Шпаргалка по "Ораторскому искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.
Вопрос 2 Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.
Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.
....
Вопрос 48 Технологии установления межличностного контакта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы Ораторское искусство в СКСТ.docx

— 209.01 Кб (Скачать файл)

"У нас есть  несколько альтернатив: а) продолжить  настоящее курс частной экономики  со случайными ограничениями  б) обратиться к ничем не ограниченной экономики по принципу laisser faire в) перейти к полному государственного регулирования или г) установить систематическое правительственное регулирование частной экономики".

В классической риторике топика выступала источником поиска доказательств, аргументов. На сегодняшний день теория аргументации выступает уже отдельным направлением научных исследований, сочетающий в себе достижения логики, риторики, эристики и других дисциплин. Однако следует подчеркнуть взаимосвязь топики и аргументации. Традиционно топика рассматривалась как средство, а аргументация - как результат использования этого средства при разработке определенной темы. С другой стороны, топика применялась не только для подготовки речей, общей целью которых является убеждение. Те вопросы, поиск ответа на которые приводит к изобретению материала, могут пригодиться и при создании текстов, которые больше направлены на информирование, а не по убеждению. Для оратора же поиск аргументов в поддержку своих тезисов всегда составлял неотъемлемую часть его подготовки к речи.

Вопрос 30

. Вступление 

Задачи оратора во вступлении:  
·            привлечь внимание слушателей («реклама» в соответствии с современной терминологией);  
·            настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи («вербовка союзников»);  
·            готовить почву для разработки темы («презентация темы»).  
«Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.» (18, 36)  
Если ваша речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно показать, что вы не намерены «давить» на аудиторию, принуждать ее к чему-либо. Больше того, в интересах оратора продемонстрировать свою честность, объективность, заинтересованность в общем согласии. Поэтому лучше избегать таких слов, как «вы должны…», «вам придется…», «я заставлю вас…». Во введении к убеждающей речи можно сформулировать ее главный тезис или (в зависимости от особенностей аудитории) сказать о том, какой вопрос будет рассматриваться в речи и на каких проблемах, относящихся к этому вопросу, вы остановитесь.  
Чтобы заинтересовать слушателей информирующей речью, во вступлении можно объяснить, зачем слушателям понадобится та информация, которую вы хотите сообщить.  
Главные требования к вступлению:  
1.         Оно должно быть предметом особого внимания оратора, потому что «Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение» (30, 212).  
2.         Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части (по правилу Леонардо да Винчи вступление и заключение не должны превышать одной трети всего выступления).  
3.         Опытные ораторы пишут вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.  
4.         Начиная произносить речь, не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему. Вообще не извиняйтесь! (21, 267)

Вступление – это первый контакт с аудиторией и если оно будет неуверенным и скомканным, то эффект от всего последующего выступления может сойти на нет. Во время вступления выступающий получает уникальный шанс наладить контакт с аудиторией и привлечь ее внимание. Если ему это удастся, то вероятность успеха возрастает в несколько раз.

Эмоциональная близость, что появляется в первые минуты выступления, должна быть пронесена через всю речь и окончиться взаимной благодарностью и пониманием. Спичрайтинг, на данном этапе, должен обеспечить выступающему такой текст, который позволит ему быть в глазах аудитории человеком, верящим в то, что он говорит и которому можно доверять. Вступление должно пробудить у публики интерес и положительные эмоции, а так же настроить на будущую речь. Выступающий должен заявить о своих намерениях, очертить задачу выступления и ввести аудиторию в курс дела путем оглашения основных вопросов доклада.

Спикер и спичрайтер должны помнить о том, центральной фигурой события выступает докладчик и значит, именно он задает основное настроение и тон. Здесь стоит обратить внимание на следующий аспект. Если выступление будет читаться по бумажке, оно обречено быть малоэффективным. Вступление, начинающееся протокольными фразами и перелистыванием текста, доверия, чтобы он ни говорил выступающий, не вызовет. Поэтому, стоит не полениться и выучить, и отрепетировать текст заранее.

При подготовке публичного выступления надо помнить, что особенности вступления зависят от темы самого выступления, и от того к какой категории относятся слушатели. Но при любых раскладах существует универсальный набор речевых приемов, которые нужно учитывать, чтобы спичрайтинг был эффективным и качественным. И так, во вступлении стоит использовать следующие приемы. Утверждение и обоснование важности рассматриваемой темы в реалиях современности. Раскрытия и пояснение основных понятий, что будут затрагиваться, чтобы не прерываться на это по ходу основного выступления. Небольшой обзор деятельности, которая близка аудитории или имеет к ней прямое отношение. Разъяснения причин проведения выступления именно в данное время, как наиболее благоприятное или актуальное. Во вступлении нужно становиться на предрассудках или предвзятом толковании проблем, что будут раскрыты в речи, и заранее предупредить о возможных ошибках в толковании слов спикера.

Вступления – это фундамент всей речи и об этом нельзя забывать при подготовке публичного выступления.

Виды вступлений

1. Позитивное.  Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция выступающего в доходчивом, но весьма декларативном виде.  Например: "Нам с вами нужна Великая Россия! А врагам нашей Родины она нужна слабой и нищей. И все патриоты должны объединиться, чтобы не допустить исполнения их подлого заговора! Не сделаем этого - будет хаос, смерть, разруха; и погибнет наше тысячелетнее Отечество!"  (Лейтмотив: "Это так и не может быть иначе!")

2. Негативное. Опровергает какую-либо  мысль, идею или  концепцию без  предоставления альтернативы (она  дается через подтекст  и оформляется  словесно по закону  детективного жанра  лишь в самом  конце выступления). Например: "Уже  который год средства  массовой информации  пытаются сделать  из нас идиотов. Потому что только идиоты могут верить в то, всего лишь за одну ночь - с 21 на 22 августа 1991-го года - все коммунисты из лагеря Ельцина-Гайдара стали ярыми сторонниками демократии и рыночной экономики, забыв о "диктатуре пролетариата" и "народном хозяйстве" с "плановой экономикой". Этого не было! Это ложь!" (Лейтмотив: "Нет, это все не так!")

3. Аналитическое.  Не навязывает  аудитории какую-либо  конкретную позицию,  а предлагает вместе  с оратором исследовать  факты или обдумать  суть происходящих  событий. Но сам  аналитический материал  подобран так,  что уже с самого  начала у публики  возникает вполне  определенное и  нужное выступающему мнение. Например: "В СССР было 18 млн. государственных служащих. В современной России - их 17 млн. Давайте проанализируем: много это или мало, и какую пользу они приносят государству". (Лейтмотив: "Подумаем вместе: так это или не так? ")

4. Парадоксальное. Озадачивает слушателей. Сбивает их с  пути стандартного, построенного на  стереотипах мышления  и готовит к  восприятию чего-то  необычного. Строится, как и негативное, в детективном жанре - лишь в конце выступления слушатели узнают о позитивном предложении оратора. Например: "Левые вопят - "влево!", правые орут - "вправо!", а в общем: все они - стая подонков, толкающих Россию в пропасть. Социализм - дерьмо! Капитализм - дерьмо! Третьего пути  не дано. Так что же остается? Повеситься? Застрелиться? Броситься, как Анна Каренина, под паровоз?" (Лейтмотив: "Это не так, то не так, а  третьего не дано").

5. Эмоциональное.  Самое аморфное, зачастую включающее в себя остальные части выступления или вообще обходящееся без них. По форме похоже на позитивное (та же декларативность), но в содержании отсутствует какой-либо концептуально оформленный призыв или доктрина, на него нет даже намека. "На нашем заводе уже пятый месяц деньги не платят! Мне детей кормить нечем! Довели, сволочи, страну до ручки! Чтоб им всем провалиться, мерзавцам! Этих клопов, сосущих кровь из трудового народа, так и задавила бы собственными руками".

Вопрос 31

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успеха 
выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но 
постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная 
задача — не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому 
наиболее ответственной является главная часть ораторского выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, 
доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления  необходимо строго соблюдать основное правило композиции — 
логическую последовательность и стройность изложения материала. М. М. Сперанский в 
«Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между

собой так, чтоб одна мысль  содержала в себе, так сказать, семя другой».

Продумывая структуру  главной части речи, выступающий  должен определить, каким методом  он 
будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие 
ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо 
умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие 
на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного 
оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны К 
различных риторических по- 
собиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные их них.

Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает 
речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод 
нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи 
выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. 
Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии — сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель 
проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию 
излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное 
воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой 
оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более 
конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев 
какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический  метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание 
и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных  методов изложения материала  в одном и том же выступлении 
позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался  оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, 
суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и  соответствующим образом 
повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. 
Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических 
доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Они бывают 
сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. 
Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые 
сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.

Как бы ни было интересно  выступление, внимание со временем притупляется и человек 
перестает слушать. Поэтому выступающему важно не только знать ораторские приемы 
поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой 
главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.

Каждому оратору следует  иметь представление и о возможных недостатках в композиции 
публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке. Основная из них — нарушение 
логической последовательности в изложении материала. К недостаткам композиции относится 
также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности 
основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, 
лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы* 
Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов.

Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т. п., не относящихся к- 
обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и крат- 
кой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение 
которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться 

часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а 
слушателям кажется длинной и утомительной.

Информация о работе Шпаргалка по "Ораторскому искусству"