Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:50, реферат
Целью исследования является раскрытие роли речевого этикета для специалиста по документационному обеспечению управления и архивоведения.
Объект исследования: речевой этикет специалиста документационного обеспечения управления и архивоведения.
Предметом исследования является речевой этикет специалиста документационного обеспечения управления и архивоведения.
Задачи исследования:
1)раскрыть содержание понятия "речевой этикет"
2)обозначить взаимосвязь и различие этикета и этики
Введение……………………………………………………………..…….2
1. Общее представление о речевом этикете
1.1 Речевой этикет…………………………………………..4-5
1.2 Функции речевого этикета……………………………...……….....5-7
1.3 Формулы речевого этикета……………………………………….7-10
2. Этикет и этика
2.1 Этикет……………………………………………………………..11-13
2.2 Этика……………………………………………………………....13-14
2.3 Этикетные и этические нормы…………………………………..14-15
3. Административный речевой этикет
3.1 Административная речь и официально-деловой стиль………..16-17
3.2 Речевой этикет в документах……………………………............17-19
4. Национальные особенности речевого этикета разных народов
4.1 Особенности приветствий в речевом этикете разных народов..20-23
4.2 Фразы и слова в речевом этикете разных народов……………..23-24
4.3Национально-культурный подход понимания общения у разных народов…………………………………………………………..……25-26
Заключение…………………………………………………………...26-27
Литература………………………………………………………….........28
Разрешите (позвольте) вас приветствовать.
Добро пожаловать!
Мое почтение
Среди военнослужащих принято приветствовать словами:
Здравия желаю!
По этому приветствию узнают военных в отставке.
При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:
Позвольте (разрешите) представиться
Моя фамилия Сергеев
Меня зовут Валерий Павлович
Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.
Официальные формулы приветствия:
Здравствуйте!
Добрый день!
Неофициальные формулы приветствия:
Привет!
Здравствуй!
Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.
В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.
Приглашение:
Позвольте (разрешите) пригласить вас…
Приходите на праздник (юбилей, встречу)
Будем рады видеть вас
Поздравление:
Разрешите поздравить вас с…
Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…
Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:
Сделайте одолжение…
Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…
Будьте любезны…
Не могу ли попросить вас…
Очень вас прошу…
Советы и предложения
не стоит высказывать в
Разрешите порекомендовать вам…
Позвольте обратить ваше внимание на…
Я бы предложил вам…
Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:
(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие)
В настоящее время это (сделать) невозможно
Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой
Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу. Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).
2.ЭТИКЕТ И ЭТИКА
2.1 ЭТИКЕТ
Этикет тесно связан с этикой. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической.
Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты. Вторая сторона свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения.
Этикет основан на нравственной
норме, на добрых чувствах, отражении
душевного богатства личности. Он
предполагает определенные манеры поведения
и требует использования
Вежливость в речевой деятельности является одним из основополагающих элементов. Принципу вежливости и его использованию посвящено немало работ.
Р. Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил:
По мнению Н.И. Формановской,
цель принципа вежливости - поддерживать
социальное равновесие и такие социально-речевые
отношения, которые позволяют
О самой вежливости Н.И. Формановская пишет следующее: "Явление вежливости - это целая многоаспектная категория, состоящая из сложившихся в обществе носителей языка представлений об этических нормах поведения, в том числе речевого. Считается, что быть вежливым - это придавать партнеру ту социальную роль, на которую он претендует (или несколько выше); быть невежливым - это придавать партнеру социальную роль ниже той, на которую он претендует. Вежливость - это проявление уважения к партнеру, выраженная с помощью языковых/речевых единиц".
По И.А. Шаронову, основная роль принципа вежливости - "различными способами в зависимости от типов взаимодействия коммуникантов поддерживать между ним социальное равновесие и хорошие отношения".
По мнению Дж. Лича, принцип вежливости является определенной стратегией общения, направленной на сотрудничество и предотвращение возможных конфликтных ситуаций. Принцип вежливости находит свое отражение в шести максимах (постулатах): максима такта (соблюдай интересы другого), максима
великодушия (уменьшай собственную выгоду и увеличивай выгоду других), максима одобрения (меньше ругай, больше хвали), максима скромности (не хвали себя), максима согласия (чаще соглашайся с партнером), максима симпатии (выражай симпатию к партнеру).
Особенность максим вежливости состоит в том, что их слишком усердное их соблюдение (гипертрофированная вежливость, лесть) вызывает дискомфорт.
Г. Г. Почепцов главным моментом в понимании вежливости выделяет то, что "феномен этикетизации заключается в стремлении собеседников нанести наименьший ущерб друг другу".
Структура этикета:
Компоненты этикета:
2.ЭТИКА
Слово "этика" происходит от греч. ethos - нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал "этическими" добродетелями (достоинствами) человека такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а "этику" - наукой об этих качествах. По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержания, а главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме. Она должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.
Этика - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.
Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер. Исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (одобрение или осуждение).
Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе.
Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.
Как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина, "добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства".
В противоположность добру зло - это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от истоков бытия, к гибели.
В этом мире нас все подталкивает ко злу, а к добру ничто не побуждает, кроме свободы.
Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями общества целей и средств их достижения.
Этика определяет разумность поведения по двум аксиомам:
общаться с равным как с равными, со старшим как со старшим, с подчиненным как с подчиненным.
Речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, научно-культурных традициях.
Принципы русской речевой этики:
умение выслушать собеседника, сопереживая
краткость в беседе
доброе слово добродетельно, лесть греховна
2.3ЭТИКЕТНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм:
Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учет возраста, пола, служебного и общественного положения партнера по общению.
Более того, необходимо поставить
партнера по общению в центр внимания,
проявлять интерес к его
Ради этого стоит избегать слишком длинных предложений, полезно делать небольшие паузы, использовать речевые формулы поддержания контакта: вы, конечно, знаете…; вам, вероятно, интересно будет узнать…; как видите…; обратите внимание…; следует заметить… Нормы общения определяют и поведение слушающего:
-необходимо отложить другие дела, чтобы выслушать человека. Это правило является особенно важным для тех специалистов, работа которых заключается в обслуживании клиентов.
-слушая, надо уважительно и терпеливо относиться к говорящему, стараться выслушать все внимательно и до конца. В случае сильной занятости допустимо попросить подождать или перенести разговор на другое время. В официальном общении совершенно недопустимо перебивать собеседника, вставлять различные замечания, тем более такие, которые резко характеризуют предложения и просьбы собеседника. Как и говорящий, слушающий ставит своего собеседника в центр внимания, подчеркивает свою заинтересованность в общении с ним. Следует также уметь вовремя высказать согласие или несогласие, ответить на вопрос, задать свой вопрос.
Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности.
Информация о работе Национальные особенности речевого этикета разных народов