Современный русский язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:45, доклад

Краткое описание

Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 224.31 Кб (Скачать файл)

Классифицируются  варианты в зависимости от разных признаков. По принадлежности к языковым типам единиц выделяются варианты:

1) произносительные (було[ч']ная - було [ш] ная, же [н'] щи-на -же [н] щина, до[жд]м - до [ ж']м и под.);

2) словоизменительные (тракторы -трактора, в цехе в цеху, гектар -гектаров и под.);

3) словообразовательные (резание -резка, прошивание -прошивка, набивание -набивка и т.д.);

4) синтаксические: а) предложного управления (ехать на трамвае ехать трамваем, высота в 10 метров -высота 10 метров, замечания по адресу кого-либо замечания по адресу кого-либо); б) беспредложного управления (ждать самол ema ждать самолет, не могут прочесть книгу -не могу т прочесть книги, два основные вопроса -два основные вопроса и др.);

5) лексические (кинофильм -кинокартина -кинолента, интернациональный -международный, экспорт -вывоз, импорт -ввоз и т.д.) [12].

Необходимо  отметить, что фонетические, словообразовательные и грамматические варианты, по существу, представляют собой семантические  дублеты, лексические же варианты стоят  несколько обособленно. Как отмечает Л.К. Граудина, классификация вариантов  по их принадлежности к| языковым типам единиц вряд ли целесообразна; она интересна только с точки зрения относительной частоты вариантов одних типов сравнительно с другими. P . M . Цейтлин классифицирует варианты по видам стилистических соотношений между членами пар, выделяя, с одной стороны, группы пар вариантов, в которых один из членов резко стилистически окрашен (блато болото, брещи -беречь, шлем -шелом), а с другой - пары, в которых варианты наиболее близки друг к другу в стилистическом отношении (краткий-короткий, беспрестанный бесперестанный и под.).

Такой подход к вариантам большинством исследователей признается плодотворным. К примеру, М.В. Панов считает, что в основу классификации вариантов должны быть положены типы стилистической оппозиции. При этом не важно, варьируются ли синтаксемы, лексемы, морфемы фонемы. Главными являются стилистические закономерности, управляющие их функционированием  в речи.

В процессе языкового  развития число вариантов, по мнению большинства исследователей, заметно  и непрерывно сокращается. Это происходит вследствие повышения все общей  грамотности населения, усиления влияния  на культуру речи средств массовой информации и пропаганды, нормализаторской деятельности языковедов, постоянной унификации в области орфографии и орфоэпии, усиления книжных стилей языка - речи и т.п.

В лингвистической  литературе последних лет различают  два типа норм: императивные и диспозитивные.

Императивные (т.е. строго обязательные) - это такие  нормы, нарушение которых расценивается  как слабое владение русским языком (например, нарушение норм склонения, спряжения или принадлежности к  грамматическому роду). Эти нормы  не допускают вариантов (невариативные), любые другие их реализации рассматриваются как неправильные: встретился с Ваней (не с Ванем), звоня?т (не зво?нят), кварта?л (не ква?ртал), моя мо?золь (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью).

Диспозитивные (восполнительные, не строго обязательные) нормы допускают стилистически различающиеся или нейтральные варианты: и?наче -ина?че, скирд -скирда, гренки? -гре?нки(разг.), мышле?ние -мы?шление (устаревающее)ви?хриться -вихри?ться (допустимо),коричневый -коришневый, кусок сыра -кусок сыру, зачетная книжка - з ачетка, поехало трое студентов -поехали трое студентов. Оценки вариантов в этом случае не имеют категорического (запретительного) характера, они являются более "мягкими": "так сказать лучше или хуже, уместнее, стилистически более оправданно" и под. Например, в устной речи актеров фраза Я работаю на театре получила широкое распространение (как и наречиеволнительно: Все это очень волнительно). В письменной речи уместнее употребить фраз yЯ работаю в театре. Моряки говорят компа?с, рапо?рт, в то время как общелитературная норма ко?мпас, ра?порт. 

"Кодифицированные  нормы литературного языка - это  такие нормы, которым должны  следовать все носители литературного  языка. Любая грамматика современного  русского литературного языка,  любой его словарь есть не  что иное, как его кодифицирование".

Таким образом, то или иное явление, прежде чем стать  в КЛЯ нормой, переживает процесс  нормализации, а в случае благоприятного исхода (широкого распространения, общественного  одобрения и т.п.) закрепляется, кодифицируется в правилах, фиксируется в словарях с рекомендательными пометами.

При кодификации происходит отбор того, что предписывается употреблять как правильное. Адекватность отражения объективной нормы зависит от методов анализа, которыми пользуется кодификатор. Кодифицированная норма часто отстаёт от реально сложившейся.

9. Фонетика. Основные  разделы фонетики. Фонетическое членение  речи: сегментные  и суперсегментные  единицы. 

Фонетика - наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч. phonē - звук).

Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение  невозможно. С другой стороны, для  речевого общения чрезвычайно важно  различение произносимого слова  среди других, сходных по звучанию. Поэтому в фонетической системе  языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.

К фонетическим средствам русского языка с разграничительной  функцией относятся звуки, ударение (словесное и фразовое) и интонация, часто выступающие совместно  или комбинированно.

Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков (ср.: галка - галька, бой - вой, рот - крот, нос - сон).

Словесное ударение разграничивает слова и формы слов, одинаковые по звуковому составу (ср.: клубы - клубы, дыры - дыры, руки - руки).

Фразовое  ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).

Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте  фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?).

Звуки и  словесное ударение как разграничители значимых элементов речи (слов и их форм) связаны с лексикой и морфологией, а фразовое ударение и интонация - с синтаксисом.

Сегментные  единицы в звучащей речи

Фонетическое  слово делится на слоги, а слоги  – на звуки. Разные линейные отрезки  речевого потока называются   сегментными   единицами . Звук – это наименьшая  сегментная   единица . Каждая следующая по величине  сегментная   единица состоит из более мелких: слог – из звуков, фонетическое слово – из слогов, речевой такт – из слов, фраза – из тактов.

Суперсегментные   единицы  языка

Звуковые  единицы  языка могут быть сегментными (линейными) и  суперсегментными .

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова  и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные   единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные  суперсегментные   единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я думал.

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., знаю я.

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «под руку».

Таким образом, границы  слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это  выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний  звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет  большую длительность, чем безударные слоги.

Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной  высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает  и по нему определяется основной вид  ударения в том или ином языке.

В русском языке  силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога. 
 

10. Артикуляция и  артикуляционная  база. Речевой аппарат,  его устройство  и функции отдельных  частей. 

11. Артикуляционная  классификация гласных  звуков русского  языка. Позиционные  и комбинаторные  изменения гласных  звуков в речевом  потоке.

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация  гласных учитывает следующие  условия образования гласных: 1) степень  подъема языка, 2) место подъема  языка и 3) участие или неучастие  губ. Самым существенным из этих условий  является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит  качество гласного.

По степени вертикального  подъема языка различаются гласные  трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].

Движение языка  по горизонтали приводит к образованию  гласных трех рядов: гласные переднего  ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].

Участие или неучастие  губ в образовании гласных  является основой для деления  гласных на лабиализованные (сгубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].

Подъем Ряд
Передний Средний Задний
Нелабиализованные Лабиализованные
Верхний и ы у
Средний э [э]*   о
Нижний   а  

Здесь и  далее - обозначение среднего гласного подъема э [е] нельзя путать с буквой е.

Звуковой  закон в области  гласных звуков

Редукция  гласных. Изменение (ослабление) гласных  звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Гласные в  слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б'иеда] (беда) и т.п.

Гласные в  слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п'ьл'иена] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п. 
 

12.Артикуляционная классификация согласных звуков русского языка. Позиционные и комбинаторные изменения согласных звуков в речевом потоке.

Согласные звуки  отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости  рта при произнесении. 

Согласные различаются: 

по участию шума и голоса,

по месту образования  шума,

по способу образования  шума,

по отсутствию или  наличию мягкости.

Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м'], [н], [н'], [л], [л'], [р], [р']. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [ '], [з], [з'], [j], [γ], [γ'], [ ], [ ], образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш], [ '], [х], [х'], [ц], [ч], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса (см. § 62).

Информация о работе Современный русский язык