Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:16, контрольная работа
работа содержит 7 заданий с ответами по каждой из четырех тем
Тема 1. Фонетические средства языка
1. Ответить письменно на вопросы. Сколько раз встречается звук в следующих предложениях? Почему такая разница?
В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись – и разойдемся вновь.
[Л] Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.
Звук [Л] встречается 3 раза, звук [Л'] – 4 раза, т.к. согласная буква перед гласными и и ю обозначает мягкий звук.
Люблю грозу вначале мая,
Когда весенний первый гром,
[Р] Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Звук [Р] встречается 5 раз, потому что в слове резвяся звук [Р'] – мягкий.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
[К] И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Звук [К] встречается 4 раза, т.к. в конце слов: снег, друг происходит оглушение буквы г.
2. Спишите, подчеркните слова, в которых ЧН произносится как [ШН].
Конечный, пшеничный, гоночный, девичник, очечник,
Лавочник, Лукинична, разгрузочный, конечно, коричневый,
скучно, справочник, полуночничать, молочник, яичница,
гаечный, прачечная, пряничный, скворечня.
3. Спишите, подчеркните слова, в которых согласные перед Е произносятся твердо.
Фарадей, телефон, тесто, свитер, картотека, бассейн,
антисептика, термин, интервью, метеор, декомпенсация,
тест, сервис, инфекция, стресс, пресса, телескоп, интернат,
компьютер, рейтинг.
В подчеркнутых словах согласные перед е произносятся твердо, потому что пишется е, а произносится э. Звук [Э] дает твердое звучание согласным.
4. Спишите, поставьте ударение в формах слов.
Живой – жива, живо, живы;
глухой – глуха, глухо, глухи;
старый – стара, старо, стары;
голодный – голодна, голодно, голодны;
бродить – бродишь;
звонить – звонишь;
быть – был, была, было, были;
начать – начала, начало, начали, начал;
продать – продала, продало, продали, продал;
варить – варишь;
лепить – лепишь.
5. Спишите, подчеркните те слова, в которых только твердые согласные звуки.
Рожь, яхта, юг, жир, дочь, пашешь, берег, смех, туча, кость,
класс, цирк, лилия, верит, щука, мяч, стол, берег, шина, мышь,
лось, лупа, уют, жижа, часы, пень, степь, пайка, рыжик, мед.
6. Спишите, подчеркните
только те слова, в которых
количество звуков и букв совпа
Ночь, юг, солнце, поют, моешь, дочь, ягода, синяя, пыль, бор,
лестница, ежик, класс, ухо, ария, какао, яд, подъем, металл, ар,
спорт, вьешь, ива, юбиляр, филиал, еда, грамм, сыр, мак.
7. Поставьте ударение в словах.
Алфавит, изображение, камбала,
Тема 2. Лексические нормы языка.
Светлый день (прямое значение) – наполненный светом солнца, издающий свет из себя.
Светлый ум (переносное) – способность ясно, четко, разумно мыслить, рассуждать, действовать.
Светлый взгляд (переносное) – радостный, ничем не омраченный, приятный.
Светлая память (переносное) – умерший, покойный, о котором вспоминают с уважением, почтением, любовью.
Светлая улыбка (переносное) – мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, выражая приветствие, удовольствие.
2. Составьте словосочетания с указанными словами, подтверждающие, что данные слова являются омонимами.
Гриб «Дождевик» – плащ-дождевик;
цветок «Кашка» – манная кашка;
шаровая молния – газета «Молния»;
глава книги – глава департамента;
белый свет – электрический свет;
кузнечный горн – пионерский горн;
навострить слух – пустить слух;
довольная мина (лицо) – подводная мина;
хитрая лисичка – гриб «Лисичка»
такса (цена) за проезд – охотничья такса.
3. Составьте синонимические пары.
Найти – отыскать;
наружность – внешность;
несчастье – горе;
обязательно – непременно;
перегнать – опередить;
подчиняться – повиноваться;
поединок – дуэль.
4. Расположите слова по возрастающей степени признака.
Большой – огромный – громадный – колоссальный – гигантский – исполинский
5. Исправьте предложения, используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов.
Чистое помещение нового университета производило своей аккуратностью приятное впечатление.
Глубина непроглядного леса пугала людей, которые в темноте потеряли дорогу.
Ракета, увеличивая скорость, полетела в полет.
Свой роман «Молодая гвардия» Фадеев посвятил юным краснодонцам, которые геройски погибли за счастье кубанского народа.
Следовательно, Лермонтов является прямым учеником Пушкина и унаследует его метод изображения жизненных случаев.
6. К приводимым в левой колонке словам подберите антонимы из правой колонки. Составьте с ними словосочетания.
Шум моря – тишина ночи;
найденная пропажа – редкая находка;
грязный пол – чистый платок;
небольшая ссора – прочный мир;
утро туманное – вечер дождливый;
убыток предприятия – прибыль продукции.
7. Найдите вторую часть
фразеологизма и допишите его.
Объясните его лексическое
Яблоку не где упасть (очень тесно из-за большого скопления людей).
На один зуб (чуть-чуть).
Раз, два и обчелся (не большое количество кого-либо или чего-либо, можно пересчитать).
Капля в море (ничтожно малое количество по сравнению с чем-либо).
Медвежья услуга (неловкая, неумелая попытка помочь, удружить, приносящая не пользу, а вред).
Важная персона (имеющий большое, особое значение, значительный).
Горькая правда (неприятная правда).
Тема 3. Грамматические нормы языка
1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, образуя формы имен существительных:
К завтраку был подан кофе с молоком. Покупатель попросил дать примерить правую туфлю. Читальный зал библиотеки хорошо проветривается. Крыша сарая покрыта толем.
2. Какого рода следующие аббревиатуры?
ГЭС (гидроэлектростанция) – женский род;
горздрав (городской здравотдел) – мужской род;
СНГ (союз независимых государств) – мужской род;
завком (зав. командира) – мужской род;
МХАТ (московский
художественный академический
ТАСС (телеграфное агентство Советского Союза) – средний род;
вуз (высшее учебное заведение) – мужской род;
гороно (городской отдел народного образования) – мужской род;
управдом (управляющий домами) мужской род;
ООН (организация объединенных наций) – женский род.
3. Раскройте скобки, расставьте в существительных ударения и обозначьте окончания.
Молодые инженер[ы], младшие офицер[ы], международные договор[ы], известные архитектор[ы], новые паспорт[а], опытные диспетчер[ы], мельничные жернов[а], красивые берег[а], приехавшие на совещание директор[а], маститые профессор[а], популярные лектор[ы], свежие торт[ы], оленьи рог[а], старые мастер[а], строгие инспектор[а], выдающиеся конструктор[ы].
4. Включите в текст нужную форму числительных.
Ухватилась обеими ручонками за меня. Вдали виднелись два деревца, у обоих вершины были сломаны. Двое сыновей у меня обоими горжусь. По обеим сторонам дороги были высажены березы. Жили-были две старушки. Обе маленькие, обе веселые, у обеих – ни роду, ни племени.
5. Перепишите, вставляя нужные по смыслу существительные или местоимения, раскрывая скобки.
Профессора университета собрались в кабинете ректора. Обсуждали учебный план. Я велел носильщику отвезти мои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе. Аудитория просила поэта прочитать еще раз его лучшие стихотворения. Много веков крестьянство находилось под гнетом крепостного. Оно не раз восставало против помещиков. Молодежь завода умело сочетает работу и учебу, она успешно овладевает сложными профессиями.
6. Перепишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках, и соответствующие предлоги.
Удивляюсь приезду брата – удивлен приездом брата; платить за путевки в санаторий – оплатить путевки в санаторий; рассказать о своих впечатления – поделиться своими впечатлениями; хранить твердую веру в победу – хранить твердую уверенность в победе; быть участником велогонки – участвовать в велогонке; отчитываться о проделанной работе – сделать отчет проделанной работы.
7. Исправьте ошибки в построении предложений.
Мы приехали в город, где находилась воинская часть, в которой служил мой брат. Дорога, по которой я шел, спускаясь к озеру, ярко блестела на солнце. Каждый студент обязан защитить дипломный проект по окончанию института. В густых лугах с буйной растительностью водилось множество птиц. Жителям села, пострадавшим от наводнения, была оказана своевременная помощь. Лодка, подгоняемая волнами и ветром, быстро неслась по реке.
Тема 4. Нормы русского правописания
1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Я шел не торопясь, отлично зная, что пароход по обыкновению пойдет с опозданием. Но, еще не добравшись до конца последнего переулка, я услышал второй гудок. Оставалось всего три минуты. Я пустился бегом, проклиная сегодняшнюю аккуратность капитана и мои похрамывающие часы. Переулок кончился. Я уже видел толпу провожающих, размахивавших шляпами и платками, отъезжавших. Только бы поспеть! Я ринулся вперед, сшибая встречных, как вдруг из под самых ног с визгом и лаем вынырнул Марс. Он вертелся и лаял так, точно его проткнули раскаленным железом. Он крутился жёлтым клубком, мчался винтом, сверля воздух своим вертлявым хвостом, прыгал, кидался на прохожих и фонари, проделывая все свои ловкие штуки, бросался к моему лицу и яростно гавкал. Эта бестия была в самом прекрасном настроении.
Я был обескуражен. Я готов был хватить его палкой. Что было делать? Вернуться обратно и ждать до завтра? Но мне положительно было необходимо ехать сегодня же. Поручить Марса носильщику, давать адрес, рыться в кошельке, объясняться? Но я уже вижу руку помощника капитана протягивающуюся к свистку. Я уже слышу этот свисток. Я бомбой вбегаю на мостки следом за Марсом и глаза всех устремлены на нас. А Марс чувствует себя как дома. Он уже на пароходе и призывно лает, боится, кабы не остаться одному.