Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:27, курсовая работа
Цель данной работы: необходимо изучить и систематизировать такое сложное и комплексное явление как речевая агрессия, а также причины ее проявления в студенческой среде.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
1. Изучить и понять суть природы речевой агрессии.
2. Изучить научную литературу, касающуюся речевого поведения в студенческой среде.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Особенности речевого поведения студенческой молодежи.…………4
1.1. Речевое поведение как форма социального поведения………………….4
1.2. Понятие речевой агрессии, коммуникативного конфликта……………..7
1.3. Формы речевой агрессии: эксплицитные и имплицитные.……...……..12
Глава II. Речевая агрессия в среде студентов как важная морально-этическая проблема современности……….………………………………….……………17
2.1. Формы речи как отражение системы ценностей в студенческой среде.…………………...........................................................................................17
2.2. Общение студентов со старшим поколением, сверстниками.....……....21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Особенности речевого поведения студенческой молодежи.…………4
Глава II. Речевая агрессия в среде
студентов как важная морально-этическая
проблема современности……….…………………………………
2.1. Формы речи как отражение
системы ценностей в
2.2. Общение
студентов со старшим
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Современное российское общество, определяемое как переходное, активно меняет свои экономические, политические и социально-культурные установки. При этом мало что характеризует общество так ярко и точно, как речь. Понять, какие социальные изменения происходят в обществе, можно путем изучения речевого поведения членов различных социальных групп, так как оно отражает изменение системы нравственных норм и ценностей общества. Речевой процесс всегда «включен» в действительность и представляет собой реальный фактор управления в общественной жизни людей.
Объектом изучения выбрана студенческая молодежь. Именно она будет сменой уходящего поколения. Изучение речевого поведения этой социальной группы не только представит ситуацию текущего момента в обществе, но и даст возможность увидеть тенденции будущего. В особенности, на мой взгляд, это касается негативных тенденций, развивающихся в речевом поведении молодежи.
Актуальность проблемы несомненна. Она обусловлена важным фактором нашей реальности – сменой образовательной парадигмы: современная стратегия образования направлена на развитие личности.
Можно сформулировать цель
данной работы: необходимо изучить
и систематизировать такое
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
Объектом исследования выбрано речевое поведение студенческой молодежи г. Санкт-Петербурга, так как именно молодежь является главным индикатором состояния общества и его возможного развития.
Предметом исследования является речевая агрессия как тип речевого поведения студенческой молодежи в условиях переходного российского общества: основные характеристики, особенности, тенденции, возможности воздействия и управления.
Глава I. Особенности речевого поведения студенческой молодежи
В настоящее время понятие ‘
- речевое поведение –
- речевое поведение – это
речевые поступки индивидуумов
в предлагаемых
- под речевым поведением
- речевое поведение – осознанная и неосознанная система поступков, раскрывающих характер и образ жизни человека3.
- речевое поведение – это
не столько часть поведения
вообще, сколько образ человека,
составляющийся из способов
Рассматривая структуру речевог
Стилевые характеристики участников общения проявляются в особенностях речевого стиля коммуникантов, в используемой ими коммуникативной стратегии и тактике. Стили могут быть ранжированы по степени внимания говорящих к своей речи: одностильно говорящий – это тот, кто вступает в речевое общение, уделяя выбору языковых средств минимальное внимание, в разных ситуациях и с разными партнерами он не способен проявить языковую гибкость. Человек, обладающий высоким уровнем языковой компетенции – тот, кто стремится сохранить свой стилевой облик в разных коммуникативных сферах, но при этом умеет выполнять различные речевые роли, использовать разностильный речевой репертуар в зависимости от обстоятельств общения. Стили слушания также можно расположить между двумя крайними позициями: от умеющих (желающих) до не умеющих (не желающих) слушать/слышать.
Речевое поведение - это проявление поведения в словесной форме, которое состоит из фраз, внутреннего подтекста, интонаций. Речевое поведение студента в целом служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. Речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, которая проявляется в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.
В состоянии
эмоциональной напряженности
Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т. д.
Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи - грамматическая незавершенность фраз, которая конкретизируется в нарушении логической связи и последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности.
Говорящий человек отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако пытаясь ее исправить, обычно еще больше «путается».
В доказательство можно привести пример из студенческой жизни: студенты, излагающие материал в обычных условиях семинара, а также в ходе экзамена. В студенческой аудитории говорящий свободно излагает материал, пользуясь всем лексическим запасом. В ходе экзамена студент чувствует себя менее комфортно, в его ответах снижается количество употребляемых слов и глаголов по сравнению с числом прилагательных и наречий, увеличивается количество слов обозначающих неуверенность («по-видимому», «может быть», «вероятно»). Возникают повторы отдельного слова или нескольких стоящих рядом. Растёт число слов, выражающих оценку объектов, событий (так называемая семантическая безысключительность с использованием слов «никакой», «всегда», «совсем», выступающая характерным признаком эмоционально-окрашенной речи). Удлиняются паузы обдумывания, допускаются «самоперебивы» с целью исправить уже сказанное, что портит общее впечатление об ответе.
В настоящее время исследование агрессии проводится в ряде гуманитарных наук: психологии, философии, социологии, культурологи, лингвистики. Можно выделить два подхода к определению термина агрессия:
1. Первый подход основывается на оценке поведения. Согласно трактовке Р. Бэрона и Д. Ричардсона, агрессия - «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения»5;
2. Второй – рассматривает агрессию как намерение: агрессия - «любой вид поведения, приносящий вред другому» (А. Басс); «целенаправленное коммуникативное действие, ориентированное на то, чтобы вызвать негативное эмоционально-психологическое состояние у объекта речевого воздействия» (К.Ф. Седов); «это любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту» (Ю.В. Щербинина).
Анализируя научную литературу по данной проблеме можно заметить, что среди лингвистов нет как единого понимания сущности агрессии в речи, так и общего термина. Встречаются такие формы употребления, как речевая агрессия, вербальная агрессия, языковая агрессия, словесная агрессия.
А. Басс определяет вербальную агрессию, как «выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань)». Ю.В. Щербинина дополняет данное определение: «вербальная агрессии – словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме»6.
Однако подобное понимание речевой агрессии делает акцент на осознанном и целенаправленном выражении агрессии по отношению к конкретному лицу, то есть ученые указывают на эксплицитный характер агрессии. Согласно словарю терминов агрессии Д.В. Жмурова «Эксплицитная агрессия - агрессия, причины которой являются осознанными и вполне конкретными»7. В тоже время существует понятие «имплицитной агрессии», то есть такой агрессии, которая обусловлена неосознаваемыми факторами (не связанна в сознании агрессора с чем-то конкретно, неприязнь к определённому человеку). Поэтому определение речевой агрессии в общем виде можно сформулировать, как проявление прямых или косвенных вербально - агрессивных действий по отношению к третьему лицу.
В данной работе речевая агрессия
рассматривается как
При таком подходе основным показателем речевой агрессии выступают стилистически маркированные языковые и речевые средства (экспрессивно-окрашенная лексика, грубо-просторечные слова и словосочетания и т.д.), которые оцениваются с точки зрения этичности или неэтичности их употребления в том или ином дискурсе.
Успешность речевого общения во многом определяется слагаемыми прагматического характера. Неуспешность, неэффективность речевого общения приводит к явлениям, получившим название коммуникативного дискомфорта (или коммуникативного сбоя), коммуникативной неудачи и коммуникативного конфликта8.
Б.Ю.Городецкий дает следующее определение коммуникативной неудачи: «Коммуникативная неудача в широком смысле – всякая коммуникативная неудача, то есть любой случай, когда с помощью речевого действия не достигается его практическая цель. Коммуникативная неудача в узком смысле: коммуникативная неудача, при которой не достигнута не только практическая цель, но и коммуникативная цель»9.
О.П.Ермакова и Е.А.Земская дают следующее определение коммуникативной неудачи: «это полное или частичное непонимание высказывания партнером коммуникации, то есть неосуществление или неполное осуществление коммуникативного намерения говорящего»10. Как отчетливо следует из определения, коммуникативные неудачи сводятся к неудачам, обусловленным фактором вербализации и понимания. Основными причинами коммуникативных неудач, по мнению данных авторов, являются: 1) особенности языковой системы; 2) различия говорящих; 3) прагматические факторы.