Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 20:19, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «хорошее общение» становится универсальной и важнейшей категорией человеческого существования в XXI веке. Умение понимать собеседника в процессе речевого взаимодействия, общаться, не нарушая правил речевого этикета, не наносить «речевого вреда» необходимо каждому из коммуникантов. Однако в современной коммуникативной практике, к сожалению, нередки такие негативные явления, как непонимание, категоричность, нежелание услышать собеседника, проявление речевой агрессии по отношению к партнеру по общению, что можно расценить как коммуникативный промах. Также в непосредственной коммуникации нередки случаи, когда говорящим (пишущим) не удается реализовать свои цели, в результате чего возникают разочарование, обида, а возможно, и конфликт. В подобном случае можно говорить о неудаче в общении, способной нанести вред не только дружеским, но и профессиональным взаимоотношениям, что крайне нежелательно, особенно в общении педагогическом.

Содержание

Введение

3
Глава 1.
Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы
10
1.1.
Определение содержания основных понятий дипломного исследования
10
1.2.
Причины возникновения промахов и неудач в общении
14
1.3.
Способы предупреждения коммуникативных промахов и неудач
20
1.4.
Литературоведческий аспект исследования коммуникативных промахов и неудач в романах И.С. Тургенева «Рудин» и «Отцы и дети»
22
1.4.1.
Исследование образа Дмитрия Рудина (роман «Рудин»)
23
1.4.2.
Исследование образов Евгения Базарова и образа Павла Петровича Кирсанова (роман «Отцы и дети»)
25

Выводы

29
Глава 2.
Обучение студентов-филологов умениям выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин»
31

2.1.
Характеристика формы и содержания констатирующего эксперимента
31
2.1.1.
Анализ результатов анкетирования студентов-филологов
39
2.2.
Характеристика программы опытного обучения
39
2.3
Ход опытного обучения
42
2.4
Характеристика критериев для оценки итогового задания
71
2.5.
Анализ результатов опытного обучения
71
Выводы
84
Заключение 85
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

ПРищепа Ю.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Опираясь на данные констатирующего эксперимента и результаты изучения научной литературы сформулируем её исходные положения следующим образом:

  1. Для успешной работы над выявлением и анализом коммуникативных промахов и неудач в художественном произведении необходимо учесть специфику коммуникативных неудач как результата неэффективного общения; характер коммуникативного промаха, при котором говорящим все же удается добиться поставленной цели; причины возникновения промахов и неудач; пантомимический, ритмико-интонационный и вербальный типы промаха; приёмы предупреждения коммуникативных промахов / неудач.
  2. Отбор ситуаций коммуникативного промаха / неудачи должен осуществляться с учетом будущего адресата (слушателя) высказывания, а также наиболее отчётливого проявления в них промахов /неудач, чтобы можно было проследить ту или иную модель поведения коммуникантов в разнообразных ситуациях общения.
  3. Литературоведческой основой программы опытного обучения должны стать сведения о главных героях романов «Отцы и дети» и «Рудин» Тургенева И.С. с точки зрения литературной критики.

Осмысление программы опытного обучения потребовало выделить в ней следующие разделы:

1) тема опытного обучения;

2) опорные понятия;

3) формируемые умения;

4) методы и приёмы обучения;

5) средства обучения.

Таким образом, программа опытного обучения выявлению и анализу коммуникативных промахов и неудач в художественном произведении (романах И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин») учитывает недостаточную осведомленность студентов о данных явлениях, а также их затруднения в выявлении в художественном тексте промахов и неудач, возникающих в речевом поведении литературных героев.

Для реализации программы экспериментального обучения использовались различные методы и приемы обучения: жанровые разновидности педагогического монолога (вводное, ведущее, инструктирующее, обобщающее) о задачах предстоящей работы, итогах и результатах выполнения конкретного задания и др.; репродуктивная форма беседы при коллективном анализе видеофрагмента, в ходе которой выявлялись особенности коммуникативных промахов / неудач; анализ видео-образцов, содержащих типы коммуникативных промахов (пантомимический, ритмико-интонационный, речевой); заполнение таблицы, связанной с обобщением полученных знаний по типам коммуникативного промаха; риторическая игра (разыгрывание ситуаций), позволяющая определить насколько удачным / неудачным может быть общение самих студентов.

В процессе обучения предлагался раздаточный наглядный материал (образцы текстов), осуществлялась мультимедийная поддержка обучения, позволяющая подключить зрительное восприятие учебной информации.

На обучение было отведено два академических часа (одно вузовское занятие), т.к. за это время нам удалось реализовать поставленную цель – научить студентов выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в художественном произведении (романах И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин»).

 Обучение состояло из нескольких этапов: организационный, изучение новой темы (риторический анализ видеофрагмента, иллюстрирующего  коммуникативную неудачу коммуникантов, введение понятий коммуникативного промаха / неудачи, выделение причин возникновения промаха / неудачи в речевом поведении героев литературных произведений, выяснений приёмов предупреждения коммуникативных промахов / неудач), закрепление (риторический анализ видеофрагмента), домашнее задание, обобщение.

Таким образом, предполагалось, что данная программа позволит: а) сформировать необходимые теоретические знания студентов о коммуникативных промахах / неудачах; б) сформировать необходимые коммуникативно-речевые умения по анализу промахов /неудач в речевом поведении героев художественных произведений (романов И.С. Тургенева «Отцы и дети» и «Рудин»).

 

2.3. Ход опытного обучения

Опытное обучение студентов-филологов осуществлялось в ходе одного вузовского занятия.

На данном занятии студенты получают теоретическую базу в ходе эвристической беседы, сообщающего слова учителя и выполнения заданий, которые предполагают риторический анализ ситуаций коммуникативного промаха и неудачи, а также разыгрывание ими ситуаций, взятых из повседневной жизни. В конце урока студенты выполняют итоговое контрольное задание, которое даёт возможность применить теоретические знания и освоенные ими умения на практике. Планируемое контрольное задание предполагает, что студенты должны будут проанализировать видеофрагмент ситуации коммуникативной неудачи из фильма «Отцы и дети». Отвечая на ряд вопросов, им нужно произвести риторический анализ заданного фрагмента. Итогом анализа должен стать вывод о промахе / неудачи в общении героев.

В данном параграфе охарактеризована работа по программе опытного обучения, представлена конкретная методическая разработка занятия.

Тема: Коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И.С. Тургенева («Отцы и дети» и «Рудин»). 

Цель занятия – научить студентов выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И.С. Тургенева («Отцы и дети» и «Рудин»).

В ходе занятия мы решали следующие задачи:

  1. актуализировать знания студентов о коммуникативном промахе и коммуникативной неудаче как деструктивных факторах общения;
  2. рассмотреть специфику речевых промахов и неудач, возникающих из-за неправильного выбора вербальных средств общения и несловесного общения (ритмико-интонационных компонентов, пантомимики);
  3. выявить основные причины возникновения коммуникативных промахов и коммуникативных неудач;
  4. формировать умения предупреждать подобные коммуникативные ошибки в речи;
  5. выявить уровень знаний и умений по теме формирующего эксперимента.

Методическое обоснование урока:

Данное занятие проводится в системе занятий по риторике на 2 курсе и теории и методики преподавания риторики на 4 курсе факультета русского языка и литературы КузГПА. Студенты, как выявили результаты констатирующего среза, недостаточно знакомы с понятиями коммуникативного промаха и неудачи.

В ходе занятия была подготовлена теоретическая база для выполнения итогового контрольного задания. Занятие строится преимущественно на самостоятельной работе студентов, педагог только организует их поисковую деятельность.

Для анализа выбрана ситуация спора в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Данный выбор обосновывается показательным иллюстрированием героями промахов и неудач в общении. Анализ видеофрагмента сочетается с анализом фрагмента текста. Исходя из риторического анализа первого фрагмента, студентам предлагается самостоятельно дать толкование изучаемым речевым явлениям. На занятии мы обращаемся к рассмотрению основных видов коммуникативных промахов и анализируем фрагмент фильма «Змеиный источник», который ярко демонстрирует наличие всех типов коммуникативного промаха. Также мы рассматриваем причины коммуникативных промахов и неудач, приёмы их предупреждения, которые студенты самостоятельно, в виде памятки, формулируют, исходя из причин возникновения промахов и неудач в общении. Одно из заданий предполагает разыгрывание студентами ситуаций, что позволит сделать вывод об удачном / неудачном общении самих студентов. Выполнение задания риторического характера, где студентам необходимо сформулировать несколько риторических задач на основе ситуации коммуникативного промаха / неудачи какого-либо художественного произведения позволит студентам научиться создавать подобные задания по данной теме, что потребуется в школе при прохождении ими педагогической практики.

Заключительным этапом занятия является выполнение итогового контрольного задания, в котором необходимо самостоятельно проанализировать фрагмент художественного фильма «Отцы и дети» по предложенным критериям, в результате чего мы сможем сделать вывод о том, насколько студенты усвоили изученный материал.

Систему методов и приёмов, используемых на занятии, составят различные жанры педагогического монолога (вводное, сообщающее, обобщающее и другие виды слова учителя), а также репродуктивная беседа, риторический анализ текста и видеофрагмента.

Таким образом, в ходе занятия достигается поставленная цель: научить студентов выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев романов И.С. Тургенева («Отцы и дети» и «Рудин»).

 

 

 

Ход занятия 

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность студентов

Примечания

Ι. Организационный момент

Метод: слово учителя

Приём: приветственное слово учителя

Приветствие

Метод: слово учителя

Приём: вводное слово учителя

─ Сегодня на занятии мы рассмотрим тему, название которой я не сообщаю, но после выполнения задания вы сможете сформулировать её самостоятельно. Эта тема важна, поскольку её рассмотрение позволит вам, как студентам-филологам, шире и глубже анализировать образы героев художественных произведений, понимать их особенности, а также расширить свои риторические знания и умения, что является необходимым для удачного общения вообще.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

─ Итак, посмотрите фрагмент фильма «Отцы и дети» и  ответьте на ряд вопросов, которые вы можете видеть на слайде.

 

  1. Охарактеризуйте компоненты речевой ситуации: кто? с кем? с какой целью общается? (Какова цель Кирсанова, Базарова?)
  2. Достигли ли участники общения своей цели?
  3. Удачно ли было это общение? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово учителя

─ Таким образом, в данной речевой ситуации задействованы Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Цель общения: поставить на место Базарова, подвергнуть критике его идеологию. Хотя на открытый конфликт Кирсанов не шёл, воспитание не позволяло, следует отметить, что в коммуникативной неудаче виноваты как Базаров, так и Кирсанов. Цель общения не достигнута. Общение неудачно, поскольку в нём заинтересован один лишь Павел Петрович, наблюдаются расхождения коммуникантов во взглядах на жизнь.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

─ Как называются подобные проблемы в общении?

─ Итак, как вы могли догадаться, тема сегодняшнего занятия ─ «Коммуникативные промахи и неудачи в речи героев художественных произведений И.С. Тургенева».

Метод: беседа

Приём: эвристическая беседа

─ Как вы считаете, что включает в себя явление «Коммуникативного промаха»?

 

─ Что значит понятие коммуникативная неудача?

─ Действительно, коммуникативной неудачей называют полное или частичное непонимание высказывания партнёром коммуникации, т.е. неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего. Кроме этого, к коммуникативным неудачам относят также возникающий в процессе общения не предусмотренный говорящим нежелательный эмоциональный эффект: обида, раздражение, изумление.

Также, наряду с коммуникативной неудачей существует понятие коммуникативный промах, который мы будем определять как явление, замедляющее процесс достижения результата общения (из-за сбивчивости, непоследовательности изложения, растянутости, многословия и пр.), но не препятствуют этому.

 

─ Чем, на ваш взгляд, коммуникативный промах отличается от неудачи?

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово учителя

─ Таким образом, из определений данных понятий можно сделать вывод, что явление неудачи шире промаха. Неудача в общении вытекает из совершённого коммуникантами промаха.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

─ Давайте вернёмся к ситуации общения Базарова и Кирсанова, для того, чтобы выявить какие именно промахи  были допущены коммуникантами. Обратимся к раздаточному материалу. Найдите и подчеркните примеры неудачного речевого поведения коммуникантов с точки зрения интонации, пантомимики и содержания речи. (Устно).

Вспомним, что под ритмико-интонационным компонентом высказывания мы понимаем логическое ударение, паузы, высоту, тембр, темп речи, ведущую же роль среди них занимает интонация. Пантомимика предполагает характеристику жестов, мимики и позы. Содержание речи, которое приводит к промаху / неудаче – неточный (неудачный) выбор языковых средств.

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово учителя

─ Таким образом, в данной ситуации присутствуют промахи различных видов, кроме того, промахи в общении допускает как Базаров, так и Кирсанов. Следовательно, промахи привели к коммуникативной неудачи, цель общения оказалась недостигнутой.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

─ Для того, чтобы закрепить ваши знания по видам коммуникативных промахов, обратимся к фрагменту фильма «Змеиный источник». Проанализируйте его по данным на слайде вопросам.

  1. Охарактеризуйте компоненты речевой ситуации: кто? с кем? с какой целью общается?
  2. Удачно ли общение героев?
  3. Кто из героев допустил коммуникативный промах? Почему вы так думаете?
  4. В чём выражалась неуверенность учителя?
  5. Чем может завершиться общение? Почему?

─ Досмотрите данный эпизод до конца.

  1. Что представлено в данном фрагменте: коммуникативный промах или коммуникативная неудача? Почему?

 

─ На основе анализа предыдущего эпизода заполните таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово учителя

─ Таким образом,  цель общения достигнута, поэтому данная ситуация иллюстрирует коммуникативный промах, также как и в предыдущем случае, промах совершают обе стороны.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

─ Как вы считаете, что может являться причинами коммуникативных промахов и коммуникативных неудач?

 

─ Выделяют следующие причины коммуникативных промахов и коммуникативных неудач:        

  • Чуждая коммуникативная среда сводит усилия участников общения на нет, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга. В диалоговом общении при посторонних лицах собеседники чувствуют дискомфорт, мешающий им осознать себя в данной ситуации и определить тональность своего речевого поведения. Малая степень знакомства может усугубить дискомфортность и затруднит поиски "общего языка";
  • Серьезным основанием для отчуждения участников разговора может быть нарушение паритетности общения. В данном случае также имеет место нарушение правила солидарности, кооперации собеседников. Это проявляется в доминировании одного из участников разговора: начиная с инициальной реплики один и тот же человек выбирает тему разговора, задает вопросы, перебивает собеседника, не дожидаясь сигналов восприятия и правильной интерпретации сказанного, превращая, таким образом, диалог в монолог. При этом определяющую роль играют такие факторы, как психологические черты участников общения, социальный статус, эмоциональные отношения, культурные навыки;
  • Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникнет согласие, если живое речевое общение будет pитуализовано. В ритуализованной реплике все прагматические характеристики речи (кто - кому - что - почему - зачем) нивелируются: нарушается правило искреннего доброжелательного отношения к собеседнику, т. е. этические нормы, а также имеет место употребление "набора слов" к случаю. Конструкции-клише типа «Это мы уже проходили», расхожие суждения, безапелляционные высказывания - все это сужает сферу возможного употребления слов, практически ограничивая ее шаблонными выражениями, в которых нет динамики чувства-мысли. В ритуализованных высказываниях (и диалогах в целом) нарушена живая нить разговора - связь говорящего и слушающего: "я говорю", "тебе говорю"; адресат лишен возможности слышать открыто выраженную аргументацию, а говорящий скрывает свое мнение под "известным" мнением "всех";
  • Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего (нарушение правила кооперации, солидарности, релевантности). Неуместность может быть вызвана неспособностью говорящего уловить настроение собеседника, определить ход его мысли. Это характерно для разговоров между малознакомыми людьми;
  • Непонимание и недостижение собеседниками согласия может быть вызвано целым рядом обстоятельств, когда коммуникативные ожидания слушателя не оправдываются.

Другой тип ошибочного понимания или непонимания связан с неясностью для слушателя слов с абстрактным значением или слов-терминов, соответствующих специальным областям знаний.

Дискомфорт общения, неправильная интерпретация и отчуждение возникают в случае неправильной организации высказывания. Синтаксические ошибки в согласовании, нанизывание падежей, усеченные предложения, недоговоренность, перескакивание с одной темы на другую, пусть и близкую, - все это вызывает напряженность внимания и неосуществление коммуникативных ожиданий слушающего. Ситуация усугубляется быстрым темпом речи, паузами обдумывания (запинками).

Таким образом, к коммуникативной дисгармонии и непониманию может привести различие схем поведения участников диалога, что находит отражение в несвязности (фрагментарности) частей диалога, в нереализованной коммуникативной валентности реплик, неоправданных паузах.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

─ Как бы вы определили причину коммуникативной неудачи Базарова и Кирсанова? А причину промаха в общении учительницы и класса?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово учителя

─ Действительно, причина коммуникативной неудачи Базарова и Кирсанова заключается в различиях индивидуальных свойств говорящих, в разных точках зрения, героям не суждено примириться или найти компромисс. 

    Коммуникативный  промах в «Змеином источнике» возник вследствие того, что учитель, представший перед классом, ученикам не знаком, контакт с ними не установлен, поэтому класс не воспринимает девушку как учителя. Педагог показывает классу свою неуверенность, зажатость, ученики «перехватывают» коммуникативное лидерство.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

─ Обратимся к раздаточному материалу. Проанализируйте эпизод из романа Тургенева «Рудин», опираясь на следующие вопросы.

  1. Охарактеризуйте компоненты речевой ситуации: кто? с кем? с какой целью?
  2. Достигли ли участники общения своей цели?
  3. Удачно ли было это общение? Почему?
  4. Были ли допущены коммуникативные промахи в общении? К чему это привело?
  5. Охарактеризуйте причину неудачного общения.

 

 

 

 

 

 

─ Какой вид промаха в данном общении является основным?

 

─ Изменив интонацию высказываний собеседников, прочитайте фрагмент так, чтобы это привело к удаче / неудаче.

 

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово учителя

─ Таким образом, основным промахом в общении, в частности в общении Рудина и Волынцева, является нарушение уважительной интонации собеседников друг к другу, что повлекло за собой не достижение цели общения и полный разлад отношений. То, какую интонацию мы придаём нашему высказыванию, зависит очень много, в частности будет достигнута цель нашего общения или нет.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

─ Опираясь на рассмотренные нами причины коммуникативных промахов и неудач, самостоятельно сформулируйте приёмы их предупреждения в виде памятки.

 

 

─ Вообще, учёные, в частности Формановская Н.И., отмечают, что полностью избежать коммуникативных неудач  в непринуждённом неподготовленном диалоге практически невозможно. Вот, например, тем, кто не хочет оказываться в ситуации коммуникативной неудачи, Шмелёва Т.В. предлагает некоторые правила речевого поведения.        

  • сообщай информацию, содержащую известное для слушателя;
  • сообщай информацию, не расходящуюся с житейской логикой слушателя и его представлениями об обычном ходе событий;
  • не сообщай не приятного для собеседника;
  • говори точно, стремясь найти единственно верные слова;
  • будь искренен и правдив;
  • не преувеличивай;
  • не используй языковых средств, которые могут быть не известны слушателю;
  • говори согласно норме и как принято;
  • выбирай номинации в соответствии с номинативными привычками а) своими б) слушателя и в) в соответствии с предметом речи.

Все эти правила практически не требуют от человека специальных знаний, но от этого следование им не становится более лёгким.

 

Теперь выполним следующее задание, с той целью, чтобы убедиться насколько удачным / неудачным может быть ваше общение. Разыграйте ситуации.

  1. Убедите преподавателя принять у вас экзамен с другой группой.
  2. Вы с младшей сестрой находитесь в магазине игрушек, она требует купить ей куклу, но у вас нет денег. Убедите сестру не закатывать истерику.
  3. Вы чуть не опоздали в театр, обрадовавшись тому, что всё-таки успели, не находите при себе билета, контролёр вас не пропускает. Убедите контролёра.
  4. Вы сдали в библиотеку книгу, но оказалось, что несколько листов вырвано. Убедите библиотекаря в том, что это не вы.
  5. Вы сдали обувь в ремонт, но когда пришли за ней, обнаружили, что потеряли квитанцию. Убедите мастера в том, чтобы вам вернули вашу обувь без квитанции.
  6. Вы просите однокурсника дать вам переписать лекцию, но он отказывается вам помочь с этим, поскольку, был случай, когда вы потеряли его тетрадь. Убедите же его поделиться с вами лекцией, надеяться вам больше не на кого.
  7. Вы мечтаете учиться в автошколе, но мама против. Убедите маму дать вам своё согласие и денежные средства на обучение.

Метод: слово учителя

Приём: обобщающее слово учителя

─ Итак, как вы смогли убедиться, ваше общение не всегда может быть удачным, все мы допускаем промахи, которые впоследствии приводят к неудачному общению, поэтому надо приложить достаточно много усилий, чтобы общение не только состоялось, но и удачно завершилось.

Метод: слово учителя

Приём: ведущее слово учителя

─ Для того, чтобы вы могли без трудностей использовать знания по данной теме при подготовке к урокам риторики, предлагаю выполнить следующее задание. Воспроизведите ситуацию коммуникативного промаха / неудачи из художественного произведения и на его основе сформулируйте 1 – 2 риторические задачи для школьников, указав при этом тему и класс.

─ И, чтобы можно было проверить, насколько вы усвоили сегодняшний материал, выполним итоговое задание. Посмотрите фрагмент из фильма «Отцы и дети» и проанализируйте его по предложенным критериям.

  1. Охарактеризуйте компоненты речевой ситуации: кто говорит? с кем? о чем? с какой целью?
  2. Достигли ли участники общения своей цели?
  3. Удачным ли было это общение? Почему?
  4. Были ли допущены коммуникативные промахи / неудачи в общении? К чему это привело?
  5. Охарактеризуйте причину / причины неудачного общения.
  6. Как можно было не допустить коммуникативного промаха / неудачи в данной ситуации? Поясните свой ответ.

Метод: слушание

Приём: глобальное, нерефлексивное, неоценочное слушание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр фрагмента фильма «Отцы и дети»

 

Образец ответа:

─ В данной речевой ситуации задействованы Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Цель общения: поставить на место Базарова, подвергнуть критике его идеологию. Хотя на открытый конфликт Кирсанов не шёл, воспитание не позволяло, следует отметить, что в коммуникативной неудаче виноваты как Базаров, так и Кирсанов. Цель общения не достигнута. Общение неудачно, поскольку в нём заинтересован один лишь Павел Петрович, наблюдаются расхождения коммуникантов во взглядах на жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец ответа:

─ Подобные проблемы в общении называются коммуникативной неудачей.

 

 

 

 

 

 

Образец ответа:

─ Коммуникативный промах включает в себя не грубую ошибку в общении.

 

─ Коммуникативная неудача подразумевает провал в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

─ Коммуникативная неудача – понятие шире промаха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец выполнения задания:

«небрежно отвечал Базаров», «совершенная развязность Базарова», Базаров «отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое»; «ответил с коротким зевком Базаров», «произнес Павел Петрович, выпрямляя стан и закидывая голову назад» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец ответа:

─ Данное общение состоялось между учительницей и классом, с целью познакомиться, наладить контакт, с тем, чтобы можно было начать урок. Общение неудачно. Коммуникативный промах допустила учительница. Общение может завершиться походом к директору, например, что в свою очередь может отрицательно сказаться на дальнейшей карьере учителя.

 

 

─ Данный фрагмент иллюстрирует коммуникативный промах, поскольку цель данного общения достигнута.

 

Разновидности коммуникативного промаха

Примеры из ситуаций

Пантомимический промах

Испуганное, растерянное выражение лица, умоляющий взгляд учителя

Ритмико-интонационный промах

Тихий, взволнованный  голос учителя в очень шумном классе

Языковой промах

Учитель просит ребят успокоиться «Сели, ребята!», «Я прошу вас!», но звучит это неубедительно.


 
 

Образец ответа:

─ Причинами коммуникативных промахов и неудач могут быть невнимательное отношение к собеседнику, непонимание собеседника, плохое настроение и т.д.

Образец ответа:

─ Причиной коммуникативной неудачи Базарова и Кирсанова являются различия в индивидуальных свойствах говорящих, у них разные точки зрения, героям не суждено примириться или найти компромисс. 

    Коммуникативный  промах в «Змеином источнике»  возник вследствие того, что учитель, представший перед классом, ученикам не знаком, контакт с ними не установлен, поэтому класс не воспринимает девушку как учителя. Педагог показывает классу свою неуверенность, зажатость, ученики «перехватывают» коммуникативное лидерство.

Образец ответа:

─ В данной речевой ситуации задействованы Волынцев и Рудин. Цель общения не достигнута. Общение неудачно, в связи с тем, что отношения Волынцева и Рудина не заладились с начала их знакомства и после данного общения эти отношения приобрели вражеский характер. Рудиным был допущен коммуникативный промах в виде сбивчивости, растянутости, многословия речи, что привело к бешенству, ярости, агрессии Волынцева, и в итоге к конфликту, герои расстались можно сказать врагами. Причиной неудачного общения послужило нарушение этикетных форм общения.

─ В основном промахи связаны с нарушением должной уважительной интонации.

Пара студентов читают эпизод романа так, чтобы это привело к удаче, другая пара – к неудаче, остальные анализируют, мотивируя свою точку зрения.

Образец выполнения задания:

  • Говори правильно, соблюдая нормы русского литературного языка;
  • Говори правду, не преувеличивай;
  • Будь искренен;

Студенты по парам по очереди разыгрывают ситуации, остальные определяют удачно/неудачно, мотивируя свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5

Показать эпизод до того, как учитель хрястнул указкой по столу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 9


 

2. 4. Анализ результатов опытного обучения

Осуществив опытное обучение, мы получили возможность проверить сформированность умений по выявлению и анализу коммуникативных промахов и неудач в речи героев романа «Отцы и дети» и романа «Рудин» И.С. Тургенева. Для этого были проанализированы работы всех студентов, полученные в письменном виде (всего – 35 работ).

Представляем ход анализа и полученные данные.

 

2.5. Характеристика критериев для оценки итогового задания по анализу коммуникативных промахов / неудач в речевом поведении героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Занятие  опытного обучения было направлено на формирование умений выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи, кроме того, формирующий эксперимент был связан с реализацией этих умений при выполнении практического задания. В опытном обучении приняли участие 13 студентов второго курса и 22 студента четвёртого курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии.

  Для оценки сформированности умений выявлять и анализировать коммуникативные промахи / неудачи в речевом поведении героев романа «Отцы и дети» потребовалось выделить ряд четких критериев. При выборе критериев необходимо было учитывать способность обучаемых комплексно анализировать компоненты речевой ситуации, выявлять причины возникновения промаха / неудачи, определять их вид по различным основаниям и представлять вариант ответа, как можно было избежать неудачного общения в данной ситуации. Таким образом,  мы предполагали определить уровень сформированности коммуникативных умений, значимых для успешного анализа коммуникативных промахов и неудач героя художественной книги.

Оценка полученных результатов проводилась по следующим критериям:

  1. Полнота и аргументированность комплексного анализа речевой ситуации в соответствии с ее компонентами (кто говорит? с кем? о чем? с какой целью? удачным или неудачным является общение).
  2. Сформированность умения выявлять коммуникативный промах / неудачу героя в данной ситуации, определять их специфику (языковые, ритмико-интонационные, пантомимические).
  3. Наличие логичного законченного вывода в конце анализа.

Мы посчитали целесообразным объединить результаты выполнения итогового задания студентами второго и четвёртого курсов, поскольку, по нашему мнению, полученные итоги содержат незначительные различия.

Так, при анализе студенческих работ, выяснилось, что 75 % студентов второго и четвёртого курсов овладели умением выявлять и анализировать коммуникативные промахи и неудачи в речевом поведении героев рассматриваемых произведений. Среди сданных домашних работ нами было выявлено 25 % студентов, не справившихся с домашним заданием по анализу коммуникативных промахов и неудач.

Информация о работе Коммуникативные промахи и неудачи: теоретическое обоснование проблемы