Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:45, доклад
Язык – важнейшее средство общения между людьми. Неразрывно связанный с человеческим мышлением, он является так называемым социальным средством хранения и передачи информации. Язык представляет собой одно из важнейших средств управления поведением человека. Языки, присущие разным народностям, различаются между собой, но есть у них общие закономерности. Поэтому, говоря о сущности языка, мы объясняем сущность как любого мирового языка, так и всех их в совокупности.
Общепоэтические образные метафоры отличаются от только что приведенных тем, что они более характерны для художественной речи (поэтической и прозаической). Например: весна (в значении 'молодость'): "Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?" (П.); "И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою!" (Маяк.); дремать (в значениях 'быть неподвижным' или 'не проявляться, оставаться в бездействии'): "Дремлет чуткий камыш".
Общегазетные метафоры – это метафоры, активно используемые в языке печати (а также в языке радио и телепередачи) и несвойственные, как правило, ни обычной обиходной речи, ни языку художественной литературы. К ним относятся: старт, стартовать ("стартует новая техника", "на старте года"), финиш, финишировать ("финишировал песенный фестиваль", "на финише года"),
Наконец, индивидуальные метафоры – это необычные образные употребления слов того или иного автора (почему их и называют также авторскими), не ставшие общенародным или общелитературным (или общегазетным) достоянием.
Метонимия (греч. "переименование") в отличие от метафоры основана на смежности. Если при метафоре два одинаково называемых предмета, явления должны быть чем-то похожи друг на друга, то при метонимии два предмета, явления получившие одно название, должны быть смежными. Слово смежные в этом случае следует понимать как тесно связанные друг с другом.
У К.М.Симонова в одном из стихотворений читаем: "И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко". В первом и во втором случае слово зал означает людей, в третьем - "помещение". Примерами метонимии являются употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей.
Словом можно называть материал и изделие из этого материала (золото, серебро, бронза, фарфор, чугун). Спортивные комментаторы часто используют этот приём: "Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам".
В зависимости от того, какой именно смежностью связаны предметы (понятия), действия, различают метонимию пространственную, временную и логическую.
Пространственная метонимия основана на пространственном, физическом соположении предметов, явлений. Распространеннейший случай пространственной метонимии – перенос наименования помещения (части помещения), учреждения и т.п. на людей, живущих, работающих и т.д. в этом помещении, на этом предприятии. Ср., например, "многоэтажный дом", "просторная изба", "огромный цех", "тесная редакция", "студенческое общежитие" и т.д., где слова дом, изба, цех, редакция, общежитие использованы в прямом значении для именования помещения, предприятия, и "весь дом вышел на субботник", "избы спали", "цех включился в соревнование", "
При временнóй метонимии предметы, явления смежны, "соприкасаются" во времени их существования, "появления". Такой метонимией является перенос названия действия (выраженного существительным) на результат – на то, что возникает в процессе действия. Например: "издание книги" (действие) – "роскошное, подарочное издание" (результат действия); "художника затрудняло изображение деталей" (действие) – "на скале высечены изображения зверей" (т.е. рисунки, а значит, результат действия); подобные метонимические переносные значения, появившиеся на основе временной смежности, имеют и слова вышивка ("платье с вышивкой"),
Очень распространена и метонимия логическая. К логической метонимии можно отнести:
а) перенос названия сосуда, емкости на объем того, что содержится в сосуде, емкости. Ср. "разбить чашку, тарелку, рюмку, кувшин", "потерять ложку", "закоптить кастрюлю", "завязать мешок" и т.д., где слова чашка, тарелка, рюмка, кувшин, ложка, кастрюля, мешок употреблены в прямом значении как названия вместилища, и "попробовать ложку варенья", б) перенос названия вещества, материала на изделие из него: "выставка фарфора", "выиграли золото, бронзу" (т.е. золотую, бронзовую медали), "собирать керамику", "передавать нужные бумаги" (т.е. документы), "разбить стекло", "писать акварели", "полотно кисти Левитана" ("холст Сурикова"), "ходить в капроне, в мехах" и т.д.;
в) перенос имени автора, создателя чего-либо на его творение: "любить Левитана" (картины Левитана), "перечитывать Гоголя", "пользоваться Ушаковым" (словарем под редакцией Д.Н. Ушакова) и т.д.;
г) перенос названия действия на вещество (предмет) или на людей, с помощью которых осуществляется это действие. Например: замазка, пропитка (вещество, которым производят замазку, пропитку чего-либо), подвеска, зажим (приспособление для подвески, зажима чего-либо), защита,
д) перенос названия действия на место, где оно происходит. Например: вход, выход, объезд, остановка, переход, поворот, проход, переправа (место входа, выхода, объезда, остановки, перехода, поворота, прохода, переправы, т.е. место совершения этих действий);
е) перенос названия свойства, качества на то или того, что или кто обнаруживает, имеет это свойство, качество. Ср.: "бестактность, грубость слов", "глупость человека", "бездарность проекта", "нетактичность поведения", "колкость реплик
ж) перенос названия географического пункта, местности на то, что в них производится, ср. цинандали, саперави, гавана, гжель и т.д.
Метонимический перенос наименования свойствен и глаголам. Он может быть основан на смежности предметов (как и в двух предыдущих случаях). Ср.: "выколотить ковер" (ковер вбирает в себя пыль, которую и выколачивают), "вылить статую" (выливают металл, из которого получается статуя); другие примеры: "кипятить белье", "ковать меч (гвозди)", "нанизать ожерелье" (из бисера, ракушек и т.п.), "намести сугроб" и т.д. Метонимическое значение может возникать и благодаря смежности действий. Например: "магазин открывается (=начинается торговля) в 8 часов" (открытие дверей служит сигналом начала работы магазина).
Как и метафоры,
метонимии различны по степени распространенности
и выразительности. С этой точки
зрения среди метонимий могут
быть выделены общеязыковые невыразительные,
общепоэтические (общелитературные) выразительные,
общегазетные выразительные (как правило)
и индивидуальные (авторские) выразительные.
Общеязыковыми
являются метонимии литье,
серебро, фарфор, хрусталь (в значении
"изделия"), работа (то, что сделано),
замазка, пропитка (вещество), защита,
нападение, завод, фабрика,
смена (когда этими словами называют
людей), вход, выход,
переезд, переправа,
поворот и т.п. (в значении место действия),
лисий, норковый, заячий,
беличий и т.п. (как признак, изделия)
и многое другое*. Как и общеязыковые метафоры,
метонимии сами по себе абсолютно невыразительны,
подчас не воспринимаются как переносные
значения.
К
общегазетным метонимиям можно отнести
такие слова, как белый (ср. "белая
страда", "белая олимпиада"),
быстрый ("быстрая дорожка",
"быстрая вода", "быстрые
секунды" и др.), зеленый
("зеленый патруль", "зеленая
жатва"), золотой (ср. "золотой
прыжок", "золотой полет", "золотой
клинок", где золотой
– 'такой, который оценен золотой медалью',
или 'такой, с помощью которого завоевана
золотая медаль') и т.д.
29. Омонимия. Пути образования омонимов. Типы омонимов. Способы разграничения омонимов и многозначных слов. Ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов. Омонимы как средство выразительности речи.
Омонимы (от
греч. homos – 'одинаковый' и onyma, onoma – 'имя')
– это слова, одинаково звучащие, но совершенно
различные по значению: брак (супружество)
и брак (изъян, дефект); такса (точно
установленная расценка) и такса (порода
охотничьей собаки); рысь
(хищное животное) и рысь (быстрый аллюр);
бычок (молодой бык) – бычок (маленькая
рыбка) – бычок (окурок); переделать
(сделать заново, по-новому) и переделать
(сделать все дела); больно (наречие
от "больной") и больно (просторечная
частица со значением 'очень'); петрушка
(огородное растение) и петрушка (главное
комическое действующее лицо в русском
народном представлении).
Отличие омонимии от многозначности заключается в следующем. При многозначности один и тот же комплекс туков (или одна и та же "звуковая оболочка" слова) соотносится с несколькими явлениями действительности, смысловые связи между которыми (сходство или смежность) отчетливо осознаются говорящими (см., например, приведенные выше слова: соль, гвоздь, луковки, головки и т.п.). При омонимии звуковые оболочки слов тоже одинаковы. Однако никаких смысловых связей между названными явлениями для носителя современного русского языка не существует. То есть при многозначности мы имеем дело с одним словом, а при омонимии, как минимум, с двумя, а иногда и более словами.
Иногда слова
пишутся по-разному, но звучат одинаково,
вследствие законов фонетики русского
языка: док – дог;
кот – код; рок –рог;
столп – столб; вести
– везти; развести
–развезти (оглушение звонких согласных
на конце слова или в середине его, перед
последующим глухим согласным, приводит
к совпадению в звучании слов); обессилеть
– обессилить; пребывать
– прибывать; преумножить
– приумножить (редукция э в безударной
позиции определяет одинаковое звучание
глаголов) и т.п. Такие омонимы называются
фонетическими омонимами, или омофонами.
Омонимия
возникает и тогда, когда разные
слова совпадают по звучанию в
какой-либо грамматической форме (одной
или нескольких): алея (деепричастие
от глагола алеть)
– аллея (существительное); вина
(провинность) – вина (род.п. ед. ч. существительного
вино); горелки (газовые) – горелки
(игра); ели (форма глагола есть)
– ели (мн.ч. существительного ель);
кос (краткая форма прилагательного
косой) – кос (род.п. мн.ч. существительного
коса); лай – лая
– лаем (падежные формы существительного
лай) –лай – лая
– лаем (формы изменения глагола лаять);
лаком (тв.п. ед.ч. существительного
лак) – лакам (краткая форма прилагательного
лакомый); мой (местоимение) – мой
(повелительное наклонение глагола мыть);
три (числительное) – три (повелительное
наклонение глагола тереть). Подобные
омонимы, появляющиеся в результате совпадения
слов в отдельных грамматических формах,
называют грамматическими омонимами,
или омоформами.
Особая группа омоформ – это те слова, которые перешли из одной части речи в другую: прямо (наречие) – прямо (усилительная частица); точно (наречие) – точно (сравнительный союз); хотя (деепричастие) – хотя (уступительный союз) и под. К омоформам относятся и многочисленные существительные, возникшие в результате субстантивации* прилагательных и причастий. Таковы, например, названия всевозможных предприятий общественного питания и торговли, которые можно прочесть на вывесках, идя по улицам города: Булочная-кондитерская, Бутербродная, Закусочная, Пельменная, Пивная, Рюмочная, Сосисочная, Столовая, Шашлычная. Слова этой группы отличает от других омоформ то, что они при склонении как в единственном, так и во множественном числе во всех падежных формах имеют соответствующую омоформу – прилагательное. Однако пара: существительное-прилагательное именно омоформы, так как у прилагательного форм изменения значительно больше: единственное число мужского рода и единственное число среднего рода.
Омографы– это такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное звучание: жарко2е (блюдо) – жа2ркое (лето), мука2 (для пирогов) – му2ка (мучение); пари2ть (в небесах) – па2рить (в кастрюле); про2волочка (уменьшительное к проволока) – проволо2чка (задержка, замедление при выполнении чего-либо); тая2 (деепричастие от глагола таить) – та2я (деепричастие от глагола таять) и пр. Следует отметить, что не все ученые относят подобные слова к омонимам, так как их главная особенность – различное звучание – противоречит общему определению омонимии.
Наконец, наиболее многочисленную и наиболее интересную и разнообразную группу составляют лексические омонимы, или собственно омонимы, т.е. такие слова, которые совпадают друг с другом во всех грамматических формах и вне зависимости от каких-либо фонетических законов: бур (инструмент для бурения) – бур (представитель народности, населяющей Южную Африку); домино (игра) – домино (маскарадный костюм); ладья (лодка) – ладья (шахматная фигура); лом (инструмент, которым ломают лед, асфальт) – лом (ломаные или годные только для переработки, чаще всего металлические предметы); матроска (жена матроса) – матроска (полосатая блуза, которую носят моряки); мандарин (цитрусовое дерево или его плод) – мандарин (крупный чиновник в дореволюционном Китае); мешать (быть помехой) – мешать (суп в кастрюле); патрон (боевой) – патрон (начальник) и пр.
Используется
и с е м а н т и ч е с к и й
с п о с о б разграничения этих явлений.
Значения слов-омонимов всегда взаимно
исключают друг друга, а значения многозначного
слова образуют одну смысловую структуру,
сохраняя семантическую близость, одно
из значений предполагает другое, между
ними нет непреодолимой границы.
30. Синонимия. Причины и источники возникновения синонимов в русском язык. Типы синонимов. Семантические, стилистические, изобразит- е функции синонимов. Синонимы как средство связи в тексте.
Несколько подходов к определению синонимии:
1. Семантический - синонимами являются слова, которые выражают одно и то же понятие, они тождественны и различаются оттенками значения, стилистической окраской.
2. Операциональный - синонимами являются слова, которые легко заменяются в одном контексте (Стефан Ульман).
3. Стилистический - синонимами являются слова, которые различаются по тонкому оттенку значения, по выражаемой экспрессии, по эмоциональной окраске и сочетаемости (Евгеньева).