, внешняя форма Корана претерпевала дальнейшие изменения. В конце девятого века в коранический текст были введены диакритические знаки. Окончательно орфография, структура текста и правила чтения были канонизированы каирским изданием Корана в тысяча девятьсот девятнадцатого, тысяча девятьсот двадцать третьего и тысяча девятьсот двадцать восьмого годах.
Существующий текст Корана состоит из ста четырнадцати сур разной величины. Суры состоят из аятов – ритмически завершенных фраз, наименьших единиц коранического текста. Коран открывает короткая сура Фатиха, после которой следуют остальные суры, расположенные в порядке убывания их длины, от двухсот восьмидесяти шести до трез аятов. Все суры принято делить на мекканские – девяносто сур, датируемые шестьсот десятого – шестьсот двадцать второго годах, и на мединские – двадцать четыре суры, которые в большинстве своем длиннее мекканских, относящиеся к шестьсот двадцать второго – тридцать второго годы.
Большая часть текста Корана представляет собой полемику в форме диалога между Аллахом, «говорящим» от первого или третьего лица, либо через посредников, но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка. Или же – обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к последователям Мухаммеда. Аллах в Корне – первопричина жизни и творец мироздания. Поэтому многобожие безусловно осуждается, наказание за него – страдания как в земной жизни, так и в будущей. Значительную часть содержания Корана составляют предупреждения о Судном дне, описания ада и рая, поучительные рассказы о наказании народов, отвергнувших пророков, назидательные истории, восходящие к иудео-христианским преданиям и аравийскому фольклору. Коран запечатлел также борьбу Мухаммеда с язычеством и язычниками, полемику с иудаизмом и христианством. Большое место в Коране занимают религиозно-правовые предписания, определяющие образ и поведение мусульман и правила отправления культа.
В соответствии с исламской
традицией только Коран на арабском
языке считается настоящим
Первый европейский перевод Корана вышел в свет в тысяча пятьсот сорок третьем году а Базеле. Это был перевод на латинский язык, выполненный еще в двенадцатом веке по заказу Петра Достопочтенного – аббата французского монастыря. Первый перевод Корана на русский язык был выполнен в тысяча семьсот шестнадцатом году П.В. Постниковым по поручению Петра Первого. Этот перевод был основан на французском переводе Андре Дю Рие, который послужил основой еще для двух русских переводов, появившихся в восемнадцатом веке. С арабского языка Коран переводили Д.Н. Богуславский в тысяча восемьсот семьдесят первом году, но текст не был опубликован, Г.С. Сабруков в тысяча восемьсот семьдесят восьмом году, А.Е. Крымский в тысяча девятьсот пятом году. В тысяча девятьсот шестьдесят третьем году вышел в свет перевод И.Ю. Крачковского, который считается в настоящее время наиболее точным.
Мусульманские доктрины
Бог
Аллах – это единый и единственный Бог, творец мира и господин Судного дня. Мухаммед – посланник Бога. Кратчайший символ веры в исламе гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха!» В Корне постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии Аллаха. Ему подчинено и повинуется все в мире, ни что не может совершиться без его воли и его знания об этом. Он властвует над людьми и опекает свои творения. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ, люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчинить себя ему, быть покорными, богобоязненными, благочестивыми, во всем верить Аллаху и полагаться на его волю и милость.
Много раз в Коране рассказывается о конкретных проявлении о единственности и величиях Аллаха, он – творец, сотворивший все, что существует в мире, в том числе человека.
Аллах творит вещи своим приказом, он единственный царь (малик) и судья (хакам) для людей, он воздает людям за их добрые и греховные поступки. Один из излюбленных сюжетов в Коране – наказание, которое Аллах обрушивал на народы, которые не хотели слушать его посланников и вели себя неблагочестиво. Аллах время от времени избирает из народа своих пророков и посланников, призванных донести слово Аллаха людям. Последним таким посланником провозглашен Мухаммед.
В угодное для себя время
Аллах уничтожит все
Информация о работе Ислам: история возникновения, общая характеристика догматика и культа