Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи. Задачи работы – определить ораторскую речь как разновидность выступления; изучить взаимосвязь логики, этики и эстетики; определить роль ораторского искусства в юриспруденции.
Введение…………………………………………………………………..………2
1. Ораторская речь как разновидность выступления………………….……...3
1.1 Содержание и композиция…………………………………….………3
1.2 Информационное обеспечение выступления………………..……….5
1.3 Контакт с аудиторией………………………………………………….6
1.4 Синтаксические особенности……………………………….………..7
1.5 Лексические особенности………………………………………….8
2. Логика, этика, эстетика речи………………………………………..……..9
2.1 Правила построения ораторской речи……………………….……..9
2.2 Логические законы……………………………………………………9
2.3 Этика ораторского выступления…………………………………….10
3. Роль ораторского искусства в юриспруденции……………………………..13
Заключение……………………………………………………………………....24
Список литературы………………………………………………………………25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Ораторская речь как
разновидность выступления……………
1.1 Содержание и композиция…………………
1.2 Информационное обеспечение выступления………………..……….5
1.3 Контакт с аудиторией…………………………
1.4 Синтаксические особенности…………
1.5 Лексические особенности…………………
2. Логика, этика, эстетика речи…………………………………………..……..9
2.1 Правила построения ораторской речи……………………….……..9
2.2 Логические законы…………………………………
2.3 Этика ораторского выступления…
3. Роль ораторского искусства в юриспруденции……………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Ораторской речью называют
воздействующую, убеждающую речь, которая
обращена к широкой аудитории, произносится
профессионалом речи (оратором) и имеет
своей целью изменить поведение
аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения
и т.п. Стремление говорящего изменить
поведение слушателя может
Цель данной работы –
рассмотреть структуру
Задачи работы – определить ораторскую речь как разновидность выступления; изучить взаимосвязь логики, этики и эстетики; определить роль ораторского искусства в юриспруденции.
1. Ораторская
речь как разновидность
1.1 Содержание и композиция
Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации - разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.д. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций:
10. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
11. Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.
Наиболее типичные погрешности
выступления: значительные отступления
от основного содержания, непоследовательность,
несоразмерность отдельных
Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.
1.2 Информационное обеспечение выступления
Следует заранее продумать, какие цифры вы приведете. В речи не должно быть много цифрового материала, так как большое количество цифр утомляет слушателей, заслоняет главное. Цифры должны быть понятными, опираться на реальные фоновые знания аудитории. Например, широкой аудитории малопонятны или непонятны совсем цифровые данные об урожайности, надоях, количестве выработанных или затраченных энергоресурсов, спортивных рекордах и т.д. Поскольку редко кто может знать, какова урожайность, скажем, ржи или ячменя в средней полосе России и т.п., такие показателя следует приводить в сравнении. В аудитории, составленной из специалистов, цифрового материала может быть больше. Фоновые знания специалиста позволяют ему усваивать этот материал более быстро и легко.
В некоторых случаях цифры следует округлять; так они лучше воспринимаются и запоминаются (население Н. составляет почти 500 тысяч человек). Но округление нежелательно в сообщении о числе жертв, размере нанесенного ущерба; здесь округление может вызвать у слушателей чувство недоверия.
При подготовке текста выступления отдельное, самостоятельное направление работы составляет работа с цитатами. Назначение цитаты может быть различным. Одни цитаты рассчитаны па эмоции; другие апеллируют к сознанию, убеждают приведенным фактическим материалом, третьи опираются на авторитет источника.
1.3 Контакт с аудиторией
Постоянный контакт с аудиторией – ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.
Для успешного общения с аудиторией, постоянного контакта очень важно внести в выступления элементы диалога. Диалог – основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово.
О контакте с аудиторией
следует помнить еще при
Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст - это те слова и предложения вашей речи, в которых вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить или писать, т.е. метатекст - это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления можно уподобить разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на...; повторим, еще раз...; теперь перейдем к вопросу о...; во-первых...; во-вторых...; в-третьих...; в заключение хотелось бы сказать о том, что... и т.п.
1.4 Синтаксические особенности
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего - свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом, прежде всего, следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.
1.5 Лексические особенности
Восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на =ние, =тие, а также других подобных им. Любое отглагольное существительное – это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла, требующим развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, малопригоден для ораторского выступления.
При подготовке ораторского выступления нельзя злоупотреблять также использованием терминов: не перегружайте текст терминологией и не используйте узкоспециальные термины.
2. Логика, этика, эстетика речи
2.1 Правила построения ораторской речи
Логические аспекты
2.2 Логические законы
Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.