Церковь Саентологии: особенности идеологии, деятельности, организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:24, дипломная работа

Краткое описание

Произошедшие в конце XX века общественно-политические преобразования в Беларуси привели к изменению конфессиональной ситуации в стране, оказали существенное влияние на характер отношений государства и религиозных объединений. Демократизация общества, утверждение идеологического и политического плюрализма, переоценка основополагающих ценностей жизни вызвали необходимость осмысления взаимоотношений государства с религиозными образованиями, особенно новыми, имеющими отличные от традиционных религий вероучения и культовые практики.

Содержание

ОДЕРЖАНИЕ

Введение ...................................................................................................... 3
Историография проблемы…………………………...……………………..………5
Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕРКВИ САЕНТОЛОГИИ ......................................................................................... 7
1.1. Рон Хаббард как религиозный тип............................................ 7
1.2. Церковь Саентологии в США, Европе и СНГ.......................... 9
Глава 2. СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕОЛОГИИ САЕНТОЛОГИИ........................................................................................ 13
Глава 3. РЕЛИГИОЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТКРА............................................................................................... 24
Заключение ............................................................................................... 38
Список использованных источников .................................................. 40

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 82.74 Кб (Скачать файл)

1956 — спецслужба ФБР  берёт Хаббарда и его единомышленников  под плотный контроль: 15 лет спустя, благодаря запросу по «Акту  о свободе информации, 1966 г.», правительство  США созналось, ФБР проводило во внесудебном порядке прослушивание и взлом помещений, перлюстрацию писем, дезинформацию в прессе, дискредитацию перед работодателями, организовывало фискальные доносы против саентологов.

1958 — Министерство Юстиции  США завело несколько дел на  активных саентологов, включая  Хаббарда.

1959 — под тяжестью судебных  исков в США, Хаббард переезжает  в Англию, организовав саентологический  центр в г. Сент-Хилл, Сассекс,  где находится до 1966 года.

1962 — началось преследования саентологов в Австралии.

1963 — запрет саентологии  в Австралии (полностью отменён  в 1973 г.)

1966 — запрет саентологии  в Родезии, куда Хаббард попытался  перенести свою организацию из  враждебной Англии (отменён в  1980 г.).

1968 — запрет саентологии  в Англии (частично отменён в  1970 г., полностью — в 1980).

1968 — запрет саентологии  в Новой Зеландии (отменён в  1969).

1969 — запрет саентологии  в Греции из-за обвинения в  «похищении людей» (отменён в  тот же год, когда «похищенные  люди» нашлись в добром здравии).

1974 — АНБ США под  давлением закона о свободе  информации признаёт, что ведёт  многолетнюю слежку за саентологами, но не рассекречивает цели  и результаты своей работы.

1987 — саентология получает  статус благоприятствования в  США и вскоре освобождается  от всех налогов

7 декабря 2007 — Власти  Германии объявили Церковь Саентологии  неконституционной.

22 ноября 2008 — Власти Германии  прекратили преследование Церкви  Саентологии.

25 мая 2009 года во Франции  начался суд над Церковью Саентологии  по обвинению в организованном  мошенничестве.[36;ст. 41]

Это лишь малая часть всех скандалов, связанных с Церковью саентологии.

Решения судов, журналистские  репортажи, правительственные отчеты ряда государств содержат заявления, что  Церковь саентологии — недобросовестное коммерческое предприятие, преследующее своих критиков и жестоко использующее своих членов. В некоторых судебных слушаниях против церкви в США бывшие саентологи, которые ранее свидетельствовали против саентологии, заявили, что они давали ложные и подстрекательские заявления с целью нанести ущерб саентологии, выставить в чёрном цвете ключевых саентологических руководителей, высказывая необоснованные мнения, чтобы выиграть в суде или получить денежное вознаграждение.

Начиная с 90-х годов, саентологи прилагают большие усилия для  удаления из Интернета материалов, критикующих саентологию, а также  секретных материалов саентологии. Церковь саентологии принимает  меры для предотвращения распространения  саентологических документов, защищенных авторским правом. Критики утверждают, что Церковь просто мешает распространению информации, которая может негативно сказаться на репутации саентологии.

Судами многих стран Хаббард  был признан преступником, а в  ряде стран объявлен персоной нон-грата. Например, в 1978 г. во Франции Хаббард  был приговорен к тюремному заключению и денежному штрафу за мошенничество, но избежал наказания бегством из страны.[19;ст.119] В США Хаббард во время дела о хищении правительственных секретных документов в 1977 году попадает в список виновных, но не осужденных на тюремное заключение преступников. В 1985 году Внутренняя служба расследований США расследовала финансовые мошенничества Хаббарда. От уголовного наказания Хаббарда "спасла" только смерть в 1986 г.[4;ст.35]

      В октябре  1996 г. в Марселе три саентолога были приговорены к условному тюремному заключению за действия по давлению на свидетеля-эксперта в лионском процессе. В Голландии провалился процесс, начатый "Церковью саентологии" с целью предотвращения рассекречивания материалов собственной доктрины различных уровней посвящения.

В конце 1996 года Правительство      Германии объявило, что будут введены ограничения в приеме на работу на должности, связанные с обучением и консультированием, саентологов. Германское Правительство рассмотрело все жалобы по поводу преследований, сделанные "Церковью саентологии", и отвергло каждую из них, отмечая голословность многих событий.

В ноябре 1996 года английское TV начало вторую документальную программу о "Церкви саентологии" в постоянной рубрике "Большая История", исследуя частоту самоубийств среди адептов этой организации и обличая их незаконную технологию продаж и бухгалтерской практики.[11;ст. 126]

После нескольких объективных  критических репортажей, прошедших  на РТР и в газетах, саентологи ужесточили режим допуска к себе журналистов. Теперь каждый корреспондент  телевидения или газеты должен полностью  согласовывать окончательный вариант  своих материалов, подготовленных в  печать или эфир, с руководством саентологов

      Поданным  саентологов, они имеют 1811 так называемых "церквей", "миссий" и филиалов в 129 странах мира и около 8 миллионов адептов, при этом в России только через один из трех московских саентологических центров в 1994 г. проходило до 300 человек в неделю. По подсчетам бывших членов секты, ее успехи скромнее, насчитывая около 270 церквей и миссий, разбросанных по всему миру, и 100-400 тысяч членов. Общины существуют во многих странах СНГ (Украина, Казахстан, Беларусь и др.). Однако официального признания Церковь саентологии там пока не получила.

Саентология появилась в  Республике Беларусь в 1993 году. За прошедшие  годы в Минске сформировалась саентологическая община, а последователи новой  для Беларуси религии появились  во многих городах страны. На протяжении нескольких лет государственные органы Республики Беларусь занимаются изучением предоставляемых им учредителями общины материалов по вероучению и культовой практике Саентологии, а также деятельности её последователей.

Документы общины неоднократно подавались на государственную регистрацию, подвергались экспертизе и корректировались. Община и в настоящее время  продолжает работать над государственной  регистрацией в Республике Беларусь.[35]

Таким образом со временем сайентологии удалось доказать свое право называться религией как в месте своего возникновения - в США, так и в большинстве стран западного мира, чего пока нельзя сказать о странах постсоветского пространства. Но даже в признавших государствах все еще имеют место сомнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

специфика религиозной идеологии саентологии

 

Источником вероучения в  саентологии является Писание Церкви. Писание саентологической религии  состоит из печатных трудов и записанных на пленку лекций Л.Рона Хаббарда. Оно  включает в себя более полумиллиона печатных страниц, более 3 тысяч записей  лекций и около 100 фильмов.

Главный принцип саентологии  заключается в том, что только в точности следуя указанному в Писании  пути, человечество может достичь  духовного спасения. Эта концепция  ортодоксальности в религиозной  практике является фундаментальной  для саентологов. Поэтому всякая попытка изменить или исказить Писание  рассматривается как самое тяжкое нарушение церковной этики. Чтобы  гарантировать чистоту и ортодоксальность Писания, авторские труды регистрируются.

Многочисленные труды  Л. Рона Хаббарда, отражающие различные  аспекты учения саентологии, разделяются  на книги по дианетике и саентологии.

К первой группе относятся  работы: «Дианетика: современная наука  душевного здоровья», «Динамики  жизни», «Самоанализ», «Дианетика: эволюция науки», «Дианетика -55» и другие.

К другой группе трудов Л. Рона Хаббарда относятся работы по основам  саентологии: «Саентология: основы мысли», «Саентология: новый взгляд на жизнь», «Саентология 0-8: книга основ», «Саентология 8-80», «Саентология 8-8008», «Саентология: история человека», «Создание человеческих способностей» и т.д.[33]

В настоящее время все  работы Л. Рона Хаббарда объединены в  справочные тома и специальные курсовые материалы для подготовки одиторов и церковных служителей.

К Писанию Церкви саентологии  также относятся лекции Л. Рона Хаббарда. Наиболее значимые из них называются «Специальный обзорный курс Сент-Хилл». Этот курс прочитан саентологам на усадьбе Сент-Хилла в Англии с 1961 по 1966 год. Курс включает 447 лекций.

Все религии являются продуктом  эволюционного развития.

Ни одна из них не возникла в одночасье как полностью  сформированная система верований  и практик. Саентология в этом не является исключением.

Создание религиозной  доктрины саентологии является продолжением исследований Л.Рона Хаббарда в области  человеческого разума. В молодые  годы Хаббард пытался создать  науку о разуме, которая, по его  мнению, должна была стать «сравнима  с химией и физикой в степени  своей экспериментальной точности». Его исследования в области разума позволили ему сделать следующие выводы. Человеческий разум состоит из 3-х частей: аналитического ума, реактивного ума, соматичекого ума. Первый из них, аналитический ум (или «вычислительный ум»), по мнению Хаббарда, работает подобно компьютеру. Он способен правильно и рационально рассчитывать действия и поступки индивида, способствовать максимальному выживанию организма. Вместе с тем, Хаббард утверждает, что аналитический ум действует безукоризненно, без сбоев только в том случае, если он в «прекрасном рабочем состоянии». Как утверждал JI. Рон Хаббард, он открыл «ранее неизвестную, приносящую вред часть разума, которая содержит записи прошлых страданий в форме умственных образов-картинок» - «инграмм» По его убеждению, духовные и другие человеческие переживания, травмы записываются в реактивном уме в последовательности, которая называется «траком времени». Болезненные ощущения фиксируются в подсознании индивида на протяжении всей его жизни и в своей совокупности образуют то, что называется «реактивным умом». Последний является источником всех духовных невзгод, нежеланных стрессов, эмоций, боли, психосоматических болезней, нерационального поведения.[37;ст.18]

Хаббард утверждает, что  когда инграммы уничтожены, «рациональность, конструктивность человека значительно  повышается, здоровье улучшается», возрастают творческие способности.

К середине 50-х годов, как  утверждает Л. Рон Хаббард, он понял, что болезненные физические и  духовные переживания играют важную роль в объяснении проблем человека. В связи с этим, его дальнейшие исследования были направлены на установление источника, записывающего негативную информацию в человеческий разум, а  также на разработку технологий, позволяющих  удалять эту информацию.

Как полагал Л. Рон Хаббард, в случае освобождения человека от записей прошлых переживаний (инграмм) в человеческом разуме человек достигает  разумности в действиях, чистоты  помыслов, духовной свободы, именуемой  в дианетике как состояние  «клир» («чистый, ясный»). Таким образом, восстанавливаются основополагающая духовность личности, разумность поступков и действий человека. «Человек, - пишет Л Рон Хаббард,- в основе своей хороший»

Первые результаты своих  исследований Л. Рон Хаббард изложил в работе «Дианетика: современная наука душевного здоровья», которая была опубликована в мае 1950 года. В ней, в частности, автор писал, что «дианетика» - «...это четко организованная наука о мышлении», которая содержит «терапевтический метод» лечения всех «умственных расстройств неорганического происхождения и психосоматических заболеваний» человека. Она дает представление об «исходной природе человека», «потенциальных возможностях человеческой памяти», нахождении «единственного источника душевных расстройств», «открывает в человеке способности намного выше средних».

Разработанные Л. Роном Хаббардом «технологии» воздействия на реактивный ум, освобождающие человеческий разум от отрицательных воздействий инграмм, получили в дианетике название «одитинга».

Таким образом, дианетика  возникла как форма самопомощи, ориентированная  на тело и ум, своеобразная терапия, предназначенная для лечения  человеческого разума, и способ укрепления душевного здоровья, увеличения физических и умственных способностей, т.е. достижения состояния, при котором в человеческом разуме отсутствуют инграммы. По сути, дианетика не содержала каких-либо признаков религии.[13]

Позже в работе «История человека» толкование Л. Роном Хаббардом  сущности терапевтической практики стало связываться с представлениями  о существовании духов, Верховного существа, которые бесконечно существуют в пространстве и времени, и управляют  всем сущим, в том числе и человеком.

Такой взгляд на мир, общество, человека обозначился в космологической  концепции Л. Рона Хаббарда, которая  сводится к следующему. До рождения вселенной существовали духи - «тэты». Эти создания не имели «массы, временных  границ, не занимали места в пространстве», но были «всемогущими, нерушимыми, бессмертными и способными создавать все». Эти  неосязаемые существа вместе с Высшей Сущностью создали «материю, энергию, время и пространство» - «МЭСТ». Тэтам, согласно учению Л. Рона Хаббарда, изначально была присуща способность производить МЭСТ и управлять ими. Однако в процессе создания МЭСТ тэты попались в плен своего собственного творения, получили от него негативное воздействие и утратили свое первоначальное могущество и всезнание.

Информация о работе Церковь Саентологии: особенности идеологии, деятельности, организации