Риторика как искусство речевого взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 00:04, реферат

Краткое описание

Искусство слова, умение говорить не только красиво, но и правильно, и убедительно – искусство древнейшее.

Речь человека – это лакмусовая бумажка его общей культуры, владение литературным языком составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности и, наоборот, «языковая малограмотность, - как говорил еще М.Горький, - всегда является признаком низкой культуры…». Примечательны в этом смысле и слова К.Г.Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».1

С незапамятных времен человечество понимало особую роль языка в нашей жизни: слово было, есть и будет не только средством человеческого общения (это его важнейшая и непосредственная функция), но и средством воспитания, распространения знаний, взаимодействия людей между собой.

Вложенные файлы: 1 файл

Риторика как искусство речевого взаимодействия.docx

— 25.43 Кб (Скачать файл)

Государственный университет - Высшая Школа Экономики

Санкт- Петербургский  филиал 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «РИТОРИКА»

на тему: «Риторика как искусство речевого взаимодействия» 
 
 
 

студентки      Герасимовой Олеси Михайловны 

группа № 101 
 
 
 
 
 

                                                                                                                       Проверила: Кузина Е.Е

                                                                                                                                         _______              ___________

       дата                             подпись 
 
 
 

2011 г.

Риторика  как искусство  речевого взаимодействия

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится  мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее  на земле – печаль

И долговечней  – царственное слово.

(А.Ахматова) 

    Искусство слова, умение говорить  не только красиво, но и правильно,  и убедительно – искусство  древнейшее.

    Речь человека – это лакмусовая  бумажка его общей культуры, владение  литературным языком составляет  необходимый компонент образованности, интеллигентности и, наоборот, «языковая  малограмотность, - как говорил еще  М.Горький, - всегда является признаком  низкой культуры…». Примечательны  в этом смысле и слова К.Г.Паустовского: «По отношению каждого человека  к своему языку можно совершенно  точно судить не только о  его культурном уровне, но и  о его гражданской ценности».1

    С незапамятных времен человечество  понимало особую роль языка  в нашей жизни: слово было, есть  и будет не только средством  человеческого общения (это его  важнейшая и непосредственная  функция), но и средством воспитания, распространения знаний, взаимодействия  людей между собой.

    В Древней Греции, как повествует  старинная легенда, спартанцы,  оказавшиеся в затруднительном  положении в борьбе с врагами,  обратились за помощью к Дельфийскому  оракулу. Они просили прислать  им опытного полководца, сильного  и храброго. Каково же было  их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им учителя  Тиртея, не искушенного в военном  деле, и, вдобавок, еще хромого.  Спартанцы не смели ослушаться  оракула и поставили Тиртея  во главе войска. И что же? Оказалось,  что Тиртей владел одним из  самых могучих орудий, каким могут  пользоваться люди, - силой зажигательного  слова. Тиртей, идя впереди войска, пел пламенные гимны доблестным  воинам, клеймил позором предателей  и трусов. Он пел, и спартанцы,  воодушевленные его песнями, воспрянули  духом и разбили врагов.  «Слово  – полководец человеческой силы»  (В.Маяковский).2

    О значении слова для общества  говорится и в многочисленных  пословицах и поговорках: «Человеческое  слово стрелы острее», «Пулей  попадешь в одного, а метким  словом - в тысячу», «Ветер горы  разрушает, слово народы поднимает».

    Из всего вышесказанного можно  сделать важный вывод: язык, речь -   не только средство человеческого  общения, но и средство воздействия  на людей и средство взаимодействия  между людьми.

    Сократ, Демосфен, Цицерон… Имена  античных ораторов известны всем  со школьной скамьи.  Риторическое образование - основной вид образования Древней Греции и Древнего Рима в течение более чем целого тысячелетия.

    Современный человек  на протяжении  всего курса обучения (дошкольное  образование, школа, ВУЗ), казалось  бы, тоже изучает все разделы  языкознания, литературу, историю,  но, задумаемся: многие ли из нас  могут «словом полки за собой  повести»?.. Ответ очевиден.

    С новой силой интерес к  риторике вспыхнул в середине  ХХ века. Он объясняется бурным  развитием  информации и информационных  технологий.  Сегодня человек  проводит в устном общении  более 65% своего рабочего времени.  Какое же определение дают  специалисты современной риторике? Н. А. Михайличенко ориентирует своих слушателей на публичное выступление: «Риторика — наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию». По мнению же известного ученого Ю. В. Рождественского, такое определение риторики является неполным. Он пишет: « …история риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью»3.

    Что же включает в себя понятие «речевое взаимодействие»? Это взаимонаправленный речевой процесс, это диалог, это  умение находить компромисс на коммуникативном  уровне (не умаляя при этом своей  и чужой позиций), это ситуативная  определенность речи, ее целесообразность и т.д.

    «Истинное красноречие – это умение сказать  все, что нужно, и не больше, чем  нужно» (Ф.Ларошфуко).

    Сделать речь целесообразной — значит найти  ее соответствие цели говорящего, или, выражаясь языком современной науки, речевому намерению.

    Воздействовать  на аудиторию — значит подвигнуть людей на активные действия, а иногда, может быть, заставить изменить образ  жизни и мировосприятие.

    Гармонизировать отношения говорящего и адресата — сегодня непременное требование к успешной речи. Это значит, что  современная риторика должна обеспечить взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов.

    В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые  касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться  достойно вести себя в споре, уметь  направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а  не пустым препирательством, важно  всегда, а сегодня - особенно.

    Риторика  повседневного общения дает знания о речевом поведении людей  в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она помогает нам  найти  ответы на следующие вопросы: как  возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в  их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?4

    Риторика является не только  древнейшей из наук, но, прежде  всего искусством слова, умением,  талантом говорить, требует от  человека не просто специальной  подготовки, но, так называемого  «языкового чутья», начитанности, общей  эрудиции, высокого культурного  уровня. Ведь,  если вам нужно  в чем-то убедить человека, призвать  к чему-либо, отстоять свою точку  зрения, даже просто – рассказать  о своих чувствах – вы должны  обладать целым арсеналом языковых  средств, уметь ими оперировать,  знать о законах воздействия  жеста (а это уже знания из  психологии), представлять себе особенности  использования фонетических средств  и т.д.

    Красноречие рождается из многих  знаний и умений. Для того чтобы  быть хорошим оратором, по словам  Цицерона, «...необходимо усвоить  самые разнообразные познания, без  которых беглость в словах  бессмысленна и смешна; необходимо  придать красоту самой речи, и  не только отбором, но и расположением  слов; и все движения души, которыми  природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство  красноречия в том и должны  проявляться, чтобы или успокаивать,  или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединиться  юмор и остроумие, образование,  достойное свободного человека, быстрота и краткость как в  отражении, так и нападении,  проникнутые тонким изяществом  и благовоспитанностью. Кроме  того, необходимо знать всю историю,  чтобы черпать из нее примеры;  нельзя также упускать знакомства  с законами и гражданскими  правами. Нужно ли мне еще  распространяться о самом исполнении, которое требует следить и  за телодвижениями, и за жестикуляцией,  и за выражением лица, и за  звуками и оттенками голоса?»5

    Основное  требование к современной речи —  это её эффективность. Этому требованию она может отвечать только тогда, когда говорящий владеет языковой культурой. Работа над языком и стилем — обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста.

Продуманная, тщательно выверенная речь в живой  аудитории должна быть хорошо произнесена. Четкость, ясность, интонационное богатство  речи облегчают общение в любой  ситуации.

    Убеждение с помощью речи может быть действенным, если говорящий, его личность и поведение  имеют определенные особенности. «Мы  слушаем не речь, а человека, который  говорит», — гласит риторика.

«Говори, чтобы я мог узнать тебя», —  сказал Сократ.6

    Современные руководства по ораторскому искусству  указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники:

  1. обаяние;
  2. артистизм;
  3. уверенность;
  4. дружелюбие;
  5. искренность;
  6. объективность;
  7. заинтересованность, увлеченность.
 

   Таким образом, разносторонне развитая, духовно  богатая личность, человек, знающий  историю, язык, литературу, могущий  аппелировать с легкостью самыми разнообразными фактами из разных областей человеческих знаний – вот кем  должен быть искусный оратор сегодня.

    Главное требование риторики  – эффективность речи. «Конечная  цель красноречия – убеждать  людей» (Ф.Честерфилд).  Выполнить  это требование можно, обладая  определенными знаниями и умениями.7

    Риторически образованный человек  должен видеть речевую ситуацию  и, учитывая особенности адресата, руководствуясь законами риторики, уметь приспособить к ней речь.

    Существует большое количество  учебников и учебных пособий  по риторике. В каждом из них  рассматриваются определенные проблемы, расставляются свои акценты. Это  объясняется тем, что за двадцать  пять веков своего существования  риторика накопила огромный запас  знаний, которыми можем пользоваться  и мы. И тот факт, что интерес  к риторике растет во всем  мире, позволяет рассматривать ее  не просто как дисциплину, науку,  но и как искусство, где огромную  роль играет личность оратора. 

    Таким образом, риторика как наука включает в себя владение многими знаниями, а как искусство требует от человека силы и неординарности личности. «Красноречив тот, кто даже непроизвольно  заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего» (Л.Вовенарг).

    Хочется надеяться, что в современном  многополярном, таком проблемном и  зачастую несправедливом мире, именно красноречие, риторика как наука  и искусство людей общаться и  договариваться, язык в его коммуникативной  компетенции помогут людям найти  цивилизованные мирные пути решения  ключевых проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александров Д.Н.  «Риторика: учебное пособие». М.: Новая литература, 2002.
  2. Баева О.А. «Ораторское искусство и деловое общение». М.: Деловая литература, 2000
  3. Жинкин Н.И.  «Язык- речь – творчество (Избранные труды)». М., 1998
  4. Зарецкая Е.Н. «Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.» М: Эксмо,.  1999.
  5. Иванов В.В. «Теория риторики». М.: Москва-Издание, 2000
  6. Львов М.Р. «Риторика. Учебное пособие». М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1996.
  7. Михальская А.К. «Основы риторики: Мысль и слово» М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,. 1996

Информация о работе Риторика как искусство речевого взаимодействия