Религии в Древней Месопотамии. История развития, основные направления и догматика протестантизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:46, реферат

Краткое описание

Религиозные представления жителей Древнего Двуречья являли собой довольно сложную, многослойную систему верований и культов. Это было связано с наличием большого количества самостоятельных религиозных центров, каждый из которых был посвящен своему местному божеству или нескольким божествам.

Содержание

1. Религия Древней Месопотамии. Происхождение и развитие
2. Пантеон. . . . . . . . . . . .
3. Мифология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Представление о загробной жизни . . . . . . . . . . . . . . .
5. Культ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Праздники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7. Жречество. . . . . . . . . . . .
8. Возникновение протестантизма. Реформация . . . . . . . .
9. Особенности протестантского вероучения, организации и культа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10. Основные направления протестантизма . . . . . . . . . . .
11.
12.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Религия.docx

— 53.49 Кб (Скачать файл)

Протестантская  концепция избранности к спасению отдельных людей, в индивидуальном порядке осознающих собственную  судьбу, освятила авторитетом Бога частнопредпринимательскую деятельность, которая в ту пору была лишена официальной  санкции.

Протестантизм выступает с самого начала за упрощение  и удешевление культа, отвергает  молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и  других реликвий. В отличие от католического  и православного учения о таинствах, протестанты рассматривают их как  символы или обряды, назначение которых - напомнить об Иисусе Христе и спасении рода человеческого. На передний план в богослужении выдвигается проповедь.

Культовые нововведения протестантизма шли в основном по линии "удешевления" церкви и церковного ритуала, хотя их мотивировка, как правило, была связана с догматическими принципами, противопоставлявшимися католицизму.

Среди разных ответвлений протестантизма не было единства в некоторых вопросах, связанных  с культом, с внешней обстановкой  в церкви и т.д. Лютеране, например, сохранили в своих церквах  распятие, алтарь, свечи, органную музыку, кальвинисты же от всего этого  отказались.

Месса, как раз и навсегда установленная  совокупность ритуальных церемоний  с закрепленными стандартными молитвенными формулами на латинском языке, была отвергнута протестантами почти  всех направлений. Богослужение стало  вестись ими на народных языках, оно состояло из проповеди, пения  молитвенных гимнов и чтения тех  или иных глав Библии, преимущественно  из Нового Завета. Библия переводилась на народные языки, и ее регулярное чтение вошло в быт каждого  набожного протестанта. В библейском каноне протестантизм произвел некоторые  изменения и не признал части  книг Ветхого Завета.

Наиболее  важные обряды, считавшиеся в католицизме  ядром богослужения - таинства, подверглись  в протестантизме решительному пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств  лишь два - крещение и причащение, кальвинизм - лишь одно крещение. При этом трактовка  таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме было приглушено. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения. Оно заняло среднюю позицию между католицизмом, с одной стороны, и кальвинизмом - с другой, в решении вопроса о том, происходит ли при совершении обряда чудо превращения хлеба и вина в плоть и кровь Спасителя. Что касается крещения, то протестантизм не принял позицию анабаптистов, оставив в силе крещение младенцев. В виде компромисса он ввел "второе крещение" - конфирмацию подростков. Хотя надо отметить, что ряд наиболее поздних протестантских церквей признает только крещение взрослых.

Особое значение имел отказ протестантизма от таинства священства. Исходя из положения о  ненужности посредников между Богом  и людьми, протестантизм отвергает  деление общества на духовенство  и мирян, следствием чего является и  отказ от того таинства, которым  духовенство возводилось в положение  особого общественного слоя. Учение о том, что любой человек может  непосредственно общаться с Богом, давало основание к утверждению "всеобщего священства". Каждый мирянин может быть выбран своей  общиной на должность пастора  и отправлять эту должность до тех пор, пока община будет считать  его достойным ее. Обычно прихожане  на молитвенном собрании выбирают пресвитера.

В организационной  структуре протестантских церквей  выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, новых духовных запросов личности, освобождающейся  от сословно-корпоративных пут, всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы.

Многие протестанты соблюдают  наиболее важные праздники, унаследованные от католического церковного года, главным образом связанные с  жизнью Иисуса Христа. У современных  протестантских церквей имеются  и свои новые праздники - Праздник жатвы и День единства. Так, например, Праздник жатвы у евангельских христиан-баптистов - это праздник возвеличивания Бога, его могущества, даровавшего урожай, а также прославление труда на "ниве божьей" по "спасению душ  погибающих грешников", обращению  их к Христу.

10 .  Основные  направления протестантизма.

 

Наступление нового времени означало перемещение  центра социальной активности многих народов. Движение истории определялось развитием промышленности и в  целом хозяйства многих европейских  стран. Это формировало новую  идеологию, совершенно другое мироощущение. На смену церковному единообразию приходит религиозный и богословский плюрализм. Поэтому в разных странах и  даже внутри одной страны возникают  различные вероучения и направления  протестантизма. Все они разделяли  ключевые идеи и представления, определявшие их общий характер: концепцию "личной веры", "крещения в духе", избранности  и другие. Однако в зависимости  от специфики стран, политической ситуации в них, эти движения приобретали  свои особенности. Постепенно оформились основные протестантские церкви.

Одним из ранних направлений протестантизма является англиканство. Его вероучение представляет собой конгломерат католицизма, лютеранства и кальвинизма. Оно  изложено в "Книге общинного богослужения" (1549 г) и "Символе веры", принятом в 1571 году. В нем концепция спасения соединяет принцип спасающей силы церкви, унаследованной от католицизма, с лютеранским учением о спасении только одной верой. Англиканство сохранило иерархию, епископат, пышный культ. Оно является в настоящее время государственной церковью Англии.

В лютеранской  церкви, названной так в честь  основателя Мартина Лютера, на передний план в концепцию спасения выдвигается "обращение" и "оправдание". Лютеранство сохраняет епископат, особое посвящение в духовный сан, остатки  литургии. Оно признает два таинства: крещение в младенческом возрасте и  причащение. В лютеранских храмах нет икон, но сохранены распятия, облачение духовенства, алтарь, используется органная музыка и хоровое пение.

Центральное место в лютеранском  богослужении занимает проповедь. Лютеранство  является самой влиятельной и  многочисленной конфессией современного протестантизма.

Еще одно направление  протестантизма - кальвинизм. В нем  нашли более последовательное воплощение антикатолические требования буржуазии. В 1536 году Кальвин издал в Швейцарии  свое главное сочинение - "Наставление  в христианской вере", в котором  изложил свои взгляды. В 1542 году вышел "Женевский катехизис". В отличие  от лютеранства в кальвинизме  нет символа веры, обязательного  для всех, единственным источником вероучения является Библия. Доминирующее значение Кальвин придавал учению о  предопределении, ибо Бог избрал одних к веччому блаженству, других - к погибели. Человек спасается  потому, что получает дар веры, избран к спасению. При этом кальвинизм требует от человека инициативы: он должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен.

Главным в кальвинизме является учение о "мирском призвании" или "мирском аскетизме". Свидетельством возможной избранности может  рассматриваться успех в предпринимательской  деятельности, в профессионализме. Ради этого кальвинист должен отказаться от мирских наслаждений, расточительности, вести скромный образ жизни.

Ритуальная  сторона кальвинизма отличается наиболее радикальным реформаторством: отброшены все внешние атрибуты культа - алтарь, иконы, свечи, крест. Проповедь - центральный момент богослужения, она включает пение псалмов и  молитв.

В более поздние времена появляются новые течения в протестантизме. Среди них можно отметить баптизм, адвентизм, пятидесятничество, хотя этим список течений в протестантизме не исчерпывается.

Одним из новых направлений стал баптизм. Первая баптистская община возникла в начале XVII века среди  английских эмигрантов в Голландии. Их вероучение основано на лютеранстве  и кальвинизме. Особое значение придается  личной вере. Крещение рассматривается  как знак сознательного обращения  в веру, духовного возрождения. Кандидаты  в члены общины допускаются к  нему лишь после испытательного срока  и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются  полноправными членами общины. Баптизм  требует от своих последователей активной миссионерской деятельности.

В начале 30-х  годов XIX века в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (от латинского слова - "пришествие"). Его основателем считают У. Миллера (1782-1849 гг.), который выпустил в 1833 году книгу "Свидетельство из Писания и истории о втором пришествии Христа около 1843 года и его личном царствовании в течение 1000 лет".

Адвентистское учение отличается от других протестантских учений своей  эсхатологией, т.е. разработкой идеи о конце света, смысле и завершении земной истории. Они по-особому решают вопрос о посмертной судьбе человека, ибо не считают душу бессмертной.

Есть несколько направлений  адвентизма. Одним из них является адвентизм седьмого дня. Его основательница Елена Уайт. Адвентизм имеет распространение  и в России.

Протестантские  течения, получившие название "пятидесятниччство", возникли в США. В основе вероучения - изложенный в одной из книг Нового Завета - книге "Деяния святых апостолов" - рассказ о сошествии на апостолов  Святого Духа на пятидесятый день после Пасхи. Ссылаясь на это, они  утверждают, что каждый истинный христианин может получить дары Святого Духа: способность к пророчеству, исцеление  больных, говорение на иных языках, которое получило название "глоссолалия".

Пятидесятничество в нашей стране представлено направлением, называемым христианами веры евангельской, признающей Троицу. Помимо распространенных протестантских конфессий есть и  другие течения протестантизма, одни из которых существуют несколько  столетий, другие сложились в XIX веке, некоторые возникают в наше время.

 

11. Заключение

 

Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений  христианства, представляющее собой  совокупность многочисленных и самостоятельных  Церквей и деноминаций, связанных  своим происхождением с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI в. в Европе.

Протестантизм разделяет общехристианские представления  о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и т.д. Вместе с тем, протестантизм выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет  Священного Писания (Библии).

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство  и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возник ряд течений, известных как поздний, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, свидетели  Иеговы, мормоны, или "Святые последних  дней", Армия спасения, Христианская наука и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило  под знаком "религиозного возрождения" (ривайвелизм), возврата к идеалам  раннего христианства и Реформации.

 

12. Список литературы.

 

1.

Гараджа В.И. Религиоведение. - М.: Центр, 1995.

2.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение - Ростов-на-Дону, 2003.

3.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современность. - М., 1997.

4.

Яблокова И.Н. Основы религиоведения - М., 2004.

   
   
   
     
     

 


Информация о работе Религии в Древней Месопотамии. История развития, основные направления и догматика протестантизма