Язычество восточных славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 11:37, реферат

Краткое описание

Язычество восточных славян - огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства.
Тема реферата выбрана мной не случайно. Язычество притягивает к себе не только таинственными, порой непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.

Содержание

Введение.
1.Происхождение восточных славян.
2.1.Язычество славян.
2.2.Этапы развития язычества у славян.
2.3.Языческая картина мира славян.
2.4.Обряд погребения.
2.4.Обряд соумирания.
2.5.Жречество.
2.6.Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.
3.Крещение Руси, возникновение «Двоеверия».
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

«Язычество восточных славян».doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

 

 Само это специфическое  явление, которое, видимо, правильнее  во всех отношениях называть  народным христианством, а не "двоеверием", вобрало не только  христианскую и языческую (в  узком смысле восточнославянскую) традиции, но и мощный пласт  так называемой городской, ахристианской культуры, во многом определившем характер и формы нового духовного симбиоза.

 

 Проанализировав мнение  большинства исследователей данного  вопроса, можно прийти к выводу  о том, что принципиальных различий  между новой религией и старым миропониманием не было, и это, в свою очередь, не способствовало полному отмиранию язычества. И в язычестве и в христианстве одинаково признавался единый владыка Вселенной. В обоих вероисповеданиях существовали невидимые силы низших разрядов, проводились моления - богослужения и магические обряды с заклинаниями-молитвами. Каркасом годичного цикла празднеств были солнечные фазы, существовало понятие "души" и ее бессмертия, ее существования в загробном мире. Поэтому перемена веры расценивалась внутренне не как смена убеждений, а как перемена формы обрядности и замена имен божеств.

 

 Деревенское население  продолжало жить согласно религиозным  прадедовским представлениям, хотя  и считалось крещеным. А город  и княжеско-боярские круги, приняв  многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами-игрищами с их танцами, музыкой гусляров и пением, но и поднимали свою старинную, гонимую церковью религию на более высокий уровень.

 

 На основании всего  вышесказанного можно предположить, что древнеславянское язычество  как система пантеизированного  мировоззрения определяет общее  направление и содержание всех  последующих типов мировоззрения, проникая и пронизывая их на всех этапах развития Русского государства. Очевидно, речь идёт о существовании определенных ментальных стереотипов, которые не нуждаются в обосновании и передаются на уровне некоего социального кода, что показывает, насколько неповторимо и живуче язычество.

 

 Крещение Руси не  смогло перечеркнуть предшествовавшие  традиции язычества, господствующие  в течение многих столетий. Христианство  приобрело на русской почве  свои специфические черты. Именно  слияние древней языческой культуры, обычаев славян и новых верований и по сей день определяет особенности русского православия.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Рассмотренный исторический период имеет большое значение в российской истории. Восточные славяне явились предками не только русского человека, но и украинцев, белорусов, латышей и других. В этот период происходило освоение Восточно-европейской равнины, налаживание межплеменных контактов, процесс смешивания народов. Впоследствии начали образовываться племенные союзы – один из основных шагов по направлению к возникновению государственности.

 

  Народная культура сохранила и донесла до нас богатое фольклорное наследие наших предков в виде песен, сказок, заговоров, а традиционный крестьянский быт сохранил символику вышивок и резьбы по дереву, также заключающую в себе древний языческий смысл. Даже христианство на Руси настолько впитало в себя языческую символику и обрядность наших предков, что еврейская и греческая составляющие постепенно отошли в нём на второй план. Это однозначно указывает на то, что изучение истории русского народа, познание его культуры и всех видов народного творчества невозможно без выявления их архаичной языческой подосновы. Изучение древнерусского язычества - это не только углубление в первобытность, но и путь к пониманию культуры народа.

 

По своей сути язычество  являет собой естественную духовность, свойственную человеку от рождения. Оно  берёт своё начало в самой природе  и в родовой памяти народа. В  разные исторические эпохи языческая  вера наших предков принимала  различные формы, сохраняя при этом свою изначальную духовную суть.

 

  Язычество древних славян являлось верой простого народа, который естественным образом был приближен к земле, природе. Это была, своего рода система магических знаний, которая могла умереть только вместе с народом. Пока народ способен жить, и осознавать себя на своей земле наследником предшествующих поколений, будет жива и его традиция, и в данном случае термин "традиция" необходимо воспринимать как высокоразвитое философско-этическое учение.

 

  Языческая вера наших предков - это традиционная народная культура, родовая система верований, комплекс мировоззрений, направленных на гармоничное развитие человека в природе, приобретение им необходимых способностей, используемых на благо своего рода-племени.

 


Информация о работе Язычество восточных славян