Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:24, дипломная работа
Произошедшие в конце XX века общественно-политические преобразования в Беларуси привели к изменению конфессиональной ситуации в стране, оказали существенное влияние на характер отношений государства и религиозных объединений. Демократизация общества, утверждение идеологического и политического плюрализма, переоценка основополагающих ценностей жизни вызвали необходимость осмысления взаимоотношений государства с религиозными образованиями, особенно новыми, имеющими отличные от традиционных религий вероучения и культовые практики.
ОДЕРЖАНИЕ
Введение ...................................................................................................... 3
Историография проблемы…………………………...……………………..………5
Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕРКВИ САЕНТОЛОГИИ ......................................................................................... 7
1.1. Рон Хаббард как религиозный тип............................................ 7
1.2. Церковь Саентологии в США, Европе и СНГ.......................... 9
Глава 2. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ САЕНТОЛОГИИ........................................................................................ 13
Глава 3. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТКРА............................................................................................... 24
Заключение ............................................................................................... 38
Список использованных источников .................................................. 40
Введение
Произошедшие в конце XX века общественно-политические преобразования в Беларуси привели к изменению конфессиональной ситуации в стране, оказали существенное влияние на характер отношений государства и религиозных объединений. Демократизация общества, утверждение идеологического и политического плюрализма, переоценка основополагающих ценностей жизни вызвали необходимость осмысления взаимоотношений государства с религиозными образованиями, особенно новыми, имеющими отличные от традиционных религий вероучения и культовые практики. Потребность исследования данной проблемы связана с тем, что в Беларуси, как и в странах Западной Европы, в последние годы идут оживленные дискуссии о характере, функциях и социальных позициях новых религиозных движений, влиянии их на общество, безопасность государства и здоровье граждан. В этой связи возникает необходимость комплексного осмысления деятельности каждого конкретного религиозного новообразования и выработки адекватного к ним отношения, как со стороны общества, так и государства.
В течение своего пятидесятилетнего
существования Международная
Актуальность исследованию придает то обстоятельство, что вероучение, культовая и внекультовая деятельность церкви неоднозначно оценивается представителями государственных органов, общественности, учеными, теологами во многих странах мира. Высказываются мнения о ее деструктивном, тоталитарном характере. Саентологов обвиняют в мошенничестве, коммерческом характере, использовании методов воздействия на психику, финансовых нарушениях, преследовании бывших адептов церкви, угрозе безопасности общества и государства.
В Германии Церковь саентологии относят к психокультам и сектам,3 в Испании и Франции - к религиозным сектам, в Греции - к тоталитарным организациям (деятельность ее в этой стране запрещена), в Англии – к коммерческим организациям.
Вместе с тем, в США, Швеции, Австралии Церковь саентологии признана религиозной организацией и пользуется налоговыми льготами, предусмотренными законодательствами этих стран.
Для того чтобы сегодня реально ориентироваться в сложном, неоднозначном комплексе новых религиозных движений, следует базироваться на научном, всестороннем, объективном анализе содержания каждого конкретного религиозного новообразования, последствий воздействия их деятельности на сознание людей и влияние на общество.
Объектом исследования является религиозная организация Международная Церковь Саентологии.
Предмет исследования — религиозная доктрина Церкви саентологии, ее культовая практика и организационная структура.
Актуальность темы, ее сложность
и дискуссионность, а также недостаточная
комплексная разработанность
При изучении проблемы автор
опирался на принципы научной объективности,
идеологической нейтральности и
непредвзятого отношения к
В качестве теоретико-методологической
основы исследования использованы труды
отечественных и зарубежных ученых
по проблемам философии, религиоведения,
социологии, правоведения. В зоне изучения
проблемы были использованы принципы
историзма, объективности, комплексности,
структурно-логического
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы дают возможность осмыслить и определить роль и функции Церкви саентологии в современном обществе. Результаты исследования могут быть использованы культурологами, религиоведами, философами в учебном процессе при освещении данного религиозного феномена.
Дипломная работа состоит из введения, историографии проблемы, трех глав, и списка источников используемой литературы.
Историография проблемы
Вероучение, культовая и внекультовая практика Церкви саентологии с момента ее возникновения привлекают внимание ученых различных отраслей знания: религиоведов, философов, историков, социологов, психологов, юристов как за рубежом, так и в России.
В литературе Церковь саентологии обычно упоминается либо в контексте тоталитарных религиозных организаций, сект, либо в разделе новых религиозных движений, имеющих своеобразное вероучение, культовую и внекультовую практику.
Одни авторы оценивают
вышеназванный религиозный
В определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (1994г.) Церковь саентологии отнесена к псевдорелигиям, разрушающим «традиционный уклад жизни» и угрожающим «целостности национального самосознания и культурной идентичности»!
В итоговом документе Международной научно - практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», состоявшейся в апреле 2001 года в Нижнем Новгороде и подготовленной Братством св. А. Невского, Нижегородской епархией, Информационно-консультационным центром сщмч. Иринея Лионского, Церковь саентология причислена к наиболее опасным современным деструктивным культам .
Исследованию вероучения, культовой, внекультовой практики саентологов посвящены работы А.Л.Дворкина. Анализ деятельности Церкви саентологии позволил ему сделать вывод, что эта мощная организация и финансовая структура имеет многочисленные финансовые средства и большой опыт беспощадной борьбы со своими идеологическими противниками. «Они ничего не прощают, ничего не забывают и готовы заставить замолчать своих критиков всеми имеющими в их распоряжении средствами». А.Л. Дворкин относит саентологию к тоталитарным деструктивным сектам и считает ее «самой страшной из всех сект».
В работах протестанта, теолога Э. Грасса Церковь саентологии рассматривается как психологически, социально, физиологически и духовно опасный культ, который не несет в себе позитивных этических норм.
К числу светских российских исследователей, стоящих на позиции критики Церкви саентологии, можно отнести А. Алексеевского, Н.В. Крывельскую, А. Тимошина. В работах этих авторов Церковь саентологии оценивается как тоталитарная, деструктивная секта, стремящаяся к мировому господству, контролю сознания людей, жесткой регламентации всех сторон жизни своих адептов.
Известный российский исследователь Е.Г. Балагушкин считает, что саентология по своей структуре напоминает секту, в которой сочетается сильно упрощенный фрейдистский психоанализ с псевдонаучной фантастикой. По его мнению, саентология представляет собой мистифицированную психотерапию с разнообразными методами и техниками воздействия на духовно-психологическую и соматическую сторону индивида.
Другую группу публикаций составляют работы религиоведов, которые исследуют религиозное учение Л. Рона Хаббарда на основе сравнения его с доктринами традиционных конфессий. Н.С. Гордиенко, В.В. Кравчук, Е.М. Мирошниковой, Ю.В. Тихонравову, Н.А. Трофимчуком и другими исследователями. В их публикациях Церковь саентологии рассматривается как один из феноменов НРД с присущими ей характерными особенностями в вероучении и культовой практике. Точка зрения этих авторов состоит в том, что Церковь саентологии является религиозным объединением с присущими ей системой верований и религиозных практик, использующих прагматический характер мышления некоторой части общества и удовлетворяющих их религиозные потребности путем широкого рекламирования религиозных «возможностей» учения Хаббарда.
В работе Е.М. Бабосова появление Церкви саентологии рассматривается как результат социально-экономического и духовного кризиса общества, крушения господствующей социалистической системы, потери авторитета традиционных конфессий. Автор считает, что религиозная доктрина Л. Рона Хаббарда включает элементы, совпадающие с буддистской и индуистской концепцией самосовершенствования, реинкарнации и спасения человека. Он относит Церковь саентологии к религиозным организациям нового времени.
Глава 1
ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕРКВИ САЕНТОЛОГИИ
1.1. Рон Хаббард как религиозный тип
Родился Хаббард в семье морского офицера 13 марта 1911 года. К восемнадцати годам Лафайету удалось немало поездить по миру с родителями; посещая Японию, Индию, Китай и Филиппины, будущий писатель-фантаст и мессия аккуратно заносил путевые заметки в дневник, развив тем самым способность писать много. Был редактором школьной газеты. Поступив в Университет имени Джорджа Вашингтона, продолжал активно писать. Помимо публицистических статей, посвященных авиации, спорту, политике, в начале тридцатых из-под его пера выходят десятки тысяч страниц приключенческих повестей, вестернов, детективных триллеров, фантастики и даже одноактная пьеса "Бог улыбается". Высшего образования Рон Хаббард так и не получил - был выгнан со второго курса за неуспеваемость. Однако другие источники сообщают, что он все же окончил Университет Вашингтона и даже защитил диссертацию в каком-то провинциальном учебном заведении. [35]
Вся биография Хаббарда наводнена такими неточностями. В официальных биографиях говорится, что литературные занятия являлись лишь финансовой основой для научных исследований, которые проводил будущий "доктор" Хаббард. Но, судя по всему, его действительно увлекала научная фантастика. К тому же периоду относится и первое упоминание о неопубликованном философском трактате, осталось от него лишь название - "Эскалибур".
Во время Второй мировой в чине младшего лейтенанта Рон Хаббард командовал противолодочными сторожевыми катерами. Он был демобилизован в 1945 году в связи с ранениями, в результате которых частично ослеп.
Когда Хаббард уволился из флота, он оставил свою жену и маленьких детей и переехал жить в Англии и был главой оккультной сатанинской ложи, которая называлась “Орденом восточного храма”. В Калифорнии имелось отделение этой ложи, которое возглавлял Джек Парсонс, с которым Хаббард подружился в конце войны. Хаббард еще до этого активно интересовался оккультизмом, изучал технику гипноза, вступил в ложу розенкрейцеров и пробыл в ней какое-то время. [13; ст.137]
Уже в 1948 году был написан труд "Дианетика: Основные тезисы". А в 1950-м вышел основополагающий труд "Дианетика: современная наука душевного здоровья".
Лафайет Рон отличался невероятной работоспособностью. За три года (1951-1954) он написал свыше 20 книг и прочел более 1100 лекций. Однако популярность новой "науки" росла медленно и денег приносила совсем не столько, сколько хотелось. Вот тогда-то Рон Хаббард и изобрел универсальную формулу: "хочешь заработать кучу денег - создай новую религию". Превратив дианетическое учение в религиозное, добавив эзотерики (например, понятие реинкарнации), уже в 1954-м Хаббард создает то, что впоследствии было названо Независимой Церковью Сайентологии. Первые отделения открылись в Лос-Анджелесе и Окленде (Новая Зеландия), год спустя - в Вашингтоне и Нью-Йорке. С этого момента начинается распространение учения Хаббарда по всему свету.[30]
Хаббард продолжал писать книги, читать лекции - не только труды по дианетике и Сайентологии, но и "научные исследования" в различных областях (в частности, биологии). Между тем его церковь превратилась в могущественную коммерческую структуру.
В основу структуры своей церкви Хаббард положил принципы управления военно-морским флотом, потому что именно море и все, что с ним связано, было его подлинной страстью. Последние десять лет он провел на собственном судне, курсировавшем в экстерриториальных водах. В восьмидесятых на него было заведено уголовное дело о жульническом присвоении 200 миллионов долларов, но развития этот процесс так и не получил. В последние годы жизни Хаббард вернулся к любимому жанру научной фантастики и написал цикл романов, повествующий о борьбе с инопланетными пришельцами.[40;ст.7]
В 1986 году Рон Хаббард умер. Прах его был развеян над Тихим океаном. Кем же считать создателя саентологического учения - религиозным фанатиком или циничным авантюристом? Этот вопрос интересует многих ученых. Одно можно сказать достоверно – Рон Хаббард сумел воплотить в жизнь «американскую мечту».
1.2. Церковь Саентологии в США, Европе и СНГ
Наибольшее распространение
саентология получила в США, где
живут большинство
В настоящее время "Церковь саентологии" возглавляется Дэвидом Мискэвиджем, центр - в Лос-Анджелесе, духовное руководство - в Клируотерс (Флорида), основная европейская база - в Копенгагене.
Среди наиболее известных последователей саентологии можно выделить Тома Круза, Джона Траволту, Джину Элфман, Келли Престон, Кёрсти Элли, Мишель Файрман, Чика Кориа, Айзека Хейза, Присциллу Пресли, Кэти Холмс.
Среди множества новых
религиозных движений, появившихся
в 20-м веке, саентология была с
самого начала одним из самых скандальных.
Саентологические церкви многократно
конфликтовали с
1951 — первый судебный
вердикт против дианетики (
1951 — покушение на Хаббарда
в его собственной квартире, укол
в сердце неизвестным
Информация о работе Церковь Саентологии: особенности идеологии, деятельности, организации