Язычество восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:37, реферат

Краткое описание

Язычество восточных славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства.
Тема реферата выбрана мной не случайно. Язычество притягивает к себе не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Содержание

Введение.
1.Происхождение восточных славян.
2.1.Язычество славян.
2.2.Этапы развития язычества у славян.
2.3.Языческая картина мира славян.
2.4.Обряд погребения.
2.4.Обряд соумирания.
2.5.Жречество.
2.6.Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.
3.Крещение Руси, возникновение «Двоеверия».
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

«Язычество восточных славян».doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение.

 

1.Происхождение восточных славян.

 

2.1.Язычество славян.

 

2.2.Этапы развития язычества у славян.

 

2.3.Языческая картина мира славян.

 

2.4.Обряд погребения.

 

2.4.Обряд соумирания.

 

2.5.Жречество.

 

2.6.Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.

 

3.Крещение Руси, возникновение «Двоеверия».

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

 

  Язычество восточных славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства.

 

Тема реферата выбрана  мной не случайно. Язычество притягивает  к себе не только таинственными, порой  непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

 

   Ко времени зарождения государства у восточных славян уже была сложная религия, с детально разработанными обычаями и ритуалами. Ее истоки уходят в индоевропейские верования и в еще более глубокую древность. Именно тогда зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к человеку. О своем месте в окружающем мире.

 

  Как и другие народы, в частности древние греки или римляне, славяне населяли мир разнообразными богами и богинями. Были среди них главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые. Такая религия с множеством божеств называется многобожием или политеизмом (от греческих слов «поли» - много и «теос» - религия). Позже на Руси эту религию называли язычеством (от старославянского слова «языци», народы-иноземцы, не принявшие христианства).

  Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг.

 

Из-за разрозненности языческих верований, так и не достигших своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве. Собственно славянские мифологические тексты не сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племен), поучения против язычества и летописи. Обширный материал по славянской мифологии дают позднейшие фольклорные и этнографические собрания, а также языковые данные (отдельные мотивы, мифологические персонажи и предметы).

 

После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось  вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате русское православие, по крайней мере, в народном представлении, превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники уходят своими корнями в язычество.

 

Происхождение восточных славян.

 

Вопрос о происхождении  славян считается одним из основных вопросов в истории Восточной  и Юго-Восточной Европы. Проблему составляет не только определить прародину  славян, но даже и ответить на вопрос об их происхождении. По этой проблеме существует множество версий, однако, ни одну из них нельзя признать полностью достоверной. На её решение направлены усилия разных специалистов-историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, чьи совместные изыскания должны, в конце концов, привести к определенным положительным результатам. Наибольшие споры возникают при определении территории формирования славян, хронологических рамок сложения славянской общности. Парадоксально, что у этого многомиллионного народа не могут определить место, откуда он вышел. Одна из причин этого - отсутствие сколько-нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины 6 века н.э.

 

Существует несколько  теорий происхождения славян. Одна из таких теорий Нестора. Он, опираясь на библейское сказание о том, что после «Великого потопа» сыновья Ноя разделили между собой землю и один из них Аорет взял под своё покровительство страны Европы. Славяне вошли в часть мира, который управлял Аорет. Прародиной древних славян является бассейн реки Вислы (территория современной Польши). В 1 веке н. э. славяне начали расселяться в верховья Днепра, Десны, Оки и остановились у озера Ильмень и стали называться славяне Ильменские. К югу от Вислы — в бассейне реки Днепр (территория Киева), а также в бассейн реки Дунай. Эта теория хорошо подтверждена археологически. Её придерживаются большинство ученых.

 

Другая это теория Б. А. Рыбакова, по которой славяне  это часть населения, проживающего под владычеством скифов в 5 веке до н. э. Геродот называл их скифы-пахари. Несмотря на то, что разработчик этой теории был археологом, его теория не подтверждена археологически.

 

В середине 1 тысячелетия  н. э. на общей территории Восточной  Европы, от озера Ильмень до Причерноморских  степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно “Повести временных лет”, карта расселения восточных славян в 8-9 вв. выглядела так: словене (ильинские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхва; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и ДеснеЖ северяне - на Десне, Сейме, Суле и Северном Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверци, улици - на самом юге, у Черного моря и у Дуная. В группу восточных славян входят: русские, украинцы и белорусы. Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В ней отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Указанные четыре срока дождей считались оптимальным для Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в. , что свидетельствовало о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблюдений.

 

 

 

Язычество славян

 

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество - обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Дающие стройную и непротиворечивую картину мира и его создания, опираясь на знания тысяч поколений людей, с их опытом, мыслями и чаяниями. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности - в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом самые древние пласты верований не вытеснялись более новыми, а наслаивались друг на друга. Поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложна.

 

 Помимо этого обстоятельства воссоздание картины язычества славян затруднено и потому, что до сего дня практически не сохранилось письменных источников. По большей части - это христианские антиязыческие сочинения.

 

 В исследовательских трудах, связанных с языческой тематикой, можно обнаружить несколько толкований такого понятия как "язычество".

 

 В современной науке язычеством (от старославянского языцы — народы, иноземцы)  называется комплекс религиозных верований, представлений, обрядов. Они предшествовали возникновению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма) и послужили их основой.

 

  Академик Б.А. Рыбаков во вступлении к работе «Язычество древних славян» трактует понятие «язычество» обобщенно: «...я считаю вполне законным обозначение им того необъятного круга спорных вопросов, которые входят в понятие первобытной религии: магия, анимизм, прамонотеизм, дуализм и т.д.» Там же: «Славянское язычество - часть огромного общечеловеческого комплекса пеpвобытных воззpений, веpований, обpядов, идyщих из глyбин тысячелетий и послyживших основой всех позднейших миpовых pелигий.»

 

В христианской литературе язычниками называют последователей всех нехристианских политеистических религий. Термин употребляется в отношении религиозных верований и обрядов первобытных народов, а также религиозных систем древних народов (египтян, вавилонян, греков, римлян, кельтов, скандинавов, славян и т. д.). К язычеству относят современные религии индуизм, брахманизм, буддизм, конфуцианство.

 

Основными характеристиками язычества выступают:

 

1. Многобожие

 

2. Боги язычества выступают  выражением гармонии и порядка;  при этом они практически лишены  индивидуальной свободы, оказываясь  подчиненными каждый своей функции в обеспечении космического миропорядка, исполняя судьбу так же, как и люди

 

3. Основным нравственным  требованием является соблюдение  «меры»: от бытовой умеренности  до достойного несения своего  жребия, не преступая его внутренней  «логики»

 

4. Боги язычества представляют собой персонификации, где на первый план выходит компонента воплощения стихии

 

5. Боги язычества конституируются  как человекоподобные

 

6. Язычество фундировано  феноменом теофании, т.е. возможности  непосредственного вмешательства  богов в земную жизнь людей

 

7. Смысловым центром  язычества выступает оправление  религиозного культа, сфокусированного  на непосредственных ритуалах (жертвоприношения  богам, участие в мистериях  и т.п.), а не на творимой молитве

 

8. Язычество предполагает  развитую магическую практику, основанную на приведении в действие присущих Космосу тайных сил

 

9. Эмоциональная тональность  язычества мажорна: в отличие  от христианства как «религии  плача»

 

10. Язычество существует  в нескольких версиях. К древнейшим  пантеонам языческих богов традиционно относят египетский и шумерско-аккадский. К более поздним языческим пантеонам относят древнегреческий и древнеримский. Нельзя забыть также о славянском языческом пантеоне.

 

Религия славян не однородна, это связанно, скорее всего, с территориальными особенностями и условиями жизни различных славянских народов. Наряду с общеславянскими божествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов, одни и те же боги получали различные названия. Можно утверждать, что в раннем Средневековье разделились верования западных балтийских славян и восточных поднепровских, тогда как язычество южных, восточных а также польских славян во многом сохраняло единство.

При расселении славянских племён в VI-IX вв. их культура смешивалась  с верованиями местных финно-угорских, балтских и тюркских народов. Это вызвало сильную раздробленность и межплеменную вражду славян. Каждая деревня могла иметь своих богов, а конфликты на религиозной почве возникали с завидной регулярностью.

Славянское язычество относится к политеистическим религиям, то есть славяне признавали существование многих богов. Язычник, используя слово "бог", имел ввиду конкретное сверхъестественное существо, представителя славянских родов, достигшего духовного уровня Творца и получившего возможность оперировать процессами вселенной. Славяне говорят: "Боги наши - суть предки наши, а мы дети их".

Особенностью славянского  язычества часто является выделение  у каждого племени своего главного божества. Так в договорах Руси с Византией Перун назван "бог наш", "в которого веруем". Гельмольд говорит о поклонении Святовиту, "которому посвятили величайшей пышности храм и идола, ему именно приписывая первенство между богами". Вместе с тем у славян, как и у балтов, имелось представление о верховном божестве. Но, как правило, боги эти у разных племен могли быть разные.

Для славянского язычества  характерен дуализм. Если у скандинавов, например, трудно выявить "добрых" и "злых" богов, то славяне различали  и противопоставляли чёрное и  белое начало мира, тёмное и светлое, земное и небесное, женское и мужское начала. Такое противопоставление известно для Белобога и Чернобога, Перуна и Велеса, Святовита и его ночных врагов. Исследователи заметили, что в пантеон князя Владимира не вошли ни Велес, ни Сварог, ни Род, важнейшие боги, которые противостояли Перуну.

 

 

Этапы развития язычества  у славян.

 

В развитии язычества  славян можно выделить несколько  этапов, накладывавшихся один на другой.

 

Для первого этапа  характерно одухотворение и обожествление  природы и вера в добрых и злых духов - берегинь и упырей. Особо почитались три великие стихии: огонь, вода и земля.

 

Священным небесным огнем  признавалась молния, а поражение  ею - наказанием свыше. Великую очистительную  силу имел вытертый из дерева «живой огонь», который использовали в борьбе с массовыми болезнями людей и домашних животных, а также для разжигания ритуальных костров во время общинных празднеств.

 

Водную стихию обоготворяли как порождающее начало жизни, оплодотворяющее  землю. Родники - «прощи» - почитались как хранители и раздаватели таинственных целебных сил, дающие прощение и отпущение болезней.

 

Земля почиталась как  всеобщий источник жизни, называлась почтительно  «мать - сыра земля» и являлась воплощением  святой чистоты. Земле приносили  жертвы, ею клялись, перед ней каялись в грехах. Она кормила, хранила от бед и напастей живых и принимала в свое материнское лоно мертвых, за исключением нечистых покойников, кости которых или гробы выбрасывала вон. Обладавшие чарами земля, вода и огонь играли существенную роль в гаданиях.

 

Славяне также чтили  освященные пущи и рощи (жилища богов), старые большие деревья и деревья  с дуплами и со стволами причудливой  формы, огромные камни и горы, камни  с отпечатками человеческой ступни и т.п. Им поклонялись и приносили жертвы.

 

Наряду с этим, вся  природа, по представлениям древних  славян, была населена духами. По принципу отношения к человеку они делились на добрых и злых: берегинь и упырей. Это древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных  начал - доброго и злого, оберегающего человека и враждебного человеку. Злых упырей нужно было отгонять и задабривать жертвами, добрым берегиням тоже нужно «класть требы», и не только в качестве благодарности, но и для того, чтобы они проявили активно свою доброжелательность к человеку. Неслучайно наименование добрых и злых духов имеет множественное число. Дело в том, что и те, и другие первоначально не были пеpсонифициpованы.

Информация о работе Язычество восточных славян