Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, шпаргалка
Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.
Вопрос 2 Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.
Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.
....
Вопрос 48 Технологии установления межличностного контакта.
Правило № 2. Простота
Как бы ни был велик соблазн
продемонстрировать свой высокий интеллектуальный
уровень, оратор не должен делать этого
на запланированном заранее
Правило № 3. Гибкость
Аудитории бывают разные, и
даже одна и та же аудитория подвержена
изменениям: люди могут устать, быть
чем-то озабочены, торопиться и т.д.
Заранее предусмотреть все
Правило № 4. Уверенность в себе
Не нужно волноваться о том, что люди подумают о вас, не нужно стараться «правильно» себя вести. Главное, относиться к публичному выступлению без драматизма. Публичное выступление не требует сверхусилий, это просто работа, которую нужно спокойно выполнять.
Волнение во время публичного выступления возникает только при отсутствии опыта (как в любой другой деятельности), со временем появится привычка и волнение пройдет. Тем, кому трудно в это поверить, рекомендуется вспомнить обычную школьную учительницу: Выглядит ли она на уроках взволнованной, дрожит ли у нее голос? А вот, у молоденькой практикантки голос может дрожать.
Правило № 5. Экспромт — заранее
Всегда полезно иметь заготовки интересных фраз, сюжетов, метафор. Можно даже создать «тезаурус красноречия» — папку с интересными историями и красивыми фразами, например, для переговоров с заказчиком, крупными клиентами и т.д. Тезаурус должен быть достаточно большим, так как мало кому понравился слушать одно и то же по нескольку раз.
Правило № 6. Искренность
Наивно думать, что аудиторию легко обмануть относительно того, что выступающий думает и чувствует на самом деле. Наивно считать, что слушатель глупее, что он слепой или бесчувственный. Он такой же живой, взрослый и образованный человек, с похожими чувствами и проблемами. Он будет возмущен, если поймет, что его пытаются обманывать. И наоборот, он простит ошибки и волнение, терпеливо выслушает все, что ему вознамерились сказать, если поделиться с ним своими настоящими мыслями и чувствами.
Правило № 7. Удовольствие
Публичное выступление может доставлять радость, как выступающему, так и слушателям. Нужно помнить, что этот процесс симметричный, и заставить слушателей относится позитивно к вашему выступлению можно только в том случае, если вы ведете с ними себя искренне. Самопрезентация означает умение управлять впечатлением о себе. Если речь идет о деловой самопрезентации, исходным пунктом будет понимание целесообразности. Необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: зачем; с какой целью проводится работа по созданию впечатления? Ответ определит цели и задачи самопрезентации. Навык самопрезентации сродни навыку актерского мастерства. Например, весьма эффективной является «работа из образа», предложенная К. Станиславским. Попробуйте выбрать образ (образец) самопрезентации и далее его «воплощать». Образцом может стать реальный человек, обладающий нужными чертами, некий социальный собирательный образ или даже художественный персонаж.
Вопро 37
"Композиция
речи — это закономерное, мотивированное
содержанием и замыслом
Следовательно, композиция- это содержательно-структурная основа речи, представляющая собой последовательное расположение распределенного по порциям содержательного материала в соответствии с логикой изложения, продиктованной, с одной стороны, замыслом оратора, с другой — определенной ситуацией и аудиторией, т. е. структурированное и выстроенное в оптимальной для воздействия на данную аудиторию последовательности содержание речи.
Что же такое композиция речи? Это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала.
В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи. Это, так сказать, классическая схема. Она может быть и свернутой, если отсутствует какая-либо из частей, кроме, разумеется, основной (ведь без содержания нет и речи).
Вступление оратора должно захватывать слушателей с первых же слов. Нередко это достигается искусным построением зачина — самого начала речи. Чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. Следует иметь в виду, что, во-первых, особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; во-вторых, интересный зачин привлекает внимание аудитории; в-третьих, зачин может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.
сколько и каких частей должно быть включено в композицию речи?
Ответы на этот
вопрос можно найти как в
Существует и еще один подход к композиции речи. Традиционно под членением речи на смысловые фрагменты понимают трехчастную структуру, состоящую из вступления, основной части и заключения. Это и в самом деле удобное деление, от которого не следует отказываться, поскольку оно отражает глобальную задачу речи: сначала сориентировать аудиторию в замысле речи, затем изложить суть проблемы и, наконец, подвести итоги сказанного. Эти элементы называются функционально-структурными частями композиции. И если мы внимательно взглянем на все, что говорилось выше о количестве частей в речи, то увидим, что при любом варианте членения непременными были «приступ» — вступление, предъявление слушателям темы, предмета речи; затем — развитие темы — доказательство основной идеи, включающее и описание предмета, и повествование о нем, и изложение причин, и доказательство, и опровержение (противное), и пример, и свидетельство, и т. п., а в конце — заключение. Несмотря ни на что вступление, основная часть и заключение должны присутствовать в каждой речи, и их сущность может быть описана. Вместе с тем нельзя не заметить, что такого деления явно мало. Сказать, что речь делится на вступление, основную часть и заключение — это не сказать о ней ничего. Ясно, что по крайней мере основная часть может быть поделена на более мелкие содержательные части — единицы композиции.
Наиболее сложным оказывается определение того, что именно считать единицей построения композиции. Согласимся здесь с тем, что “можно считать (хотя и весьма условно), смысловой, информационной единицей «микротему» — отдельный, относительно самостоятельный вопрос, непременно отражаемый в плане или в тезисе лекции."[77, 71] Под микротемами (порциями, частями) основной части следует понимать законченные по смыслу и структурно фрагменты речи, включающие отдельные суждение, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту. Деление тезиса, как мы помним, часто оказывается довольно сложным, продолжаться столько, сколько нужно автору для проникновения в тему, т. е. тезис вначале делится на подтезисы первого уровня, каждый из которых можно в свою очередь подвергнуть делению и получить подтезисы второго уровня и т. д. В соответствии с таким делением возникают и микротемы первого, второго и т. д. уровней. Так, например, в речи А.А. Ширвиндта о З.Е. Гердте (см. Приложение) тезис "Гердт — очаровательное украшение нашей жизни, так как в эпоху победившего дилетантизма Гердт — воинствующий профессионал-универсал" делится на две микротемы первого уровня: профессионализм Гердта вне его профессии и профессионализм Гердта-актера. Далее первая микротема в свою очередь делится на семь микротем второго уровня в соответствии с возможными для Гердта профессиями, а вторая микротема на две микротемы второго уровня, в которых говорится о двух составляющих актерского профессионализма (диапазоне и актерской технике), что в сумме и дает достаточную обоснованность для тезиса. Каждая микротема второго уровня состоит из 1–2 предложений, содержащих суждение и аргументы (пример из жизни юбиляра, собственное мнение автора, ценностное суждение). Например, одна из микротем (пятый абзац) содержит суждение-подтезис "Не будь он артистом, он был бы замечательным эстрадным пародистом" и аргументы: оценочное суждение — "тонким, доброжелательным, точным" и ссылку на авторитет — "Недаром из миллиона своих двойников Л.О. Утесов обожал Гердта."
Объем микротем и количество аргументов в них не может строго регламентироваться. Это зависит от многих причин, например, от того, насколько самодостаточным с точки зрения воздействия на аудиторию является суждение, т. е. является ли оно топосом или вызывает сомнения и вследствие этого требует развернутого обоснования; насколько подготовлена к восприятию речи данная аудитория; насколько безупречны аргументы. Собственно, одной из задач расположения и является определение того, насколько подкреплено каждое суждение (подтезис) достаточным количеством аргументов, как эти аргументы друг друга дополняют ("отливают света") и насколько порции получаются соразмерными. Причем соразмерность частей проявляется не в соотношении их внешних объемов — количества аргументативного материала, а в соотношении их качества — воздействующей силы. Важно добиваться при формировании микротем их содержательной и структурной завершенности, чтобы они представляли собой как бы речь в речи.
Таким образом, остановимся
на том, что речь удобнее всего
делить на три крупные функционально-
Вопрос 38 Целевая установка речи. Классификация речей по цели.
В основной части реализуются главные целевые
установки оратора: сообщить информацию,
изложить свою точку зрения и доказать
ее (если необходимо, опровергнуть точку
зрения оппонента), убедить аудиторию,
побудить ее к конкретным действиям! В
зависимости от цели избирается метод
преподнесения материала. В параграфе
«Классический образец речи-рассуждения»
упоминалось об индуктивном и дедуктивном
методе изложения материала. Теперь остановимся
на них еще раз и назовем некоторые другие.
Индуктивный
метод — изложение материала от частного
к общему. Выступающий начинает речь с
частного случая, а затем подводит слушателей
к обобщениям и выводам. Этот метод нередко
используется в агитационных выступлениях,
когда трудно предусмотреть отношение
аудитории к выдвигаемому тезису или когда
оратор заранее знает, что его тезис будет
встречен «в штыки». Аргументы располагаются
от слабого к сильному по возрастающей.
Дедуктивный
метод — изложение материала от общего
к частному. Оратор в начале речи выдвигает
какие-то положения, а потом разъясняет
их смысл на конкретных примерах, фактах.
Широкое распространение этот метод получил
в выступлениях пропагандистского характера,
когда аудитория относится к тезису благожелательно.
При этом аргументы могут располагаться
по убывающей: от сильного к слабому. Или
по возрастающей от слабого к сильному
и снова к слабому.
Метод аналогии
— сопоставление различных событий, явлений,
фактов. Обычно параллель проводится с
тем, что хорошо известно слушателям. Это
способствует лучшему пониманию излагаемого
материала, помогает восприятию основных
идей, усиливает эмоциональное воздействие
на аудиторию.
Концентрический
метод — расположение материала вокруг
главной проблемы, поднимаемой оратором.
Выступающий переходит от общего рассмотрения
центрального вопроса к более конкретному
и углубленному его анализу.
Ступенчатый
метод — последовательное изложение
одного вопроса за другим. Рассмотрев
какую-либо проблему, оратор уже больше
не возвращается к ней.
Исторический
метод — изложение материала в хронологической
последовательности, описание и анализ
изменений, которые произошли в том или
ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения
материала в одном и том же выступлении
позволяет сделать структуру главной
части более оригинальной, нестандартной.
Каким бы методом ни пользовался оратор
в выступлении, его речь должна быть доказательной,
суждения и положения — убедительными.
Особенно это касается аргументирующей
речи, которая является самой сложной
для разработки.
Есть и специфические целевые установки, свойственные определенному кругу речей: сохранение социального статуса, выполнение условий финансового договора и др.
По способу реализации в речи целевые установки делятся на три большие группы.
Императив, составляющий основу авторитарной речи, — силовой способ речевого воздействия (приказ, угроза, словесный садизм и т.д.).
Убеждение, составляющее основу демократической речи, которое связано с попыткой через аргументацию навязать сознанию другого человека собственную систему взглядов (доказательство, объяснение и т.п.).
Провокация, составляющая основу либеральной речи, которая связана с потребностью в получении информации (организация дискуссии, вопрошающая речь и т.п.).
В соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слуша ющих целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся:
Цель речи — это представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе выступления.
Первая попытка классификации речей по цели была предложена Аристотелем в его "Риторике". "Дело речей совещательных - склонять или отклонять <…> Что же касается судебных речей, то дело их - обвинять или оправдывать <…> Дело эпидейктической речи - хвалить или порицать" В современной теории риторики на основании критерия "цель речи" выделяют следующие основные ее виды, наиболее распространенные в ораторской практике: информационная, протокольно-этикет-ная, убеждающая, призывающая к действию, развлекательная речь.
Сегодня классификация
речи "по цели говорящего" считается
одной из самых популярных и наиболее
удобной для практического