Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 02:44, контрольная работа
Как показывает практика, умение целенаправленно слушать других имеет огромное значение для взаимопонимания. Однако слушать и слышать – не совсем одно и то же. Слышать означает физически воспринимать звук, а слушать – это не просто направлять слух на что-либо, а сосредоточиться на воспринимаемой информации, понимать значение принимаемых звуков.
ВВЕДЕНИЕ 3
Процесс слушания и его стили 5
Приемы и виды слушания 9
Техника эффективного слушания 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Наш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он сейчас всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно – успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться «на равных». В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание. Тут важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Если эмоции партнера направлены на вас, главная задача – не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений».
Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализуют, не критикуют, не поучают.
К основным правилам эмпатического слушания относятся:
Кроме того, существует три вида слушания по типу коммуникантов.
Эти типы могут взаимодействовать в процессе усвоения речи слушающим или чередоваться в рамках одного речевого контакта:
ТЕХНИКА ЭФФЕКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
На первый взгляд может показаться, что слушать легче всего, но на самом деле это тяжелый труд. Очень силен соблазн во время высказывания другого человека думать о том, что хотите сказать ему вы. Заметнее всего это тогда, когда человек прерывает речь другого. Он так сосредоточен на том, что хочет сказать сам, что не слушает. Поэтому ни в коем случае не перебивайте собеседника. Прерывая его речь, вы показываете, что то, о чем хотите сказать вы, гораздо важнее того, о чем говорит он.
Слушать – это не значит просто хранить молчание, когда говорит другой человек. Это значит вникать в его слова, понимать, что он говорит и почему. Если вы чего-то не понимаете, не стесняйтесь переспрашивать.
Основные принципы эффективного и внимательного слушания:
Как уже упоминалось выше, процесс слушания состоит из двух этапов.
На первом происходит собственно слушание собеседника. На втором после обдумывания и, если нужно, уточнения сказанного высказывается свое отношение к услышанному.
Чтобы повысить эффективность обмена информацией, нужно прежде всего уяснить себе цель речевого воздействия.
О цели собеседника мы судим не только по тому, что он говорит, но и по тому, как он это делает.
Если в потоке слов, которые обрушивает на нас собеседник, угадывается желание выразить свои чувства или отношение к событию, не мешайте ему высказаться, применяйте пассивное слушание.
Если собеседник пришел с сообщением или от него можно ожидать советов и предложений, эффективнее активное слушание. Оно полезно также в том случае, когда клиент или партнер взволнованы каким-то событием и не могут обстоятельно рассказать о нем. В этом случае рекомендуется сначала слушать собеседника пассивно, дать ему возможность выразить свои чувства и лишь затем «добывать информацию» активным слушанием.
Если собеседник находится
в сложном эмоциональном
Конечно, в процессе одного и того же разговора тип слушания, как и само поведение, может меняться. Для всех типов слушания необходимо отражение чувств собеседника: поза, выражение лица, взгляд должны свидетельствовать о внимании к собеседнику, меняться в соответствии с тем, что и как он излагает.
Второй этап слушания очень
ответственен: умолкнув, собеседник ждет,
что вы скажете. И здесь нужно
проявить все свои лучшие качества
– тактичность, быстроту мышления,
способность к анализу
Несколько дополнительных практических советов по технике слушания: