Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи. Задачи работы – определить ораторскую речь как разновидность выступления; изучить взаимосвязь логики, этики и эстетики; определить роль ораторского искусства в юриспруденции.
Введение…………………………………………………………………..………2
1. Ораторская речь как разновидность выступления………………….……...3
1.1 Содержание и композиция…………………………………….………3
1.2 Информационное обеспечение выступления………………..……….5
1.3 Контакт с аудиторией………………………………………………….6
1.4 Синтаксические особенности……………………………….………..7
1.5 Лексические особенности………………………………………….8
2. Логика, этика, эстетика речи………………………………………..……..9
2.1 Правила построения ораторской речи……………………….……..9
2.2 Логические законы……………………………………………………9
2.3 Этика ораторского выступления…………………………………….10
3. Роль ораторского искусства в юриспруденции……………………………..13
Заключение……………………………………………………………………....24
Список литературы………………………………………………………………25
Наконец, шестая, самая многочисленная
группа не столько ошибок, сколько
уловок связана не с логикой и
фактами, а с мерами психологического
и морального воздействия на оппонентов
и слушателей. Ведь убеждение, как
мы знаем, в значительной мере зависит
также от эмоций, воли, чувств и нравственных
принципов и склонностей
Количество психологических уловок весьма велико и поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них, чтобы показать, как они могут быть использованы, с одной стороны, при нападении на тезисы оппонента, а с другой - как можно защититься от них, отстаивая свою точку зрения. С самого начала следует подчеркнуть, что такие уловки могут быть допустимыми в споре, а также недопустимыми, когда они создают преимущество для одного из участников спора. Совершенно недопустимы такие уловки, которые объединяются с явно недозволенными с этической точки зрения приемами ведения полемики.
Вообще говоря, при надлежащем сочетании доводов разума и фактов с доводами, идущими от эмоций, чувств и воли, процесс убеждения только выигрывает, ибо рациональные аргументы в этом случае усиливаются под воздействием психологических и нравственных факторов. Другое дело, когда эти факторы направлены против доводов разума и рационального мышления в целом.
К числу допустимых психологических
приемов воздействия на оппонента
относятся, например, случаи, когда
обнаружив слабый пункт в его
аргументации, все внимание концентрируют
именно на этом пункте, не давая ему
возможности уйти от ответа и искать
другие доводы. Полезным и целесообразным
является и такой прием, когда
при аргументации стараются заранее
обнаружить те следствия, которые вытекают
из выдвигаемого тезиса. Если оппонент
предвидит такие следствия, то он
будет придираться к доводам,
потребует их дополнительного обоснования,
задавать не относящиеся к делу вопросы
и, словом, всячески будет препятствовать
выдвигаемой аргументации и ведению
спора. В качестве защиты от подобных
действий Шопенгауэр рекомендует скрывать
свою игру, используя посылки поодиночке,
начинать рассуждение издалека, обратившись,
например, к посылкам данных посылок
и т.д. Если оппонент не соглашается
даже с истинными посылками, то можно
вести аргументацию от ложных посылок,
с которыми он может согласиться,
а затем путем отрицания
Недопустимых психологических уловок и приемов ведения нечестного спора значительно больше. В целом они рассчитаны на то, чтобы вывести оппонента из душевного равновесия, рассердить его с тем, чтобы он начал ошибаться и рассуждать неправильно. В этих целях начинают задавать многочисленные вопросы, не имеющие отношения к теме спора, а если оппонент ответил правильно на вопросы по теме, то приспособить их в качестве подтверждения собственной позиции. Нередко совершенно правильные утверждения голословно отвергают на том основании, что они якобы приводят к защите какого-либо опровергнутого учения, философской системы или же противоречат здравому смыслу. Совершенно недопустимыми в полемике являются доводы, связанные с политическими обвинениями, наклеиванием ярлыков, инсинуациями и т.п. приемами, которые в старой отечественной логике называли “палочными доводами” или «обращением к жандарму». Такие случаи следует рассматривать как грубый нажим на оппонента или попытку подкрепить свою позицию не разумными доводами, а апелляцией к силе, власти или авторитету.
Особенно недостойными с
этической точки зрения являются
попытки сорвать спор или публичное
обсуждение вопроса, когда сторонникам
противоположной позиции не дают
возможности аргументировать
Остановимся еще на двух довольно распространенных приемах ведения полемики, которые получили название аргументации к публике или аудитории и аргументации к авторитету. В строгом смысле слова их нельзя считать ни софизмами, ни психологическими уловками, хотя они и не являются обоснованными приемами аргументации. Когда для обоснования аргументации ссылаются на высказывания авторитетных лиц в той или иной области знания или практической деятельности, то это нельзя рассматривать как убедительный аргумент в пользу защищаемого тезиса или мнения. Ведь авторитетные лица, как и другие люди, могут ошибаться и поэтому их мнения нельзя рассматривать как бесспорные и окончательные истины. Кроме того, новые факты и открытия могут придти в противоречие со взглядами авторитетных лиц, не говоря уже о том, что ссылка на авторитеты может оказаться вовсе несостоятельной в тех случаях, когда они высказывались по вопросам, выходящим за рамки их компетенции. Именно поэтому ссылка на авторитеты в лучшем случае может приниматься как косвенный довод, который не заменяет непосредственного доказательства и обоснования с помощью аргументов, опирающихся на факты и ранее доказанные истины.
Вера в авторитеты чаще
всего встречается среди людей,
не получивших достаточного образования
и поэтому неспособных
С другой стороны, голое, необоснованное отрицание всех и всяких авторитетов, пренебрежительное отношение к их трудам и деятельности являют собой обратную сторону медали, когда отбрасывается не только устаревшее и бесполезное знание, но и все то ценное и непреходящее, что составляет фундамент подлинной науки и культуры в целом. Поэтому беспристрастный анализ результатов и достижений предшественников, в особенности авторитетных деятелей в каждой области знания, может лишь подкрепить и усилить позицию при аргументации, направленной на поиск истины. В то же время попытка цепляться за устаревшие положения авторитетов, настаивание на них приводят к догматизму и застою в любой области деятельности.
«Аргументация к толпе» или аудитории таит гораздо большую опасность, ибо при этом оратор или полемист будет стремиться не столько к истине и подлинному раскрытию существа обсуждаемых вопросов, сколько угодить ей, играя на ее интересах, потребностях, эмоциях и чувствах. Этот прием нередко используется при публичном рассмотрении таких проблем, которые широкая аудитория в ряде случаев не в состоянии глубоко понять и составить о них свое собственное мнение. В таких случаях недобросовестный полемист путем упрощения и вульгаризации аргументации, а также недопустимых приемов высмеивания доводов оппонентов, иронического к ним отношения может вызвать сочувствие у неподготовленных слушателей и оказаться победителем в споре. Очень часто в качестве довода в такой аудитории используется ссылка на установившиеся общие мнения и представления, которые при более тщательном исследовании оказываются не чем иным, как устоявшимся предрассудком. Но для подобной аудитории эти предрассудки и ходячие представления оказываются более привычными, чем новые неокрепшие и потому непривычные взгляды.
Заключение
Разобрав структуру речи,
можно сделать вывод, что хорошее
и эффективное выступление –
выступление цельное в ритмико-
Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработки темы, ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.
Итак, ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.
Отделить истину от мнения, обоснованный довод от необоснованного, достоверное от правдоподобного - составляет одну из основных задач аргументации, которая может быть успешно решена путем тщательного и добросовестного анализа выдвигаемых утверждений и мнений, и оценки, и обоснования тех доводов, на которые они опираются
Список литературы